Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Деятельный подвижник

К юбилею игумена Кирилла (Сахарова)

Сахаров, игумен Кирилл_.jpg

Как известно, священники делятся на деятельных и созерцательных. Как любил спрашивать в свое время один известный владыка: «А этот батюшка деловой или молитвенник?» Надо сказать, что сегодняшний юбиляр (о. Кириллу исполняется 65 лет) принадлежит к тому редкому типу, который вполне гармонично сочетает в себе оба эти служения. В этом смысле глубоко символично, что храм, в котором он настоятельствует аж с 1992 года, носит имя святителя Николая (Николы, говорят старообрядцы) – подвижника высочайшей духовной жизни, который был необычайно близок людям, всегда чутко отзывался на их насущные нужды.

О. Кирилл, с одной стороны – человек с классической монашеской биографией, еще в советское время преодолевший известные препоны той системы для того, чтобы посвятить себя церковному служению. Питомец Почаевской лавры, он был вынужден покинуть ее, когда госчиновники того времени стали вычищать из монастырей молодежь. Но не сдался, не опустил руки, а добился своего и молитвами духовных людей, с помощью Божией был принят в Московские духовные школы.

Был зачислен в состав братии вновь открытого Данилова монастыря. С 1992 года – настоятель возрождаемого храма св. Николы на Берсеневке с оставлением в числе братии. В 1993 году возведен в сан игумена. Казалось бы, перед молодым клириком открывалась обычная стезя ученого монаха: молитва, преподавание, научные труды (тема кандидатской диссертации посвящена преп. Паисию Величковскому). Но одновременно с духовным возрастанием и писательским творчеством в о. Кирилле открылся еще один дар – общественного служения, и именно благодаря ему он получил столь широкую популярность среди наших православных людей.

С того момента о. Кирилл получает широкую известность именно как церковный общественный деятель, сначала возглавив, а затем став духовником Союза православных братств. В 1990-е годы не было, пожалуй, такой общественно значимой темы, на какую Союз бы не откликнулся. Хотя, по известной советско-новороссийской традиции, немало было предпринято внешних и внутренних усилий для того, чтобы организацию развалить. И, тем не менее, она выжила, существует и по сей день.

Немалый общественный резонанс получил отказ общины храма получать ИНН. Иг. Кирилл со своей общиной были в числе первых, кто остро осознал опасность электронного концлагеря, который теперь, не взирая ни на что, внедряется у нас ускоренными темпами.

При этом главным для о. Кирилла и его общины остается все же «единое на потребу» – возрождение в нашем народе подлинной древнерусской духовности. Всей своей жизнью и повседневной церковной работой они свидетельствуют: только сочетание напряженного молитвенного делания и бережного, любовного воссоздания в собственной и окружающей жизни нашей великой православной Традиции, со всеми ее внешними формами и внутренним содержанием может быть залогом успешного возрастания человека в Церкви. Отсюда особенно углубленный интерес о. Кирилла к старообрядчеству. Его приход – единственный в нашей Церкви, кто, с самого начала принадлежа к Московскому патриархату (а не вернувшись из раскола, как полагают некоторые) культивирует у себя старый обряд. Так что он не единоверческий, а просто – старообрядный приход МП. Постоянные контакты со старообрядцами, активное участие в попытках наладить с ними нормальный диалог – одна из главных несомненных заслуг о. Кирилла как миссионера и церковного деятеля.

Он не сетует на то, что «распалась связь времен», как это весьма часто делают наши православные резонеры, но прилагает все силы для того, чтобы связь эту восстановить. Поэтому члены его общины регулярно выезжают в глубинку нашей среднерусской равнины, чтобы потрудиться на восстановлении или хотя бы на консервации давно брошенных и гибнущих храмов. Встречая, скажем так, разное отношение со стороны местных властей. Пожалуй, нет в нашей Церкви столь много и регулярно путешествующего священника. Разрушение провинциальных храмов, глубокий упадок русской провинции – настоящая, каждодневная, не проходящая душевная боль этого столь необычного служителя алтаря.

Наконец, никак нельзя пройти мимо литературного творчества о. Кирилла, которое стало еще одним, самостоятельным, но очень органичным для него служением. Его воспоминания отличает главная черта всей его необычайно цельной и целостной личности – органичная, какая-то очень естественная связь собственной биографии и жизни окружающего мира. Он с полным правом мог бы сказать известную из другого контекста фразу, обращаясь не только ко всем нам, но буквально ко всем и ко всему, с чем сталкивался и сталкивается в жизни: «Ваши радости – мои радости». И ваши печали и горе – также и мои тоже. И уж конечно, это относится к нашей общей сегодняшней боли – православной Украине, что вместе с нами переживает сегодня столь трагический этап своего существования. Тем более, что о. Кирилл и сам уроженец Донбасса.

Уйти от мира в аскезе ради единения с ним в любви – принцип духовного подвига, с которым согласится любой старец. Но мне при мысли об отце Кирилле почему-то приходит на ум отец великого святителя Григория Паламы, отстоявшего исихазм в борьбе с еретиками-рационалистами. Будучи царедворцем и чиновником, он во время решения насущных государственных дел порой застывал и как бы уходил от мира, погружаясь в умную молитву. И его не прерывали, потому что знали, что он здесь, рядом, вместе с людьми и с мiром. Просто для того, чтобы и дальше оставаться в мiру, ему было необходимо хотя бы на краткое время от него отрешиться и поговорить с Богом.

Владимир Семенко


Возврат к списку