Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Пражский кризис

Пражский кризис

События в Чешской и Словацкой Церкви: мнения специалистов

Местоблюститель митрополичьего престола Православной Церкви
Чешских земель и Словакии архиепископ Симеон,
чье смещение многими считается весьма сомнительным

Люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте.

В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами. Вот уже на протяжении более трех недель все наши мысли настолько поглощены драматическими событиями, совершающимися на Украине, что практически незамеченной прошла новость из Чехии. Речь идет о смещении местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Симеона. Это событие уже расценено представителями части демократической общественности как «очередной 1968-й год». При этом в качестве танков и КГБ-нишков позиционируется председатель Отдела Внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев). Пока еще непонятно – будет ли в Православной Церкви Чешских земель и Словакии иметь место некое подобие «Киевского Евромайдана» или же Константинопольские шахматисты воспользуются Евромайданом в Киеве, чтобы сделать более болезненный для Московской Патриархии выпад. Но обо всем по порядку.

7 ноября в Праге состоялась неофициальная встреча главы ОВЦС митрополита Илариона с архимандритом Мареком (Крупицей) и архиепископом Юраем (Георгием Странским). Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Симеон категорически отказался участвовать в неформальных беседах, позиционируя их в качестве сепаратных переговоров. Люди, близкие к архиепископу Симеону, объясняют этот отказ тем, что неформальный визит митрополита Илариона был воспринят как инспекция барина в отдаленное поместье. Представители демократической российской общественности Чехии даже сравнили действия руководителя ОВЦС с известными событиями 1968 года. А спустя месяц, 9 декабря, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии произошел переворот. Три члена Синода - архиепископ Прешовский и всея Словакии Ростислав (Андрей Гонт), архиепископ Михаловский Юрай (Георгий Странский) и викарный епископ Иоаким (Роман Грдый) - отстранили архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона от исполнения обязанностей местоблюстителя митрополичьего престола и назначили на эту должность архиепископа Ростислава. На заседании присутствовали представители Константинополя – митрополиты Эммануил Гальский и Арсений Венский, а также глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион. Горячий сторонник владыки Симеона (точнее, горячий противник «московского неосталинизма») Сергей Комков в своем авторском комментарии особо выделил то, что «представители Вселенского патриарха категорически возражали против подобных действий и предупреждали о последствиях данного шага. А представитель Московского Патриарха (которого Предстоятель Чешской и Словацкой Церкви архиепископ Симеон вообще не приглашал на заседание Священного Синода) молчаливо одобрил эти действия. Дав тем самым раскольникам карт-бланш на совершение столь пагубного шага».

Реакцией на низложение стало Заявление Высокопреосвященнейшего Симеона, Архиепископа Оломоуцко-Брненского, Митрополичьего управляющего Православной Церкви Чешских земель и Словакии, текст которого уже утром 10 ноября был разослан по всем православным приходам Чехии и Словакии. В тексте Заявления члены Синода обвиняются в незаконном захвате власти и раскольничестве. В связи с этим владыка призвал считать единственным на данный момент канонически правомочным главой Поместной Православной Церкви именно его, что должно проявляться в том числе и в том, что за богослужением должен поминаться только архиепископ Симеон - вплоть до разрешения в самом скором будущем сложившейся ситуации. Владыка Симеон уповает на то, что это произойдет благодаря вмешательству Православных Церквей, в первую очередь, Константинопольской (на чем дважды в коротеньком тексте делался акцент).

Как известно, Православная церковь Чешских земель и Словакии получала автокефалию дважды: в 1951 году — от Московского Патриархата, и в 1998 году — от Константинопольского Патриархата, поскольку Константинополь автокефалию, выданную Москвой, не признал. В связи с этим, в 2011 году случился неприятный казус: Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил недоумение по поводу праздничных мероприятий, приуроченных к 60-летию дарования Москвой автокефалии Чешской Церкви. И митрополиту Христофору пришлось тогда извиняться перед иерархами из Стамбула.

Афера с низложением митрополита Христофора всем нам памятна, пересказывать не станем, об этом говорено-переговорено. В контексте разговора о «перетягивании чехословацкого церковного каната», отметим то, что люди, пытавшиеся противоборствовать продвижению интересов Фанара, не всегда выглядели симпатично. Это дало повод ищущим повода сделать ряд язвительных выпадов, суть которых сводилась к тому, что «для Московской Патриархии нет «отбросов», а есть «кадры»».

