Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Куда плывет «кача» Апачева?

Борясь с «демонами», автор популярного клипа в духовном смысле сам поддается их власти

Плыве кача_.jpeg

Ниже предлагается краткое резюме статьи Евгении Амосовой, ссылка на полный текст которой дана нами в конце. Попытка разместить данный материал на некоторых вроде бы дружественных ресурсах встретила полное непонимание. Нам рассказывают, что автор клипа, о котором идет речь в статье, «наш», что он хороший и чуть ли не герой войны (виноват, СВО) за освобождение Новороссии от укронацистской оккупации. И что такой не может быть «засланным». Мы же (и автор статьи) говорим совсем не об этом.

Подобное восприятие изобличает в уважаемых коллегах полное непонимание природы творчества и духовной жизни. В качестве аналогии приведем пример монаха-подвижника, впавшего в прелесть (ложное духовное состояние). Он ни в малейшей степени не желает изменить истинной вере, предать Христа. И, тем не менее, в конечном счете ступает на путь погибели. Почему? Все дело в ложном духовном устроении и гордыне. Когда душа человека открыта для Бога, Господь посылает свою благодатную помощь. Если человек молится, причащается, со смиренным покаянным сердцем кается в грехах, Бог не попускает ему впасть в прелесть. Если же человек, напротив, закрывает свою душу для Бога, впадает в горделивое самомнение, то он рано или поздно становится игрушкой в руках темных духовных сил.

Так и в творчестве. Творческий дар – не наш, это дар Божий. Но, реализуя его, мы проявляем нашу свободу. И если наша душа закрыта для Бога, то наша творческая активность, не наполняемая Его благодатью, рано или поздно начинает инспирироваться силою бесовской, которую авторы разбираемого клипа, впав в гордыню и прелесть, вознамерились «похоронить». Так что если человек по своим убеждениям противостоит злу не по-христиански, а, так сказать, методами самого зла, охотник сам рано или поздно становится добычей. Гарантия от этого – главная христианская добродетель, то есть смирение. И духовная трезвость.

Этот краткий материал вовсе не является простым пересказом статьи г-жи Амосовой. При всей глубине и принципиальной правильности анализа она нуждается, на наш взгляд, все же в некотором углублении, дополнительной акцентации некоторых смыслов. Поэтому мы в данном случае, сосредоточиваясь лишь на некоторых, на наш взгляд, ключевых моментах ее анализа, позволяем себе некоторое соавторство, дополняя ее текст своим.

* * *

После того как на «Азовстали» стали сдаваться в плен бойцы «Азова»*, в интернет-пространстве появилась песня, а за ней и клип. В описании было лаконично написано: Аким Апачев и Дарья Фрей. «Пливе кача».

Она вызвала восторженное отношение в патриотической блогосфере и стала бурно раскручиваться. При этом другие песни, посвященные той же теме, например, «Мы вгрызаемся в Мариуполь», почему-то такого отношения не вызвали. Попробуем разобраться: действительно ли вышеупомянутый клип достоин нашей решительной поддержки?

Начнем с того, что подробно разобраться в проблеме могут лишь те, кто хорошо знает украинский фольклор, а также украинский язык. Для всех остальных же приходится сообщить, что «Плыве кача» – это сокращенное название украинской обрядово-погребальной песни «Плыве кача по Тысыне». Ею провожали в последний путь мертвых. (Качка – утка, стало быть, правильно переводить следует как «плывет ута»).

Все бы это было ничего, однако главное заключается в том, что песня «Плыве кача» активно использовалась Украинской повстанческой армией* (УПА*). УПА* же, как известно, во время Второй мировой войны сражалась на стороне нацистской Германии. Таким образом, эти два слова в начале песни отсылают нас к конкретному периоду в жизни нашей страны. И их сразу внедряют в сознание слушающих.

Могут, конечно, возразить, что песня не виновата в том, что наши враги сделали ее своим символом. Но это будет лукавством. Ведь и свастика точно так же не виновата. Сама по себе свастика – это древнейший солярный символ, который много где использовался. Есть даже иконография Божией Матери со свастикой. Но ясно, что после всей эпопеи нацизма просто так использовать этот символ, апеллируя к древней истории, уже невозможно. Для современных людей она навсегда связана с нацизмом, и всякое использование ее может быть истолковано как его пропаганда.

Нынешнее украинское государство использовало вышеупомянутую песню с полным осознанием нити, связующей его с бандеровскими предками. Когда на Майдане (нацистском перевороте) в 2014 году отпевали т.н. «небесную сотню», именно эта самая «Плыве кача по Тысыни» и звучала. Украинское государство, переформатированное в 2014 году, наследовало именно эту культуру. И заявило об этом во весь голос.

