
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Куда плывет «кача» Апачева?
Борясь с «демонами», автор популярного клипа в духовном смысле сам поддается их власти
Ниже предлагается краткое резюме статьи Евгении Амосовой, ссылка на полный текст которой дана нами в конце. Попытка разместить данный материал на некоторых вроде бы дружественных ресурсах встретила полное непонимание. Нам рассказывают, что автор клипа, о котором идет речь в статье, «наш», что он хороший и чуть ли не герой войны (виноват, СВО) за освобождение Новороссии от укронацистской оккупации. И что такой не может быть «засланным». Мы же (и автор статьи) говорим совсем не об этом.
Подобное восприятие изобличает в уважаемых коллегах полное непонимание природы творчества и духовной жизни. В качестве аналогии приведем пример монаха-подвижника, впавшего в прелесть (ложное духовное состояние). Он ни в малейшей степени не желает изменить истинной вере, предать Христа. И, тем не менее, в конечном счете ступает на путь погибели. Почему? Все дело в ложном духовном устроении и гордыне. Когда душа человека открыта для Бога, Господь посылает свою благодатную помощь. Если человек молится, причащается, со смиренным покаянным сердцем кается в грехах, Бог не попускает ему впасть в прелесть. Если же человек, напротив, закрывает свою душу для Бога, впадает в горделивое самомнение, то он рано или поздно становится игрушкой в руках темных духовных сил.
Так и в творчестве. Творческий дар – не наш, это дар Божий. Но, реализуя его, мы проявляем нашу свободу. И если наша душа закрыта для Бога, то наша творческая активность, не наполняемая Его благодатью, рано или поздно начинает инспирироваться силою бесовской, которую авторы разбираемого клипа, впав в гордыню и прелесть, вознамерились «похоронить». Так что если человек по своим убеждениям противостоит злу не по-христиански, а, так сказать, методами самого зла, охотник сам рано или поздно становится добычей. Гарантия от этого – главная христианская добродетель, то есть смирение. И духовная трезвость.
Этот краткий материал вовсе не является простым пересказом статьи г-жи Амосовой. При всей глубине и принципиальной правильности анализа она нуждается, на наш взгляд, все же в некотором углублении, дополнительной акцентации некоторых смыслов. Поэтому мы в данном случае, сосредоточиваясь лишь на некоторых, на наш взгляд, ключевых моментах ее анализа, позволяем себе некоторое соавторство, дополняя ее текст своим.
* * *
После того как на «Азовстали» стали сдаваться в плен бойцы «Азова»*, в интернет-пространстве появилась песня, а за ней и клип. В описании было лаконично написано: Аким Апачев и Дарья Фрей. «Пливе кача».
Она вызвала восторженное отношение в патриотической блогосфере и стала бурно раскручиваться. При этом другие песни, посвященные той же теме, например, «Мы вгрызаемся в Мариуполь», почему-то такого отношения не вызвали. Попробуем разобраться: действительно ли вышеупомянутый клип достоин нашей решительной поддержки?
Начнем с того, что подробно разобраться в проблеме могут лишь те, кто хорошо знает украинский фольклор, а также украинский язык. Для всех остальных же приходится сообщить, что «Плыве кача» – это сокращенное название украинской обрядово-погребальной песни «Плыве кача по Тысыне». Ею провожали в последний путь мертвых. (Качка – утка, стало быть, правильно переводить следует как «плывет ута»).
Все бы это было ничего, однако главное заключается в том, что песня «Плыве кача» активно использовалась Украинской повстанческой армией* (УПА*). УПА* же, как известно, во время Второй мировой войны сражалась на стороне нацистской Германии. Таким образом, эти два слова в начале песни отсылают нас к конкретному периоду в жизни нашей страны. И их сразу внедряют в сознание слушающих.
Могут, конечно, возразить, что песня не виновата в том, что наши враги сделали ее своим символом. Но это будет лукавством. Ведь и свастика точно так же не виновата. Сама по себе свастика – это древнейший солярный символ, который много где использовался. Есть даже иконография Божией Матери со свастикой. Но ясно, что после всей эпопеи нацизма просто так использовать этот символ, апеллируя к древней истории, уже невозможно. Для современных людей она навсегда связана с нацизмом, и всякое использование ее может быть истолковано как его пропаганда.
Нынешнее украинское государство использовало вышеупомянутую песню с полным осознанием нити, связующей его с бандеровскими предками. Когда на Майдане (нацистском перевороте) в 2014 году отпевали т.н. «небесную сотню», именно эта самая «Плыве кача по Тысыни» и звучала. Украинское государство, переформатированное в 2014 году, наследовало именно эту культуру. И заявило об этом во весь голос.