Тем не менее, на майском епархиальном собрании новый Предстоятель выбран так и не был, и архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) по-прежнему остался временным главой Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По сообщению «Пражского телеграфа», мнение «владыки Симеона, имеющего в Синоде два голоса из пяти, систематически игнорировалось остальными членами Синода. В этой связи на последнем заседании владыка Симеон решил воспользоваться оговоркой, сделанной Константинопольским Патриархатом при предоставлении автокефалии. Согласно этой оговорке, в сложных и неразрешимых ситуациях Константинополь имеет право отправить в Синод своих представителей с правом голоса. По просьбе владыки Симеона такие представители в лице Эммануила и Арсения и были отправлены в Прагу». Понимая, что голоса представителей Константинополя будут отданы архиепископу Симеону, трое членов Синода воспротивились присутствию на заседании этих представителей. Не имея моральных сил переломить ситуацию, архиепископ Симеон закрыл заседание и объявил, что оно продолжится на следующий день. Однако сторона конфликта, противоборствующая константинопольской, попыталась переиграть престарелого местоблюстителя, и уже ночью на официальном сайте pravoslavnacirkev.cz  появился протокол, в котором говорится об избрании нового местоблюстителя. А 11 декабря уже появилось в сети Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, написанное Сергеем Комковым, в котором, в числе прочего, говорилось следующее: «…Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата под руководством митрополита Волоколамского Илариона погряз сегодня в бесконечных политических интригах и принимает активное участие в недостойных политических играх на территории стран Европы…». В открытом письме излагались перипетии затянувшегося конфликта в Православной Церкви Чешских земель и Словакии, причем, особый упор делался на обличении морально-нравственных качеств тех иерархов, на которых, по мнению, сторонников архиепископа Симеона, Московская Патриархия пытается сделать ставку в противоборстве с Константинополем.

Итак, люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте. В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами

.P.S. Сколько раз за последние три недели мне приходилось объяснять людям, что мы выступаем не «за донецких олигархов», а «против киевско-галицких либерал-нацистов».

Павел Тихомиров

Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/14/budet_li_v_cheshskoj_cerkvi_ustroen_antimoskovskij_evromajdan/

***
Чешским священникам сейчас не позавидуешь. Кого считать своим епископом? Замечу, что в уставе Чешской Церкви процедура избрания местоблюстителя, а тем более его смещения, никак не прописана.

На подворье Чешской Церкви в Москве в воскресенье 15 декабря как своего местоблюстителя поминали еще архиеп. Симеона. Что ж, это поступок.

Впрочем, а есть ли там сейчас официальный представитель Чешской Церкви, сменивший о. Алексия Ющенко?

Или там служат наши московские батюшки, которых просто забыли известить из Патриархии, кого им теперь следует поминать?

При этом сайт Московской Патриархии поместил только версию чешского синодального большинства, но не письмо архиеп. Симеона (См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/3427824.html). 

Что касается намеков на недоброкачественность альтернатив архиепископу Симеону, то об этом на недавних неудавшихся выборах прямо сказал посланник Константинополя митр. Эммануил: за епископом Юраем всюду тянется устойчивый шлейф гомосексуальных обвинений, и по этой причине Константинополь никогда не признает его в качестве главы Поместной Церкви.

Что же касается канонической оценки перевыборов, то она будет разной, и эта разница уходит корнями в разнствование позиций Москвы и Константинополя в вопросе об условиях предоставления автокефалии.

С точки зрения Москвы каждая Поместная Церковь, если видит свою дочернюю Церковь достаточно повзрослевшей, может "отселить" ее от себя и дать ей самостоятельность. С точки зрения Константинополя только "Вселенский Патриарх" может предоставить автокефалию новой поместной Церкви. Соответственно, Константинополь до сих пор не признает существование Православной Церкви Америки, автокефалию которой Москва даровала еще в 1970 году.  

Опять же Москва даровала автокефалию Чешской Церкви еще в сталинском 51 году, а Константинополь лишь в 98. Вопрос в том, что считает началом своего автокефального бытия сама Чешская Церковь. Если она считает таковой датой 51 год, то присутствие посланцев Константинополя на Синоде 9 декабря 2013 года было чисто гостевым, и они не имели права голоса. Если же чешский епископат считает датой получения автокефалии 98 год, тогда условия, прописанные в Константинопоьском томосе, для них обязательны, и у Константинополя в кризисную минуту есть право голоса в чешском Синоде. И тогда решение от 9 декабря было незаконным хотя бы по той причине, что оно было принято меньшинством голосов.  

Так что вопрос не просто в амбициях чешских епископов (насколько я наслышан, у избранного архиеп. Ростислава их как раз и нет). Тут вопрос вообще об устройстве Вселенской Церкви, о статусе, смысле и пределах первенствующей церковной власти в ней.

Протодиакон Андрей Кураев


Возврат к списку