Однако данная песня – это то, что в клипе демонстративно выпячено, лежит на поверхности. Под нею в тексте, который читает рэпер, много чего запрятано. Например, вот это. «В „Азовстали“ „червона калыною“ снова май кровит Мариуполем». Не сказано по-русски – «калина красная» (что вызывало бы совсем другие ассоциации), а намеренно оставлено по-украински. «Червона калына» — это старая украинская песня, использовавшаяся как марш УСС* (Украинских сечевых стрельцов*). И в этом марше есть текст о том, что они пойдут на бой с «москалями» и тем развеселят загрустившую Украину. Сечевые стрельцы*, воевавшие с «москалями», тоже входят в пантеон героев нынешних, современных нацистов Украины. Но и, кроме того. «Червона калына» считается неофициальным гимном УПА*! Как говорится, классная работа!

Среди всей непростой темной мистики данного произведения обратим внимание на припев. В нем, в частности, упоминается «Богоматерь», которая «родит немовлято». «Немовлятами» называли новорожденных, грудничков, которые еще не могут говорить. Но в украинском языке есть слово «новонарожденный», которое здесь не употребляется. А второе значение слова «немовлято» – это просто немой, тот, кто говорить не может. Кроме того, никто из наших патриотов не задался простым вопросом: как можно хоронить демонов? (Предыдущая строка припева). Для того, чтобы кого-то похоронить в погребальном смысле, его нужно сначала лишить жизни, уничтожить. А демоны (то есть бесы) – это духи, против них оружие, способное физически уничтожать людей, не властно. К сказанному остается добавить, что «хоронить» по-украински означает не только погребать, но и прятать (ср. «ховать»). Так кто и что здесь делает с демонами? И кого, собственно, рождает здесь названная «Богоматерью»?

Понять это нам поможет обращение к трудам известного идеолога бандеровщины Дмитрия Донцова, оказавшего огромное влияние на ОУН*. В своей работе «От мистики к политике», где он занят поисками некоего «предхристианства», Донцов пишет, что «Мария “Богородица” соответствует Кибеле, “матери богов”». По его мнению, культ Матери Божьей близок к культу «Матер Деорум» (Матери Богов – поначалу тайного, а затем государственного культа Кибелы в Древнем Риме). Это оргиастический матриархальный тайный культ. Он немыслим без человеческих жертвоприношений. Мистерии Кибелы – одни из наиболее древних и бесчеловечных.

Если в этой песне Богоматерь – это Кибела, то все становится на свои места. Прикрыть всё словами, которые не будут вызывать у людей никакого отторжения – это очень удачный прием.

В христианской традиции Божия Матерь может рождать лишь Богомладенца Христа, а не некоего непонятного «немого». Кстати, Христос – это же воплощенный Логос, то есть второе Лицо Пресвятой Троицы. А Логос (то есть Слово) по определению не может быть немым! Так почему не сказано, что Она рождает Христа (если это действительно Богоматерь), а говорится про какого-то немого? Христос по определению не может быть немым! Кроме того, странно, почему никому до сих пор не пришел в голову простой вопрос. Христос ведь уже родился. Единожды. Этот уникальный момент, включающий также Его земное служение, Голгофу, смерть и Воскресение, является важнейшим (и, повторяем, уникальным) этапом в домостроительстве нашего спасения. Следующее его Пришествие будет связано уже с концом времен, когда Он будет судить мир и всех нас. С какой стати рождать Его снова? Это по крайней мере странно для христианского сознания. Итак, если та, которая названа здесь Богоматерью, рождает некоего немого, и при этом сказано, что это Христос, то, стало быть, это такой «христос», который является антиподом Логоса – Слова. Значит, этот рожденный там, где «хоронят» (прячут?) демонов, есть антипод Христа. Антипод Христа – антихрист. Кибела рождает антихриста? Интересно девки пляшут…

Итак, женский голос, нарочито потусторонний, нам описывает некий мистический, оргиастический обряд. Все стихии. Утка плывет по воде, девки водят хоровод, в степи полыхает огонь, прячут демонов. И Кибела рождает нечто. И кто же рождается в этой крови, в этом огне?

И теперь зададимся главным вопросом. Может ли создание такой, мягко говоря, художественной картины быть вдохновлено Богом, благодатью Святого Духа? Или здесь все инспирировано некой другой духовностью?

______________________________________

* Организации, запрещенные в РФ.

По материалам статьи Евгении Амосовой




Возврат к списку