
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Еще раз о "расцерковлении"

Проблемы с «расцерковлением» во многом не исключительны. Если говорить о том, что дети, взрослея, теряют связь с Церковью, то в большинстве случаев проблема выглядит более широко. Родителям и педагогам трудно не то, что привить веру, устремление к Небу. Трудно пристроить детей к любому делу, удержать на нормальной культурной траектории.
Спорт, культура или сфера технического творчества юных сталкиваются с похожими сложностями. Всюду мы будем иметь одинаковую ситуацию с «текучкой», с педагогическими проблемами. Когда, чтобы мальчишка или девочка занимались, познавали, достигали результатов, приходится прикладывать чрезвычайные усилия, а в противном случае масса общественного неблагополучия утягивает, и очень скоро молодой человек бросает занятия и уходит в никуда.
Указанные проблемы сегодня общие. Касаются они не только религиозного воспитания. Это проблемы гуманитарности, поддержания высокой планки, человеческого образа. Таков общий социологический фон, на котором приходится рассматривать нынешнее «расцерковление». В том числе и «расцерковление» взрослого человека, который также начинает предпочитать лёгкие пути. Мы говорим, что человек «расцерковился», хотя в нём, может быть, за тот же период произошло множество сдвигов. Активно менялись поведение, вкусы, увлечения, философия, отношение к окружающим. Случилась как бы личностная метаморфоза, общий пересмотр позиций, только частично увязанный с обстоятельствами церковной жизни. Человек решил примерить на себя одну из популярных ролей, которые, надо признать, не блещут глубиной содержания и смысла, а говоря попросту, конъюнктурны. Но при этом такой человек будет настойчиво оправдывать свой шаг, много критиковать, рассуждать, например, о том, что его не устроило в Церкви.
Кризис очевидно затрагивает церковную жизнь и проповедь, но сегодня это не кризис исключительно церковной жизни. Это кризис общества и развития в целом. Все положительные, сложные социальные практики сегодня теряют людей, редко о ком-то приходится слышать, как, например, о человеке науки или человеке культуры или настоящем специалисте по призванию. Мир переживает как бы смену времён года, «глобальное похолодание», и возможности Церкви, как и всего «верхнего этажа» общественной жизни, остаются ограничены.
Также небезынтересно узнать, куда, в каком направлении уходят люди. Если верна гипотеза, что Церковь мало удовлетворяет религиозному поиску современников и призыв Евангелия в церковной действительности оказывается затушёван, тогда наверняка будет отток, но отток особого вида - связанный с продолжением религиозного поиска. Люди при этом могут перемещаться от Православия к другим христианским конфессиям. Реже, во внехристианские религии, поскольку главная проблема, как мы её определяем, связана со стремлением к более прямому и искреннему исповеданию Христа. В США, где есть очень пёстрая религиозная палитра, ситуация выглядит именно так. В 2008 г. был проведён опрос, в ходе которого выяснилось, что более 40% (двое из пяти!) американцев поменяли свою конфессиональную принадлежность в течение жизни. А некоторые даже и не один раз. Но по России мы не наблюдаем подобной социологии. В России, после всплеска 1990-х, происходит другой процесс: обратного сжатия. Общество активно преобразуется к европейским пропорциям, и религиозная сфера тоже. Если переходы из конфессии в конфессию совершаются, то касаются они не активных членов общин, а, в основном, новообращённых из числа «православных по рождению» либо «мусульман по рождению». Среди активных верующих чаще всего в Православие обращаются бывшие протестанты. Расцерковляющиеся же, как правило, представляют абсолютную убыль. Уходя, человек перестаёт ставить веру в центр своих интересов. Были ли объективные поводы к неудовлетворению церковной жизнью или нет, факт в том, что сам человек в последующее время не прикладывает усилий к тому, чтобы поддержать свою христианскую жизнь, поставить её на основу, представляющуюся ему более нравственно верной.
«Расцерковление», таким образом, правильней назвать «секуляризацией» - распространением земного, эмпирического мышления и характерного нечувствия к духовной стороне жизни. Под «расцерковляющимися» у нас принято понимать удаляющихся от Церкви в светские области. И здесь возникает серьёзный вопрос: чем до сих пор были Бог и Церковь в их жизни, что без активного исповедания оказывается вполне можно жить дальше?
Миссионерское и пастырское служение Церкви не исключает ответственности за секулярное общество. Но, всё-таки, это явления разного плана. Секуляризация может побуждаться множеством причин, и некоторые из них выходят далеко за пределы вопросов о лучшей организации православной миссии и жизни приходов. Таковые имеют общий масштаб, до общеисторического и эсхатологического включительно.
Конечно, можно признать ответственность Церкви за слабых и соблазняющихся. Но тогда будет в значительной степени теряться ответственность самого человека за исповедание веры, неотъемлемой частью которой является подтверждение принятия Христа, абсолютной потребности в Нём, несмотря на препятствия и превратности жизни. Ибо, что значит то, когда человек объявляет о своей усталости и разочаровании Церковью, и переходит к образу жизни неверующего окружения? К чему, если не к вере, восходят его мысли? В какой стороне его ориентиры? На какой ноте вибрирует его совесть? Говоря о «расцерковлении», мы акцентируем внешнюю сторону и свои переживания, с этим связанные. Хотя, нелишне исследовать внутренний мир тех, кто пережил потерю веры. По аналогии, как специальным образом исследуется психология людей, переживших катастрофы и потерю близких. Но и без детального разбирательства можно сказать, что «расцерковление» не стало прорывом вперёд, не привело душу к большей чистоте и ясности, не мобилизовало, но, напротив, заставило сбросить обороты. Мучительным противоречиям человек предпочёл простоту эмпирической жизни без обязательств. Вот и всё. Душа закрылась и холодеет...
Понимание «расцерковления» как срыва и болезни души избавляет нас от романтизации темы. Временами православные дискутируют причины ухода из Церкви с такой обстоятельностью, как будто сами верят в естественность такого поступка. Протест против недостатков церковной жизни, выраженный в «расцерковлении», представляется чуть ли не подвигом совести. «Расцерковление» начинает приобретать возвратное действие: ушедшие заражают унынием оставшихся, возникает нечто похожее на моральную панику. Хотя, какую правду надеются найти в отказе от веры? Кто из ушедших явил образцы жизни и любовь к Богу, превосходнейшие в сравнении с порицаемой церковностью? Нет и ещё раз нет, «расцерковление» никого и нигде не привело к нравственному прогрессу, к более трепетному и совершенному исповеданию Христа. По одному только этому можно судить о качестве критических аргументов.
Христианство, согласно Писанию, есть общество верных (πιστός, греч.). Верность Богу и Церкви не случайно выделяется как одно из существенных свойств. Недостаток верности, по-видимому, был известен и в то далёкое время. По рассказу Евангелия, многие из следовавших за Иисусом отходили. И тогда Он решил спросить у учеников, не собираются ли те тоже уйти. Пётр ответил: «Господи, куда нам идти? Ты имеешь слова жизни вечной» (Ин. 6, 68). Так и нам, в самом деле, в самом буквальном смысле: некуда идти. При всех недостатках Церковь сохраняет исключительное значение. Это особенно заметно в условиях современного мира, когда Церковь одна ставит во главу угла нравственные принципы. Государство, культура, образование переходят ко всё более прагматической логике.
В завершение хотелось напомнить то, о чём хорошо писал в дневниках о. Александр Ельчанинов: «Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений происходит от того, что люди живут вне Церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в Церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом; - поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой».
Автор: Андрей Рогозянский
Источник: http://www.taday.ru/text/922332.html