
Новости и комментарии
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
О старых и новых проблемах РПЦ
Дело митрополита Леонида показало: загнать болезнь внутрь теперь вряд ли удастся
На фото: патриарх Кирилл и митрополит Леонид. Еще недавно они были вместе…
Итак, по делу митрополита Леонида договорились: следующее заседание Высшего общецерковного суда отложено на неопределенный срок. Это означает, что вопрос подвесили. Суд не отменен, но просто отложен. Ясно, что после вмешательства каких-то влиятельных сил установлено равновесие элитных кланов, так или иначе связанных с этим делом.
Разбираться во всем этом сейчас не входит в нашу задачу. Для нас важно напомнить о тех глубинных проблемах нашей Церкви, о которых мы говорили уже давно и которые нынешняя история обнажила со всей остротой.
Прежде всего это искаженное понимание природы церковной власти. В ряде предыдущих работ мы подробно разобрали этот вопрос.
Власть богоустановленного священноначалия имеет харизматическую природу; все мы, люди Церкви, веруем, что в ней проявляется действие Святого Духа. Это, в свою очередь, означает, что восприятие данной власти как сугубо административной, бюрократической (то есть чисто человеческой, лишенной этой божественной составляющей) – явный грех против Церкви. Таким образом, бюрократизация Церкви, когда церковная бюрократия почитает себя и свои распоряжения выше Божией благодати – хуже, чем раскол, это мутация, несущая в себе, по сути, более или менее скрытое богоборчество.
Тенденция к бюрократизации в Церкви всегда была, однако качественно новый этап ее начал митрополит Сергий (Страгородский), который, не обладая харизмой патриаршей власти, а будучи всего лишь назначенным администратором – заместителем местоблюстителя патриаршего престола, стал вести себя так, как будто он был патриархом, избранным собором и поставленным на свое место богодухновенным действием церковной полноты. Таким образом, сергианство с точки зрения экклезиологической – это подмена харизматической власти священноначалия, так сказать, чистой бюрократией, отождествление того и другого.
Следующий важный этап в данном процессе – это деятельность известного митрополита Никодима (Ротова), который произвел настоящую революцию в кадровой политике РПЦ, инициировав назначение на епископские должности людей, хотя и образованных, но часто мало духовных, чуждых духу подлинного Православия, не имеющих самых элементарных навыков монашеского послушания. Именно такие люди с его подачи и под кураторством советских спецслужб часто продвигались наверх. Никодим оправдывал это необходимостью спасать и восстанавливать церковные кадры в период хрущевских гонений. Продвигаемые им назначенцы еще дальше продвинулись по пути бюрократической подмены харизматической власти в Церкви, будучи чистыми администраторами, да при этом еще и с неуемной жаждой власти, как бы это ни прикрывалось рассуждениями про верность канонам и т.п.
Здесь уже приходится говорить о том, что налицо обмiрщвление самой церковной власти, а не просто жизнь по законам «мiра» отдельно взятых людей, будь то клирики или миряне, входящие в состав земной Церкви. Иными словами, перед нами – клерикальный вариант секуляризации, как бы это ни прикрывалось всякими сложными или не очень рассуждениями.
У тех, кто в теме, давно уже навязли в зубах перемещения правящих архиереев, викариев, благочинных, а также простых настоятелей с места на место так, словно они офицеры Советской армии. Стоит где-то сформироваться какой-то живой общине, где связь духовенства и народа являет собой единство любви, а не административного подчинения, как происходит очередное перемещение, и связь эта обрывается. Словно кто-то специально задается целью подменить живой церковный организм бездушным бюрократическим механизмом. При стиле управления, сложившемся сегодня в нашей Церкви, страдают в первую очередь лучшие, те, кто, собственно, своим энтузиазмом и созидает церковную жизнь, а худшие, напротив, процветают.
Важно подчеркнуть, что церковная бюрократия, как и любая другая, лишь потребляет созданный кем-то ресурс, но не создает его, поэтому тотальная бюрократизация, превращение всех (в том числе и иерархов) в винтики гигантской машины «РПЦ» приводит к его, ресурса, полному истощению.
Другая острейшая проблема, которую высветило дело митр. Леонида – это, конечно же, продолжение экуменического сближения с Ватиканом. Даже после того, как папа Франциск, по сути, легализовал внебрачное сожительство гомосексуалистов, одобрив документ о «благословении» гомосексуальных пар, со стороны ОВЦС и других официальных структур РПЦ не последовало никакой реакции! Более того, экуменические контакты продолжаются как ни в чем ни бывало! Остается предположить, что весьма специфическая любовь патриаршего окружения к своим коллегам-экуменистам для них превыше принципов… Добавим к этому общеизвестное: подвергнутый столь странным и несправедливым гонениям митрополит Леонид последнее время весьма недвусмысленно критиковал Ватикан, в том числе и по вышеозначенной проблеме.
Наконец, еще одно «преступление» опального митрополита – его критические высказывания в адрес зарубежных клириков РПЦ, отличающихся особой склонностью к модернизму и неообновленчеству, а также порой высказывающих мнения, весьма далекие от патриотизма. Правильно ли это в период СВО? Вопрос риторический.
Более подробно обо всех этих проблемах читайте в моей новой книге «Как разрушают Церковь: годы спустя», презентация которой состоится в «Кириллице» 6 февраля в 18.00.
Владимир Семенко