
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Фанариоты признали лютеранское крещение: что дальше?
На Фанаре взяли курс на сближение с лютеранами? Фото: СПЖ
Структура Фанара в Финляндии признала действенность крещения, совершенного лютеранами. Что это означает для Церкви?
29 сентября 2022 года Финляндская архиепископия Константинопольского патриархата и Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии подписали совместную декларацию о крещении.
Отныне, если член Лютеранской церкви Финляндии решил стать православным, «крещение над ним не совершается заново», потому что «наши Церкви признают действенность совершенного в обеих из них Крещения», сказано в документе.
Такое соглашение основано на утверждении, что «обе Церкви признают Крещение таинством или мистерией», а «крещеный человек может принимать благодать вечной жизни во Христе». В заявлениях, сделанных при подписании документа, глава фанариотской структуры в Финляндии архиепископ Лев высказал надежду, что документ поможет Церквам «более доступно донести смысл понятия Крещения в условиях, когда крещение детей сокращается».
Однако, кроме вопросов о различии в понимании крещения и «доступного донесения его смысла», возникает вопрос об истинных целях подобных решений.
Лютеране, Фанар и ЛГБТ
Лютеранство появилось в Финляндии в XVI веке, когда католическая Абоская епархия в 1554 году перешла в протестантство и стала частью Шведской лютеранской церкви. С XIX века лютеране Финляндии стали независимой структурой. Сегодня Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии считается государственной, и к ней относит себя большая часть населения. В 2020 году лютеранами назвались 67% финнов. Однако, если вспомнить, что в 1980 эта цифра была выше 90%, очевидно, что поддержка лютеранства в стране стремительно падает.
С точки зрения Православия, лютеране (в том числе и финские) – еретики. Они, в каком-то смысле, признают крещение и причастие в качестве таинств Церкви, однако не признают сакральный характер духовенства, отрицают роль свободы человека в его спасении. Именно финские лютеране максимально продвинулись в церковной «демократии». В 1986 году здесь утвердили женское священство, а к 2013 году число женщин-пасторов в Финляндии составило уже 50% от общего количества духовенства. Более того, в 2010 году у лютеран Финляндии появилась первая епископесса.
Финские лютеране не считают гомосексуализм и смену пола грехом. В 2017 году, после вступления в силу закона о равноправном браке, глава лютеран Финляндии Кари Мякинен обратился к ЛГБТ со словами поздравления: «Сегодня думаю в особенности о вас, кому теперь открылась возможность вступить в брак. Вы многому научили меня и показали богатство и многообразие подаренных нам Богом жизни и любви. Благодарю Бога за то, что вы есть».
Казалось бы, всего этого должно быть достаточно для православных, чтобы не иметь с лютеранами ничего общего. Именно так поступила РПЦ в 2013 году по отношению к лютеранам Швеции после того, как там признали гей-браки.
Однако в Финляндской Православной Церкви Константинопольского патриархата с такой постановкой вопроса оказались не согласны. Комментируя разрыв отношений между Русской Церковью и лютеранами Швеции из-за признания последними ЛГБТ, архиепископ Лев открыто заявил, что решение РПЦ «не имеет для нас никакого значения». Поддержал своего подопечного и патриарх Варфоломей, заявивший (в ответ на обращение РПЦ), что хотя и осуждает гомосексуализм, но продолжит «на социальном и богословском уровне» диалог с лютеранами Швеции. Как видим – продолжен богословский диалог и с лютеранами Финляндии тоже.
Как выяснилось из подписанного 29 сентября 2022 года совместного документа, православные финны не только не считают лютеран еретиками, но и утверждают, что Православная Церковь и Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии «имеют общие корни в неразделенном христианстве первого тысячелетия», а «после этого развитие учения шло иными путями, и потому мы имеем и различные представления о Крещении и способах его совершения». То есть никакой ереси, а просто «разные пути развития учения». Тот факт, что эти разные пути привели одну из «церквей» к женскому духовенству и признанию ЛГБТ, во внимание не берется. Так что же происходит на самом деле?
Единство с еретиками: первый шаг
Фанариоты давно и открыто говорят о необходимости единства всего христианского мира: православных, католиков и протестантов. Правда, не на основании Православного Предания и канонов Церкви, а на совершенно иных принципах. И если сам патриарх Варфоломей чрезвычайно активно работает с папой Римским и католиками, то работа с протестантами, видимо, отдана на откуп структуры Фанара в Финляндии.
Так, во время подписания документа о крещении архиепископ Лев с воодушевлением заявил, что «Финляндская Православная Церковь – неотъемлемая часть православного мира и действует вместе с другими Православными Церквами. Наши позиции могут быть определены как двусторонний диалог: с западной культурой и православным миром. Его успешность исключительно важна, ибо благодаря ему рождаются возможности укрепления экуменических связей в будущем – быть может, еще более тесной взаимосвязи между православными и лютеранами в Финляндии и на международной арене».
Из этих слов архиепископа Льва можно заключить, что его структура используется Фанаром для налаживания не только «экуменической», но и «более тесной взаимосвязи между православными и лютеранами». Что это за связь?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что еще в 2006 году некоторые представители фанариотской структуры в Финляндии объединились с лютеранскими пасторами в движение «Единство», которое открыто поддерживает идею церковного освящения однополых браков. Среди подписей, стоящих под декларацией «Единства» в защиту венчания гомосексуалистов, есть имена финских священников Фанара Хейкки Хуттунена и Тимо Лехмускоски. И это совсем не рядовые клирики.
Хуттунен – председатель Союза православного духовенства Финляндии и генеральный секретарь Финского экуменического совета. И вы вряд ли удивитесь, если узнаете, что во время «богословских диалогов», которые привели к подписанию совместного с лютеранами документа о крещении, Финляндскую Церковь представлял все тот же протоиерей Хейкки Хуттунен (sic!). То есть человек, выступающий за венчание гомосексуалистов, оказался причастным к признанию фанариотами Финляндии крещения лютеран. Что дальше?
А дальше, по-видимому, со-причастие с еретиками. Еще в 2005 году митрополит Хельсинкский Амвросий заявил, что «Православная и Лютеранская церкви Финляндии могли бы достигнуть "евхаристического гостеприимства", предлагая совместное причастие, например, при венчании смешанных браков между православными и лютеранами».
И, в принципе, после признания действительности крещения у лютеран для совместной «евхаристии» с ними у фанариотов Финляндии нет никаких препятствий, кроме, разве что канонов и догматов Церкви. Но, судя по действиям патриарха Варфоломея и его подчиненных в последние годы, следование церковным канонам сегодня на Фанаре не в приоритете.
Константин Шемлюк, 7 октября 2022