
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Ликбез для Соловьева
Искусственно сформировать гражданскую нацию на основе химеры невозможно
На фото: М. Хмелько. Переяславская рада 1654 г. Картина 1951 года.
Недавнее происшествие в эфире у Владимира Соловьева, где был подвергнут обструкции известный военный эксперт Александр Артамонов, вызвало бурные комментарии в патриотической блогосфере. В целом разделяя позицию уважаемых коллег, позволим себе некоторые замечания научно-аналитического плана.
Вначале о терминологии. Племя – это общность людей, возводящая себя к общему тотему. Этнос – это общность, имеющая общего предка. (Евреи – дети Авраама). Сложнее с гражданской нацией. Таковые стали формироваться, как известно, в постфеодальную эпоху, приходя на смену понятию «подданства». Признаков нации всего четыре. Это, во-первых, общность языка и культуры. При этом, какая бы ни была секулярность, культуру невозможно полностью отделить от религии. Остаточные элементы религиозности всегда остаются в эпоху модерна, поскольку полная оторванность от религии и от религиозных знаний не позволяет человеку ориентироваться в культуре от слова совсем. Характерный пример касается сáмой секуляризованной и либеральной страны Европы – Франции, где в свое время был подготовлен известный специалистам доклад Режи Дебре (советник президента Миттерана, доктор социологии), в котором настойчиво предлагалось вернуть элементы религиозных знаний в систему образования в светской государственной школе по описанной выше причине.
Итак, язык, культура, история (общность исторической судьбы) и, наконец, этос, то есть совокупность нравов и обычаев народа – вот признаки гражданской нации.
В Российской империи имело место сочетание национального принципа и имперского. Русский в широком смысле означало подданный империи, тот, кто признает над собой власть «Белого Царя», то есть русского православного императора. Именно это было основой имперской идентичности, а не только вероисповедание, как полагает безграмотный Соловьев.
Однако было еще значение слова «русский» и в более узком смысле. Этим словом обозначалась принадлежность человека к становому хребту империи – русскому народу, который мыслился состоявшим из великороссов (это и есть «русские» в сегодняшнем, сильно зауженном смысле), малороссов и белорусов. Некоторые относят сюда также и русинов, как относительно самостоятельную составляющую русского народа. Новороссия же (широкая дуга побережья, где сейчас идут боевые действия) входила в состав Империи отдельно от Малороссии. У нее была своя, отличная историческая судьба.
Сегодняшняя Украина – это химерическое, искусственное образование, являющееся наследием национальной политики большевиков (что как раз очень хорошо понимает президент Путин). Она включает три разнородные части: собственно «Украину» (Малороссию), то есть центральные области со столицей в Киеве, Галичину (западные области со столицей во Львове) и Новороссию со столицей в Харькове. Эти области никак не могут составлять единую нацию хотя бы потому, что у них разная историческая судьба. Что касается языка, то любой славист скажет, что западно-украинские диалекты, близкие к восточно-словацким и восточно-польским с их обилием полонизмов и галлицизмов, существенно отличались от малороссийского наречия, которое еще в 19 веке было отлично понятно русским (великороссам) безо всякого перевода. То издевательство над языком, которое искусственно предпринимается на «Украине» сегодня – это уже следующая печальная история. Ну, и наконец, в том, что касается религии (от которой, как мы указали выше, невозможно отделить культуру), то общеизвестно преобладание униатства на западе «Украины» и приверженность Православию ее центральных и восточных областей – Малороссии и Новороссии. Сейчас же в попытках насильственно слепить из совершенно разнородных частей гражданскую нацию политтехнологи переходят всякие разумные грани, пытаясь загнать украинцев в канонически ничтожную, незаконную ПЦУ, не имеющую ни с каким христианством ничего общего.
Само понятие «украинец» стало активно использоваться во второй половине 19 века в первую очередь именно в западных областях, входивших в состав Австро-Венгрии. Понятно, откуда возникло слово: «западэнцы» жили именно на окраинах Австро-Венгрии. В отличие от малороссов, которые с древности населяли «Малую» (то есть центральную) Русь. Данное национальное движение было вполне органичной составляющей общего процесса поиска самоидентичности и борьбы за свою национальную «особость», который касался и других славянских народов: сербов, болгар, словаков и др. Последний пример здесь наиболее близок, поскольку Словакия также входила в состав Австро-Венгрии, этой искусственной, лоскутной империи, и всю вторую половину 19 века в лице своих культурных лидеров (Людевита Штура, Янко Краля и др.) боролась за свой литературный язык и культурное своеобразие. К Российской империи данный процесс не имел никакого отношения. И лишь в 20 веке революционная пропаганда, в которой большевики играли ведущую роль, стала внедрять данное понятие в среду южнорусских губерний. Получалось так, что малороссам (то есть исторически «центральным» русским) стали навязывать психологию и идеологию «окраины», тем подспудно посягая на их идентичность.
Дальнейшая политика т.н. «коренизации» (то есть, в применении к Украине – самой откровенной насильственной украинизации), проводимая большевиками уже в советское время, как раз и стала той ретортой этих политических алхимиков, в которой был выращен гомункул бандеровщины и сегодняшнего укронацизма. Апеллируя к советскому опыту, Соловьев выдает себя с головой. Для таких, как он, любой вариант хорош, лишь бы не допустить возрождения исторической России.
Владимир Семенко
С сокращениями – на ТК «Царский крест»