
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Воспоминание о будущем
Валентин Катасонов об антиутопиях[1]
Жанр антиутопии насчитывает уже немало лет, хотя и достаточно молод по сравнению с тем, от чего он отталкивается, то есть с утопиями. Если утопия – это образ будущего, желаемого с точки зрения автора, то антиутопия, напротив, рисует картину возможного будущего с целью предостеречь от такого развития истории, как-то противодействовать ему. Впрочем, так бывает не всегда. Порой сложно сказать, что за текст перед нами: действительно антиутопия или некий проект. Может статься, что за вывеской антиутопии кроется некое знание; некоторые авторы проявляют в отношении вполне реального будущего (теперь нам известного) такую прозорливость, что закрадывается подозрение: не причастны ли они сами к его проектированию?
Известный экономист и системный аналитик Валентин Катасонов разбирает в своей книге художественные произведения, которые лишь условно можно объединить по принципу принадлежности к жанру антиутопии: «Легенду о великом инквизиторе», входящую в состав романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»; «Мы» Е.Замятина; О дивный новый мир» О. Хаксли; «1984» Дж. Оруэлла; а также тексты Дж.К. Джерома, Э. Форстера, К. Чапека, Г. Уэллса и Р. Бредбери. Также в книгу включены сюжеты, вообще не имеющие никакого отношения к беллетристике, в частности, анализ «творчества» деятельности известного идеолога глобализма Ж. Аттали.
Научные интересы В.Катасонова лежат преимущественно в сфере анализа современной реальности и истории финансов. Отсюда и восприятие подвергаемых анализу художественных произведений под вполне определенным углом зрения.
Из всех перечисленных выше авторов Достоевского уж точно не назовешь никаким «проектантом»; упомянутая «Легенда», как и все его творчество – это великое пророчество, грозное предостережение, к сожалению, как теперь мы знаем, не услышанное его современниками и их потомками. Достоевский в полной мере уловил главную суть историко-метафизической проблемы, отражаемой в антиутопиях: находятся люди, кто, причисляя себя к «элитам», полагает, что вправе определять будущее для всего человечества, диктовать свои условия самой истории. Т.н. «элиты» – это всегда замкнутый в себе орден, претендующий на эзотерику, некое тайное знание; это знание полагается в основу утопии, навязывается остальному человечеству. Валентин Катасонов показывает, что «эзотерики» эти смыкаются с хозяевами денег; ведь без финансирования никакая революция, никакое насильственное преобразование мира невозможны.
Устами «русского инока» Алеши Карамазова, брата Ивана, Достоевский раз и навсегда формулирует суть всей этой «эзотерики», лежащей в основе любой утопии. Тайна твоего инквизитора очень проста, говорит он брату. Он просто не верует в Бога, вот и всё. В действительности, однако, часто приходится говорить не о примитивном неверии, но скорее о богоборчестве. Утописты – как бесы: веруют и трепещут. Именно богоборчество, сознательное противление Божиему замыслу о мире и человеке лежит в основе утопического «счастья», предлагаемого инквизитором и его преемниками «остальному человечеству. Ибо это ложное «счастье» предлагается в обмен на свободу. Но поскольку стремление к свободе, а также (как следствие) – к творчеству и развитию Самим Богом заложено в человека, то утописты-инквизиторы ставят своей целью создать нового человека, которому эти стремления были бы уже несвойственны.
Поскольку в утопиях упраздняется, так сказать, традиционный человек, как он задуман Богом, с его свободным стремлением к высшему, то понятно, что при всей демагогии, которой это прикрывается, в человеке укрепляется, как бы консервируется состояние греха; при этом само понятие греха изгоняется из сознания вовсе. Грех в утопиях разрешен, лишь бы человек не вспоминал о своем призвании быть с Богом, вложенном в него Самим Творцом.
В упомянутых антиутопиях мы видим три практических варианта, три способа «переделки» человека. В романе Е. Замятина «Мы» эта цель достигается с помощью операции на мозге, сходной с лоботомией. В «О дивном новом мире» О. Хаксли для этого используется искусственная биологическая селекция и наркотики. В романе Дж. Оруэлла «1984» – выработка «правильного» сознания с помощью страха и изощренных пыток + «промывание мозгов при помощи СМИ, массовой культуры и примитивных развлечений. Понятно, что в «дивном новом мире», устрояемом утопистами, нет места таким традиционным общностям, как семья и Церковь.
