Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

И снова о «скрепах»

Точнее о том, как живую веру и действенную идеологию превращают в симулякр

Александр Невский в Орде (картина Семирадского)_.jpg

Генрих Семирадский. Александр Невский в Орде. 1876. Сюжет картины связан с отказом князя от исполнения языческих обрядов

Исторически Россия – страна православная. Это – бесспорный факт.

Сейчас принято радоваться этому, как и тому, что «встающая с колен» (процесс, сильно растянутый во времени, практически на всю путинскую эпоху, которая, многая и благая лета «Гаранту», пока еще длится) наша несчастная Родина снова активно востребует свои исторические «традиционные ценности». Правда, уже к самой терминологии возникают некоторые вопросы. Сказано ведь «традиционные», а не «православные». Поскольку, наряду с историческими и традиционными, по-прежнему сильно востребованы «ценности» либеральные. То бишь толерантность и многонациональность. И, поскольку, традиционных религий у нас, как известно, по закону четыре, наш православный Гарант то, надев кипу, ханукию зажжет, то Коран поцелует. В общем, апофеоз традиции. И не поймешь, чего здесь больше: пиара, который (естественно) несоизмеримо важнее и приоритетнее самой веры или обыкновенной теплохладности. Александр Невский и в Орду ездил, и, когда надо, хану кланялся, но языческих обрядов вроде не совершал? И Дмитрий Донской, будучи вассалом Орды и до определенного момента платя ей дань, тоже ничем таким вроде не отличался…

Но это так, к слову. Наша тема сегодня связана только и исключительно с Православием. Поскольку именно оно, по общему признанию – та главная «скрепа», что должна вдохновлять на подвиги наших воинов, сражающихся против укронацизма и за поносимый нашими врагами «русский мир».

На самом деле полного понимания того, что это такое, у нас самих нет. Немалое число наших православных станут с пеной у рта защищать пресловутый главный военный храм в парке «Патриот», являющийся ярким образчиком типично постмодернистского смешения идей, стилей и образов. В том числе и некоторые борцы с церковным модернизмом.

Странные события происходят в последнее время и с теми, у кого с идеологией и верой, казалось бы, все в полном порядке.

Уже только ленивый не обсудил вызывающее действо – отмеченную с показной новорусской роскошью второбрачную свадьбу «православного олигарха» Константина Малофеева и главной поборницы прав детей Марии Львовой-Беловой. Главный диссонанс здесь не в том, что кто-то из них не так повел себя в своих делах. К этому также есть вопросы, но сейчас речь не о том. Главное, как мы уже отметили раньше – полнейшее несовпадение открыто декларируемой веры и идеологии и также вполне открытого публичного поведения. Нельзя проповедовать и пропагандировать одно, а делать другое. И все разговоры про «privacy» рассыпаются при первом же обращении к главному тексту христианства, то есть к Евангелию. В котором все доходчиво сказано – и про разводы, и про то, как богатым следует относиться к бедным, и про показную роскошь.

В предыдущей статье мы уже указали, что менее всего здесь уместно нападать на самих «брачующихся». Поскольку они существуют в системе, в которой указанный диссонанс относится к числу самых фундаментальных принципов. Идеология и вера декларируются, провозглашаются; вслух произносится много правильных слов, но реальная жизнь определяется совсем другими принципами. И кто же из, так сказать, статусных церковников посягнет на то, чтобы критиковать олигарха, если через него могут прийти (и порой приходят) не просто деньги, а очень большие деньги. Вы что, хотите ради вашей несчастной морали на самую фундаментальную «скрепу» посягнуть? Вам хорошо на диване сидеть, рассуждать, а нам тут нужно храмы строить и вообще Церковь возрождать. И ради этой простительной слабости таких хороших людей (которые по сравнению с некоторыми людьми в рясах – почти что образчик целомудрия) мы должны подрывать такие хорошие «проекты»?? Получается, что «духовные скрепы» существуют как бы отдельно от реальности, и никак нельзя сказать, что они в решающем смысле ее определяют. А это (мы очень извиняемся), в свою очередь, означает, что имеет место отнюдь не «работающая» идеология и вовсе не огненная, накаленная вера, как это было у святых отцов, да и вообще, скажем, у людей Древней Руси или Византии. А – симулякр.

