
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
О противоречиях. Сергей Худиев читает Златоуста

Православный журналист Сергей Худиев
Наших «церковных либералов» ничто не может остановить, если они, приклеившись к какой-то своей мысли, своему представлению о христианстве, взялись проповедовать. Ничто. И уж конечно, не остановит их ссылка на тексты святых отцов, которые их представления опровергают. И намека на сомнение не возникнет: вдруг ошибались не отцы, а сами либералы.
Вот последний пример.
Вздумалось (не будем сейчас вдаваться в исследование причины) Сергею Худиеву – автору, считающемуся православным, – поговорить о кротости и гневе. Как же еще может начать разговор православный христианин, если не со Св. Писания? Так сделал и Сергей Львович. Нашел несколько текстов, на основании которых и повел речь (http://decalog.livejournal.com/1048720.html). Все вышло довольно складно. Одна лишь заковыка случилась: автор не счел нужным посмотреть, что говорят об избранной им теме святые отцы. То есть (запамятовав, может быть?) не учел 19-е Правило VI Вселенского Собора:
«Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; и если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».
Ну, бывает, запамятовал. А может, счел, что Правило не ему писано, а только предстоятелям церквей. А сам он может толковать Писание, удостоверяясь составлениям собственных слов, не обращая внимания на то, как изложили светила и учители Церкви, ибо вопрос уже слишком ясен.
Однако уважаемому толкователю сделали замечание. Ему напомнили: у свт. Иоанна Златоуста и других святых можно найти пояснение, что кротость, обязательная при снесении личных обид, в иных случаях неуместна, и, в отношении богохульника, возможно и применение к оному физического насилия, и насилие это возможно назвать даже «освящением своей руки» (http://sergeyhudiev.livejournal.com/1182350.html?thread=29069966#t29069966).
Православный человек в таком случае поблагодарит собеседника, и приведет свое понимание в соответствие с пониманием свв. отцов. Но Сергей Худиев решил сделать по-другому (чем обнаружил родство свое с так называемыми «церковными либералами», родовой признак которых можно сформулировать так: они полагают, что отцы им не указ, они сами разберутся). Ему пришло на ум обнаружить противоречия, например, у свт. Иоанна Златоуста. Возможно, ему и дела не было до слов свт. Иоанна. Но известно: многие «отсталые» члены Церкви все еще прислушиваются к святителю более, нежели к Худиеву и ему подобным. Так что надо, надо показать им их заблуждение!
Вначале он дает текст святителя:
«Гневный муж неприятен для встречных, неприятен для соседей, и, если будет поставлен в нужду относительно денег, не легко добудет облегчителей бедности; он общий враг и граждан, и пришельцев, когда шумит и кричит, наносит удары встречным, говорит возможное и невозможное; у такого взор отуманивается, лицо вздувается, язык неистовствует, руки легко поднимаются на всё, такой делает свойственное одержимому демоном, и иной, видя человека в ярости, может недоумевать – демон ли преследует несчастного, или сам по себе он увлекся в такое безумие. Гнев – послушный демон, самопроизвольное безумие, отсутствие мозгов; раздражающийся – игрушка диавола, мастерская демонов, служитель, достойный их злости. .... Предавшие самих себя ярости не могут даже скоро сдерживать самих себя; но, как в ненастье и морскую бурю, при отсутствии кормчего, волны, овладевая оставленным кораблём, быстро потопляют его, так и ярость, точно какая гроза и упавшее на душу ненастье, быстро делает поработившегося ей безумным и помешанным».
А в следующем посте пишет:
«У Златоуста есть много прекрасных поучений против ярости и гнева, о кротости, о долготерпении, о любви – вроде того, которое я процитировал в предыдущем сообщении. Но есть и это, которое любят цитировать, “освяти руку свою ударом”. Да, этот великий муж Божий противоречит сам себе, и ничего в этом невероятного нет – живой человек, говоривший в разном настроении, к разной аудитории, иногда и он поддавался гневу. Бывает так, что люди иногда скажут что-то, что не отражает сути их личности. И где подлинный, “внутренний”, аутентичный Златоуст – в поучениях о кротости или в этой фразе, которую надо разыскивать в огромном объеме его писаний – “освяти руку свою ударом”? Ведь принять поучение Златоуста о том, что надо “освящать руку свою ударом” по богохульникам, значит отвергнуть его же поучения о кротости и терпении» (http://sergeyhudiev.livejournal.com/1184399.html).
Забавно, как нашим либералам приходится разыскивать один из важнейших и известнейших текстов свт. Иоанна! Это до какой степени нужно не желать знать наследия святителя, чтобы не открыть даже первую из Бесед о статуях! Но еще забавнее их понимание святоотеческих текстов. Ясно, конечно, что и Худиев – «живой человек, говорящий в разном настроении, к разной аудитории, иногда и он поддается гневу».
Святитель Иоанн Златоуст. Икона
Но не много нужно внимания, чтобы обнаружить отсутствие в словах святителя вообще связки гнев/удар. Златоуст вообще говорит о другом:
«Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья перед судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что – именно – им следует бояться рабов Божьих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: “Не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мк. 6:18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых со-рабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И, однако, Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил. Теперь же исправляй, по крайней мере, хоть со-раба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя. И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем, поэтому, говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собой заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_01.htm).
Если бы Худиеву действительно хотелось понять мысль свт. Иоанна об «ударе» в контексте его учения о гневе, а не брехать от ветра главы своея, то следовало бы разыскать толкование на слова Евангелия:
«“Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, – говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен» (http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_1/Z07_1_16.htm).
Вот так-то. Нет противоречия в словах святителя. Противоречия – в головах наших церковных либералов, а не в словах святых. Это всегда можно ясно увидеть, если только дать себе труд исследовать, каково же подлинное учение святых, а не то, что взбрело нам в наши легкомысленные головы. Но это надо дать себе труд, а слишком хочется просто подмять истину под свое... Надеюсь все-таки, что это свое – не-подлинное, не-внутреннее, не-аутентичное. Двери покаяния и для «либералов» открыты. И надо-то совсем немного – только смиренно вслушиваться не в свое, а в голос Церкви, говорящей с нами устами святых.