
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Беспорядки в Москве – что делать?

В выходные дни произошли беспорядки в столичном районе Бирюлёво. Повод для беспорядков страшный и одновременно привычный – мигрант убил жителя района, причем, убил просто так, без причины, просто настроение плохое. И это самое страшное. Возмущение людей вызвало не убийство, к сожалению, в Москве убивают, и не национальность убийцы, а та легкость, с которой он убил. Так убивают, когда уверены в своей безнаказанности. Национальный контекст в данном случае появился именно потому, что люди видят причину этой уверенности в национальности убийцы.
Как только убийца был арестован, и появилась надежда, что он будет наказан, беспорядки стихли. Но радоваться рано; такие же события завтра или послезавтра могут повториться в любом другом районе Москвы или регионе страны. И чтобы предотвратить их (если это вообще возможно предотвратить), необходимо понять причины произошедшего. В первую очередь нужно понять, почему часть мигрантов в России, и не только из республик бывшего СССР, но и из национальных республик России, абсолютно уверены в том, что им все сойдет с рук, что закон писан не для них, а поэтому можно потушить вечный огонь, стрелять на улице, остановить машину и избить водителя или убить прохожего. И ужас в том, что эту уверенность господ мигрантов разделяет и коренное население центральной Росси. Именно с этой уверенностью людей, что в очередной раз никто не будет наказан, и связаны беспорядки. Люди пытаются добиться справедливости таким образом, потому что в случае с мигрантами на правоохранительные органы уже не надеются. Но почему так?
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: и мигранты и коренное население уверенны в безнаказанности мигрантов потому, что эта безнаказанность им многократно демонстрировалась. Но, во-первых, это не объясняет всего. А во-вторых, такой ответ лишь порождает новый вопрос: а почему мигранты безнаказанны?
Тому на наш взгляд есть две причины: институционально-правовая и культурная.
Начнем с первой – институциональной. Она, в свою очередь, разделяется на несколько:
- Коррупция. Но о ней мы много говорить не будем. Во-первых, потому, что об этом много сказано; а во-вторых, потому что в последнем случае коррупция ни при чем. Вряд ли у подозреваемого в бирюлевском убийстве были покровители и коррупционные связи.
- Неустроенность российских границ. Об этом тоже незачем много говорить. Сегодня российская граница напоминает границу страны дураков – ворота (пропускные пункты) есть, а вот стены (охраняемой границы) не наблюдается.
- Защита на родине. Мигранты уверены, что если они успеют добраться до родины, то они никогда не будут выданы в Россию. И уверенность эта практически одинакова как у жителей стран СНГ, так и у жителей наших национальных республик. А поскольку в условиях наших «открытых границ» выехать из страны очень просто (напомним, что убийцу французского бизнесмена арестовали не российские, а казахские пограничники), то ощущение безнаказанности должно было возникнуть.
- Отсутствие эффективного контроля над миграционным потоком. Подозреваемый в последнем убийстве разыскивается властями Азербайджана за аналогичное преступление, и при этом он беспрепятственно въехал в Россию и проживал здесь. Конечно, слабость контроля связана с отсутствием обустроенной границы. Но дело не только в этом, очевидно отсутствует информационный обмен либо между странами или между российскими ведомствами (ФМС и МВД). Явно не хватает инструментов для недопущения в страну нежелательных мигрантов.
Что же делать? Ликвидировать эти причины: бороться с коррупцией, устраивать границу, подписывать соглашения о взаимной выдаче и предусматривать в законодательстве запрет на въезд в Россию граждан тех стран, которые не выдают преступников, совершивших преступления в России; усилить работу ФМС и улучшить его взаимодействие с МВД, ужесточить законодательство и предоставить ФМС и МВД ресурсы, необходимые для его исполнения. Конечно, выполнить все это непросто и очень дорого, но есть ли у нас выбор?
Теперь о более глубинной причине – культурной. Ощущение безнаказанности это именно ощущение, а поэтому оно зачастую иррационально. Вот тут и появляется культурный аспект. Мигранты чувствуют свою безнаказанность потому, что они нас за людей не считают. (Это, конечно, касается не всех мигрантов. Но те, кто готов воспринимать нас как людей, и не кичатся своей безнаказанностью). Сама позиция, что люди – это я и мои родственники, в действительности не является уникальной. Историки утверждают, что первобытный человек именно так и воспринимал мир: люди – это я и мое племя, остальные не люди. Так что часть современных людей просто деградировала до состояния питекантропа. Деградация людей и народов случается. Хотя в данном случае нужно говорить именно о людях, а не о народах; во всех народах, где существуют современные питекантропы, существуют и носители высокой культуры. К сожалению, питекантропы встречаются и среди русских и даже новых русских – нет лучшей позиции для присвоения чужого, чем позиция, что в мире есть только один человек – Я, в этом случае только на меня распространяется право и мораль, и ответственность я несу только перед собой. Так что можно согласиться с тем, что у данной истории не религиозные корни, но нельзя согласиться с тем, что это бытовая история – это история именно культурная. Причина такой деградации – это предмет отдельного анализа (надеюсь, мы его ещё проведем).
Но вопрос, что с этим делать, остается.
Сегодня пытаются решить проблему за счет выстраивания механизмов адаптации. Но дело в том, что у питекантропа нет никакой мотивации к адаптации. Он не считает нужным что-либо менять в себе, поскольку абсолютно собою доволен. Тем более он не считает нужным адаптироваться к тем, кого он за людей ни признает. И поэтому именно эта часть мигрантов не адаптируется и адаптироваться не будет. Именно такие люди создают вокруг себя закрытую среду. Именно с ними нужен не культурный пряник, а культурный кнут. Их нужно не учить, а выявлять, через те же экзамены и психологические тесты и не допускать их проживания в нашей стране. Но такой подход требует ресурсов и инструментов – то есть решения первой задачи. Но ещё раз спросим себя: а есть ли у нас выбор?
Автор: Дмитрий Журавлев, государственный советник третьего ранга, специально для портала «Аминь.SU»