При всем внешнем процветании и успешности (которые тоже сейчас уже отнюдь не очевидны) система в высшем, духовно-метафизическом смысле работает вхолостую, поскольку «брахманы», жрецы не поучают торговцев, а идут к ним на поклон. И сами в каком-то смысле становятся торговцами. То же и воины, кшатрии. Ярчайший пример крупно проворовавшихся высоких генералов из МО у всех на слуху. Но если ты, со всеми своими правильными словами, в глубине души тоже торговец, то в этом последнем качестве, может, и будешь успешным, хотя и по любому вторичным на фоне торговцев, так сказать, по основной профессии. Но не претендуй тогда на связь с Небом и на любовь народа!..

Когда у тебя вместо живой веры и определяемой ею живой жизни имеет место симулякр, происходят постоянные сбои и в столь любимой некоторыми «миссии». Миссия воспринимается как некое действо по привлечению в Церковь новых адептов при помощи приема. Суть же приема – в приспособлении «мiру», к тем, кого ты хочешь к себе привлечь. В ходе этого приспособления и происходит, на первый взгляд, незаметное перерождение самого института Церкви, обмiрвщление его. И снова перед нами явная вторичность тех, кто должен, по идее, быть духовным лидером народа, вести его за собой.

Пример Натальи Поклонской весьма показателен.

Откуда сия дэвушка появилась, какой у нее бэкграунд, кто куратор – вопрос отдельный и специфический. Но понятно, думается, всем, что когда она боролась против похабной «Матильды», продавленной «сверху», то была искренней. И многие понимали, что есть в ней что-то нутряное, исконное, какая-то подлинность. Видимо, именно это особо и раздражало властей предержащих, которыми любая подлинность воспринимается как потенциальная угроза. Хотя и не было в ней особой глубины, укорененности. На том и сыграли. Теперь «наша Няша» пропагандирует язычество, причем, в довольно агрессивной антихристианской форме. То есть служит как раз тому божку, который в реальности лежит в основе «украинства». Символ «русской весны», понимаешь…

Тут одно из двух.

Если такова ее реальная эволюция, то это – вопиющий провал, так сказать, профессиональных церковников, которые должны такие кадры беречь и с ними грамотно работать. Но ведь грамотная миссионерская работа как раз и предполагает подлинность, то есть именно то, что для кого-то страшнее всего. Действующая ныне церковная бюрократия, как, впрочем, и власти светские, более всего на свете страшится горячо и глубоко верующих. Если еще и грамотные при этом, то такое для властей этих – вообще туши свет. Малейший намек на подлинность сразу жесточайшим образом подавляется. Харизматиков ненавидят и истребляют, как главную опасность для своей власти.

Либо есть другой вариант, на самом деле не так уж и отличный от изложенного. Няшин напор так кого-то достал, что пришли кураторы и выложили аргументы, против которых переть было сложно. Либо продолжай скандалить и бороться за своего Царя, но тогда конец карьере. Либо слушай нас. И, при отсутствии реальной духовной глубины и желания над душой своей трудиться, вместо креста был выбран хлеб. Уж очень показательно стала она вдруг давить на знаковые больные точки, чтобы отсечь себя от ключевых православных смыслов…

В итоге мы имеем как бы два мира. Внизу еще остается народ, для которого духовные смыслы живы. Сознание у него по большей части примитивное, образования подлинного нет. Но есть пока еще безумно сильная тяга к свету, к подлинности, к реальному духовному возрождению. Как не умерла в нем и главная русская черта – органичная и естественная, как дыхание, способность к жертве. У властей же предержащих, как светских, так по большей части и духовных (при немногочисленных исключениях) есть стремление продолжить то, что вполне «успешно» делали и большевики – эксплуатировать эту энергию народа, не давая ей вполне возродиться, дабы не допустить угрозу для своей власти. А под этим – мутная игра глубинных мировых сил, «deep state», к которой пытаются как-нибудь сбоку пристроиться и те, кто выступает от имени России.

Владимир Семенко 




Возврат к списку