Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Отчего упал патриарх Кирилл?

Храм Петра и Февронии в Новороссийске_.jpeg

На фото: модернистский «храм-маяк» в Новороссийске

Несколько дней назад в блогосфере стал активно обсуждаться эпизод падения патриарха Кирилла во время освящения храма святых Петра и Февронии в Новороссийске. По этому поводу высказываются разные конспирологические версии, связанные со здоровьем Предстоятеля. Протодиакон Кураев «сетует» на то, что, якобы боясь заразиться ковидом, он не позволяет никому себя поддерживать и вообще находиться вплотную во время богослужения. Сам Патриарх отнесся к произошедшему с изрядной долей юмора. «То, что я сегодня упал, – сказал он, – ничего не значит. Просто пол прекрасный, в него смотреться можно, такой он блестящий и гладкий. Но, когда на него падает вода, даже святая, работают законы физики. По этому прекрасному полу я так неудачно прокатился. Но по милости Божией, безо всяких последствий. Но зато все вы запомните, конечно, сегодняшний день, как и я его запомню, но с радостью, благодарением ко всем вам, что вашими трудами был построен этот храм».

Казалось бы, инцидент исчерпан, можно улыбнуться и забыть о нем. Нехорошо же в самом деле смеяться над немощью пожилого человека, да еще и главы нашей церковной иерархии, говорят нам.

Мы, однако, знаем, что у Бога ничего случайного не бывает, и вовсе не в немощи здесь дело. Наш Патриарх падает не впервые. Предыдущий раз это произошло в день епархиального собрания Московской епархии в прошлом году. Именно в этот день митрополит Иларион встречался с папой Франциском, чтобы договориться об их будущей встрече с патр. Кириллом (планы эти сегодня Промыслом Божиим расстроены). Быть может, и на этот раз есть некая, так сказать, «внешняя» причина?

Причина эта, как нам думается, налицо. Ибо храм, освященный в этот раз Патриархом – типично модернистский проект. Это храм-маяк. Он расположен непосредственно на набережной города, а в ребристом куполе его установлен специальный светильник, подобный тем, которые используются в настоящих маяках. Символика замысла настолько очевидна, что вряд ли нужно здесь что-то особо пояснять. Однако сразу возникают две немаловажные «заковыки». Первая заключается в том, что с практической точки зрения данный проект является совершенно бессмысленным. Маяки возводят на возвышенных местах. Поскольку рядом с Новороссийском имеются горы, то настоящие маяки, используемые для нужд судоходства, там и располагаются. Основными маяками для Новороссийска являются: Суджукский, расположенный на северо-западной границе Цемесской бухты, а также Пенайский и Дообский. Эти три маяка и указывают морским судам безопасный путь в районе Пенайских банок. Они давно внесены в лоции, используемые моряками, и ни в каких дополнениях для обеспечения надежного безопасного судоходства в этом районе не нуждаются.

С точки же зрения чисто церковной подобный храм «двойного назначения» есть принижение того главного, сакрального смысла, ради которого любой храм и строится. Это все равно, как если бы, наряду с богослужением, храм использовался для светских концертов (как давно уже заведено у еретиков – лютеран, англикан и папистов). Подобная практика существует и у нас, однако, насколько нам известно, сам патриарх Кирилл не так давно не благословил своим клириками подобную практику. И, кстати, в той же проповеди после освящения храма Петра и Февронии он совершенно справедливо упрекнул Запад в продаже храмовых зданий под другие, в основном развлекательные нужды, а то и вообще иноверцам.

Можно приводить примеры из истории, когда, например, в районе Сокол в Москве в 18 веке был построен храм с высокой колокольней, а уже в советское время неподалеку, на территории пожарной части была специально возведена более низкая пожарная колокольня. Даже большевики в данном случае не додумались до того, чтобы использовать церковное сооружение для других, более «насущных» нужд! Хотя, казалось бы, так удобно!

Где же, так, сказать, «зарыта собака» столь странного поведения нашей иерархии? Рискнем предположить, что вполне простое объяснение можно найти на официальном сайте РПЦ, где упоминаются те, кто был награжден церковными орденами в благодарность за помощь в возведении данного храма. Среди них – руководители Новороссийского порта и других крупнейших предприятий города, которые, как понятно, и профинансировали проект. Быть может, странное расположение храма и его бессмысленное с практической точки зрения двойное назначение было их желанием?

К сказанному остается добавить, что использование для пола в храме дорогого и быстро портящегося гладкого мрамора, который используется обычно для облицовки стен и на котором, особенно если его намочить, так легко поскользнуться, – какое-то странное расточительство. Для пола, насколько нам известно, используется обычно гранит. Своя рука владыка?

Владимир Семенко




Возврат к списку