В романе «1984» главное преступление, которое может совершить человек – это даже не политический протест (на такое там давно никто не решается), а инакомыслие, называемое «мыслепреступлением». Как это знакомо нам, жившим в советское время, по которому люди с короткой исторической памятью начинают сегодня ностальгировать! Не случайно «Мы» Замятина и «1984» Оруэлла находились тогда в глубоком спецхране (феномен, который приходится порой специально растолковывать сегодняшней молодежи, никак не могущей взять в толк, как это можно прятать от читателя книги). Катасонов приводит характернейшее высказывание собеседника Ленина Г.Уэллса, бывшего, как известно, не только писателем, но и весьма высокопоставленным и информированным английским разведчиком, из его интереснейшей книги «Открытый заговор» (The Open Conspiracy): «Политический мир Открытого заговора должен ослабить, поглотить и вытеснить существующие правительства, стерев их с лица земли. Открытый заговор является естественным наследником социализма и коммунизма, которые были его эффемизмами; он может установить контроль над Москвой еще раньше, чем захватит Нью-Йорк». Из чего видно, что известная беседа с Лениным была вызвана отнюдь не досужим писательским интересом…
Однако крайне ошибочным было бы утверждать, что упомянутые антиутопии содержали в себе лишь обличение социализма и коммунизма; такой взгляд следовало бы признать слишком узким. Они имеют универсальное и общемировое значение, будучи сегодня не менее актуальными, чем в 20 – 40-е годы прошлого столетия.
В заключительной части своей книги автор как бы возвращается от анализа беллетристики к своей основной профессии прикладного аналитика и обращается к «творчеству» одного из главных идеологов Римского клуба Жака Аттали. И он, и З.Бжезинский, и К. Шваб, и А. Печчеи, и другие их коллеги-единомышленники не раз за последние годы высказывали сожаление в связи с тем, что переделка (перестройка, перезагрузка) современного мира пробуксовывает, идет не так быстро и слаженно, как им хотелось бы. Слишком сильной оказалась в людях инерция традиции, сила пассивного сопротивления тому насилию над естественной жизнью, которое содержат в себе глобалистические утопии. Поэтому идеологи глобализма столь активно и настойчиво в последние десятилетия пытаются использовать для окончательного успеха своей антихристианской утопии современные средства электронного контроля, именуемые в народе «электронным (или цифровым) концлагерем». Сегодня тотальное внедрение этих средств лукаво прикрывается необходимостью борьбы с т.н. «ковидом» и тем, что совершенно не адекватно именуется «вакцинацией». Анализ самых последних событий, связанных с эпопеей «COVID–19», приведенный в заключительной части монографии В.Ю. Катасонова, придает ей просто кричащую актуальность.
Книга профессора Катасонова об антиутопиях – бесспорно, весьма значимое событие; она уже вошла в ряд незаурядных прикладных исследований, безжалостно и очень точно вскрывающих подлинную подноготную глобалистического проекта.
Катасонов – весьма плодовитый автор; он выдает буквально книгу за книгой, публикуя их с непостижимой быстротой. Это – его бесспорное достижение. Но у всего, как известно, есть своя оборотная сторона. При всем интересе и значимости данной книги (как, впрочем, и других творений уважаемого профессора) приходится с сожалением отметить некоторую рыхлость композиции и немалое число повторов, что до известной степени скрадывает более чем положительное впечатление от чтения. Порой создается ощущение, что автор просто собрал под одну обложку все свои статьи по теме, а редакторы не удосужились углубиться в текст и помочь автору достичь большей цельности. Впрочем, этот, хотя, на наш взгляд, и весьма важный, но все же частный момент в конечном счете ничуть не «убивает» замысел, хотя и несколько портит исполнение.
В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность руководству издательства «Наше завтра» за редкую в наше время широту и терпимость. Ведь разбираемая книга по сути – глубоко антикоммунистическая. Отрадно, что руководители издательства сумели возвыситься над своими идеологическими пристрастиями, благодаря чему эта ценная монография увидела свет.
Владимир Семенко