Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЬЕСУ «МАТЬ СОФИЯ»

Театральное неохлыстовство против русской святости

Мать София_ афиша_.jpg

На фото: афиша спектакля «Мать София»

11 июля в Суздале, на реке Каменка, за спортивным корпусом ГТК состоялся первый показ спектакля «Мать София» Театрального товарищества «Завод». Художественное руководство проекта – актер Владимирского академического театра драмы Александр Аладышев.

Пьеса «Мать София», созданная современными авторами, будет показана не менее 12 раз для гостей и жителей области в течение июля и августа. О планах по дальнейшему продвижению спектакля творческой команды ТТ «Завод» нетрудно догадаться, его участники и авторы не намерены останавливаться на демонстрациях своего детища лишь в формате open-air.

Постановка, как сообщают авторы, призвана рассказать о нелегком жизненном пути выдающейся святой – преподобной Софии Суздальской, в миру – Соломонии Сабуровой, первой супруги великого князя Московского Василия III.

Спектакль начинается с криков и проклятий, которые рассылает великая княгиня Соломония всем, кто решил отправить ее в монастырь. Сюжетная линия пьесы построена на самых скользких и грязных домыслах о супруге Василия III, собранных в Википедии из методичек для экскурсоводов советского времени, в которых должен был присутствовать антирелигиозный момент. Исторически доказанным фактом во всей этой «развесистой клюкве» является лишь то, что бездетная царица ушла при живом муже в монастырь, всё остальное – злонамеренная ложь антирелигиозной пропаганды, подхваченная извращённым сознанием современных деятелей культуры.

Зритель погружается не в целомудренную, аскетическую атмосферу царского двора и монастыря XVI века, а в морок бредней и разврата современной фейковой реальности. Главная героиня выражается весьма вульгарно и грубо, игра артистки больше подходит к образу падшей женщины – современной проститутки. Она говорит о себе «баба-то я простая», во все горло орет народные песни, несколько раз со сцены на реке Каменка звучат ее монологи, обращенные к небу и представляющие собой своего рода антимолитву. В одном из них святая, будучи уже монахиней, выражает свою радость и благодарность за то, что она понесла во чреве дитя. Тут же – у реки – актрисы Владимирского областного театра драмы Анна Лузгина и Наталья Демидова, исполняющие местных жительниц, рассуждают, смакуя подробности и смеясь, от кого же в монастыре забеременела София.

«По всему видно, что не от государя она в тяжести», – выкрикивает Анна Лузгина. «Так не ровен час, она здесь, в монастыре, нагуляла», – восклицает Наталья Демидова. Затем монахини резвятся у воды, плещутся, полощут ноги и нянчат рожденного Софией мальчика, который в скором времени должен стать мифическим разбойником Кудеяром.

Всё это напоминает, скорее, «радения» хлыстовской секты, чем православные формы богообщения и молитвословия.

Авторы утверждают, что в конце спектакля преподобная София раскаивается, что проклинала тех, кто упек ее в монастырь. Но даже это покаяние звучит как сделка с небом – ни в голосе, ни в манерах царственной особы нет ни смирения, ни плача о грехах, ни молитвенного духа.

Во время спектакля «Мать София» никто не танцует на кресте и не глумится над иконами, но все действо представляет собой настоящую клевету и осквернение образа великой русской княгини, прославленной в лике преподобных и жившей и в царском тереме, и в монастыре по примеру великих аскетов раннего христианства, о которых мы читаем в древних патериках и в «Лавсаике» Иоанна Мосха.

Преподобная София – образованнейшая женщина своего времени, жившая с самого рождения по церковному уставу, знавшая несколько языков, обладавшая тончайшим художественным вкусом и воспитанная в строгости и аскезе, по примеру знатных дворов Византии. Летописцы говорят о ее личном глубоком желании уйти в монастырь, она упрашивала об этом своего супруга, который «по совету ея» все-таки согласился с желанием жены, но долго не мог принять ее решения. О свободном выборе монашеской жизни говорит и то, что в постриге Соломония Сабурова взяла имя София, которое носили мать Василия III – Византийская принцесса Софья Палеолог – и его бабушка.

Преподобная София Суздальская – это высочайший образ бесценных христианских добродетелей: чистоты, целомудрия, кротости, смирения, послушания, любви к Богу и ближним, это высочайший образ монашеской жизни, сугубого постничества, сугубой молитвы и сугубой аскезы. Будучи супругой Василия III, она собирала вокруг себя нищих, убогих, обездоленных и благотворила им. В ее подвиге заключены лучшие идеалы, которые хранит наша русская история.

Преподобная София Суздальская – это эталон русской женщины. В ее подвиге и во всей ее жизни заключен подлинный источник для вдохновения и подражания, ее жизнь – это пример верности и подлинной любви, и здесь нет места ненависти, проклятиям, зложелательству, которыми наполнен спектакль «Мать София».

В условиях, когда Россия отстаивает свою историческую и национальную идентичность, когда наши солдаты защищают нашу страну и наши идеалы, проливая свою кровь на Донбассе, когда гибнут на юге страны мирные жители, постановка ТТ «Завод» о преподобной Софии Суздальской воспринимается как глумление над нашими святынями, над образом русской женщины, над историей Русской Православной Церкви в угоду современным веяниям и ради хайпа. В год 1000-летия города Суздаля, пронесшего через века образы выдающихся святых и героев, спектакль «Мать София» воспринимается как кощунство и издевательство над лучшими примерами христианской жизни и христианских поступков.

Привлечённые названием пьесы посмотревшие ее православные христиане получили настоящий шок. В святом Богоспасаемом граде, празднующем свое 1000-летие, происходит глумление и попрание чистого и непорочного образа Святой Руси.

Диакон Дмитрий Красовский



Возврат к списку