
Новости и комментарии
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
25.11.2024
В Москве состоялась конференция Союза православных братств
09.11.2024
Начались консультации Поместных Церквей по ситуации в Украине
25.10.2024
Зачем Ватикану новые грехи?
17.10.2024
В Черкассах боевики ПЦУ захватили Архангело-Михайловский собор УПЦ
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Верный до смерти
Некоторые малоизвестные страницы из жития святителя Макария Невского
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) вошел в историю Церкви как выдающийся миссионер и проповедник. Девяностолетний земной путь его отмечен многими чудесами и духовно знаменательными событиями. Первое чудо произошло сразу после его рождения, когда очень слабый и, по мнению врачей, обреченный на смерть ребенок выжил после крещения. Второе и третье – тогда, когда он выжил, замерзая на льдине и вскоре после, при нападении разбойников.
Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. Усиленная молитва сопровождала его всю жизнь. Закончив семинарию вторым по списку, он, имея перед собой блестящие возможности учебы в академии и церковной карьеры, попросился миссионером на Алтай. Здесь, вскоре приняв монашество и священный сан, он стал настоящей легендой среди местных жителей, полюбивших его за немыслимые подвиги и самоотверженность. Будущий святитель чудесным образом, по молитвам Божией Матери, за короткое время изучил сложный алтайский язык, исцелил от оспы мальчика, помолившись за него и помазав святым елеем, что стало лишь началом его чудесных подвигов. Многие алтайцы крестились после чудесных исцелений, совершившихся при его посредстве, когда, по уверенному заключению врачей, надежды не было никакой. Отец Макарий миссионерствовал кровью сердца, кровавым потом молитвы, а не ловким приемом.
Исцеляя болящих и не раз примиряя враждующих одним только словом своей пламенной проповеди, он необычайно много сделал и для перевода на алтайский язык некоторых книг Священного Писания и основных богослужебных текстов.
В 1884 г. игумен Макарий был рукоположен в епископский сан, а в 1891 – направлен на служение в Омскую епархию. Здесь он способствовал настоящему расцвету храмостроительства, духовного образования и благотворительности. В 1912 г. по инициативе Государя назначен на Московскую кафедру. Ему было тогда 77 лет. И в новом качестве святитель продолжил свое подвижническое служение, привлекая в Церковь массы народа, возрождая духовное образование и продолжая дела милосердия. Его необычайно ценили еп. Арсений Жадановский, святой праведный Иоанн Кронштадтский (по чьим молитвам он получил новое чудесное исцеление) и другие выдающиеся пастыри.
Митр. Макарий пытался повернуть церковную жизнь предреволюционной Москвы в русло патриархального благочестия, постоянно встречая сильное противодействие.
Когда его подпись появилась под воззванием Синода с приветствием Временному правительству (о чем он заранее не был поставлен в известность), он пытался е отозвать, но тщетно.
После февральского переворота обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов в бесцеремонной форме потребовал от митр. Макария оставить московскую кафедру, что было совершенным беззаконием с точки зрения всех церковных канонов. За отказ подчиниться и попытку обратиться с печатным воззванием к верующим Москвы владыка был немедленно арестован и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Но и там митр. Макарий продолжал бороться за справедливость, рассылая многочисленные письма и обращения. После прихода к власти большевиков с помощью прот. И. И. Восторгова митр. Макарий пытался организовать спасение томившейся в заточении Царской Семьи. В августе 1918 в Николо-Угрешский монастырь нагрянули с обыском чекисты. У владыки было изъято его обращение с призывом молиться за упокой души Государя Николая II, а также проект создания Союза Приходских Общин и «Воззвание» к народу, в котором народ призывался «восстать на защиту Святой Церкви от насилия большевиков». Владыку арестовали, отправив в ВЧК, но спустя некоторое время, из-за опасений массовых народных волнений в защиту угрешского затворника, его вынуждены были освободить. Последние свои годы митр. Макарий посвятил непрестанному молитвенному подвигу.
Интересно, что убежденно монархическая позиция святителя не упоминается в его официальных житиях. Не акцентирует официальная пресса РПЦ и его пророческий сон, о котором рассказывает иером. Серафим Роуз в статье, опубликованной, в частности, в книге: «Благодатный Царь над Россией» (ИД Русский Паломник. М.: 2005). В нем святитель видит Спасителя и стоящего рядом с ним Государя Николая Александровича. Господь держит в руке две чаши и говорит, что одна, горькая – для народа, а другая, сладкая, для самого Царя. Государь трижды умоляет Спасителя дать ему выпить горькую чашу вместо своего народа.
«Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Царь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух». Слышен незримый голос: "Государь взял вину русского народа на себя..."»
Владимир Семенко