Однако данная песня – это то, что в клипе демонстративно выпячено, лежит на поверхности. Под нею в тексте, который читает рэпер, много чего запрятано. Например, вот это. «В „Азовстали“ „червона калыною“ снова май кровит Мариуполем». Не сказано по-русски – «калина красная» (что вызывало бы совсем другие ассоциации), а намеренно оставлено по-украински. «Червона калына» — это старая украинская песня, использовавшаяся как марш УСС* (Украинских сечевых стрельцов*). И в этом марше есть текст о том, что они пойдут на бой с «москалями» и тем развеселят загрустившую Украину. Сечевые стрельцы*, воевавшие с «москалями», тоже входят в пантеон героев нынешних, современных нацистов Украины. Но и, кроме того. «Червона калына» считается неофициальным гимном УПА*! Как говорится, классная работа!
Среди всей непростой темной мистики данного произведения обратим внимание на припев. В нем, в частности, упоминается «Богоматерь», которая «родит немовлято». «Немовлятами» называли новорожденных, грудничков, которые еще не могут говорить. Но в украинском языке есть слово «новонарожденный», которое здесь не употребляется. А второе значение слова «немовлято» – это просто немой, тот, кто говорить не может. Кроме того, никто из наших патриотов не задался простым вопросом: как можно хоронить демонов? (Предыдущая строка припева). Для того, чтобы кого-то похоронить в погребальном смысле, его нужно сначала лишить жизни, уничтожить. А демоны (то есть бесы) – это духи, против них оружие, способное физически уничтожать людей, не властно. К сказанному остается добавить, что «хоронить» по-украински означает не только погребать, но и прятать (ср. «ховать»). Так кто и что здесь делает с демонами? И кого, собственно, рождает здесь названная «Богоматерью»?
Понять это нам поможет обращение к трудам известного идеолога бандеровщины Дмитрия Донцова, оказавшего огромное влияние на ОУН*. В своей работе «От мистики к политике», где он занят поисками некоего «предхристианства», Донцов пишет, что «Мария “Богородица” соответствует Кибеле, “матери богов”». По его мнению, культ Матери Божьей близок к культу «Матер Деорум» (Матери Богов – поначалу тайного, а затем государственного культа Кибелы в Древнем Риме). Это оргиастический матриархальный тайный культ. Он немыслим без человеческих жертвоприношений. Мистерии Кибелы – одни из наиболее древних и бесчеловечных.
Если в этой песне Богоматерь – это Кибела, то все становится на свои места. Прикрыть всё словами, которые не будут вызывать у людей никакого отторжения – это очень удачный прием.
В христианской традиции Божия Матерь может рождать лишь Богомладенца Христа, а не некоего непонятного «немого». Кстати, Христос – это же воплощенный Логос, то есть второе Лицо Пресвятой Троицы. А Логос (то есть Слово) по определению не может быть немым! Так почему не сказано, что Она рождает Христа (если это действительно Богоматерь), а говорится про какого-то немого? Христос по определению не может быть немым! Кроме того, странно, почему никому до сих пор не пришел в голову простой вопрос. Христос ведь уже родился. Единожды. Этот уникальный момент, включающий также Его земное служение, Голгофу, смерть и Воскресение, является важнейшим (и, повторяем, уникальным) этапом в домостроительстве нашего спасения. Следующее его Пришествие будет связано уже с концом времен, когда Он будет судить мир и всех нас. С какой стати рождать Его снова? Это по крайней мере странно для христианского сознания. Итак, если та, которая названа здесь Богоматерью, рождает некоего немого, и при этом сказано, что это Христос, то, стало быть, это такой «христос», который является антиподом Логоса – Слова. Значит, этот рожденный там, где «хоронят» (прячут?) демонов, есть антипод Христа. Антипод Христа – антихрист. Кибела рождает антихриста? Интересно девки пляшут…
Итак, женский голос, нарочито потусторонний, нам описывает некий мистический, оргиастический обряд. Все стихии. Утка плывет по воде, девки водят хоровод, в степи полыхает огонь, прячут демонов. И Кибела рождает нечто. И кто же рождается в этой крови, в этом огне?
И теперь зададимся главным вопросом. Может ли создание такой, мягко говоря, художественной картины быть вдохновлено Богом, благодатью Святого Духа? Или здесь все инспирировано некой другой духовностью?
______________________________________
* Организации, запрещенные в РФ.
По материалам статьи Евгении Амосовой