Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Обращение руководителей ряда православных общественных организаций к Архиерейскому собору Русской Православной Церкви

венчание_.jpg

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

На Архиерейском Соборе 2017 года Вам будет предложен для обсуждения и утверждения документ «О церковном браке».

К сожалению, опубликованный ранее Межсоборным присутствием проект этого документа получил много критических отзывов о противоречии его Евангелию Христову и святым канонам, отменить которые не может ни Архиерейский Собор нашей Церкви, ни вообще кто бы то ни было. Его авторы ссылаются на современную и дореволюционную практику, закрепленную в некоторых соборных постановлениях ХХ века. Однако сия практика, возникшая ради угождения власть имущим или богатым людям, является ничем иным, как застарелым отступлением от Божией правды, от слов Христа и святых канонов. Сегодня, в условиях нестесненной церковной жизни, сохранение этой практики ничем перед Богом не оправдано. Нам не нужно нарушать Богом данные заповеди ради угождения грешащим людям.

Речь идет о практике одобрения разводов и повторных браков, а также браков с «инославными», то есть с еретиками, включая даже тех, чьи религиозные лидеры кощунствуют против христианского брака, публично одобряя блуд и содомское сожительство.

Собор не может узаконить беззаконие. Посему смиренно просим Вас отвергнуть те положения этого документа, которые будут противоречить Евангелию и канонам Православной Церкви, которая непреложно учит, что ЦЕРКОВНЫЙ БРАК НЕРАСТОРЖИМ, так как ТАИНСТВО БРАКА СОВЕРШАЕТ САМ БОГ, ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ "РАЗВОДА" В ЦЕРКВИ НЕТ, ТАИНСТВО БРАКА НАД ПРЕЛЮБОДЕЯМИ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.

Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф 19: 6), - ни одному человеку, в каком бы он сане ни был, не позволено расторгать или "прекращать" церковный брак, "снимать с брака благословение", объявлять брак "потерявшим свою каноническую силу" и отвергать законно совершившееся Таинство над мужем и женой, сочетавшихся в едину плоть по образу Христа и Церкви. Удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единой черте погибнути. Всяк пущаяй жену свою и приводя ину, прелюбы деет: и женяйся пущенною от мужа, прелюбы творит (Лк 16: 17-18).

Жена связана законом, доколе ЖИВ муж её (1 Кор 7: 39), - во второй брак может вступить только жена, достоверно признанная ВДОВОЙ: Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Рим. 7:3) и "Жена мужа отлучившагося и находящагося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. <...>" (93 Правило VI Вселенского Собора).

«Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд: таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан со свободною от брака. Ибо речено: прелюбодеица сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится (Иерем. 3: 1). Такожде: держащий прелюбодеицу безумен и нечестив (Прит. 18: 23). Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающагося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дати не легко, но тако принято во обычай» (21 Правило Василия Великого).

Это правило в случае прелюбодеяния жены предписывает мужу изгнать её из своего дома, но не отменяет совершившееся единожды Таинство брака, так как оставленная жена связана законом, доколе жив муж её (1 Кор 7: 39) и должна оставаться безбрачною (1 Кор. 7: 11), женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф. 19: 9). Иродиада даже после прелюбодеяния не стала свободной от своего мужа Филиппа. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6: 18). Поэтому прелюбодеяние не может быть поводом к расторжению церковного брака как такового, что было бы равнозначно отвержению Таинства брака, совершенного Богом и за который Иоанн Креститель пролил свою святую кровь.

А оженившемся завещеваю не азъ, но Господь: жене от мужа не разлучатися: аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем [своим]: и мужу жены не отпущати (1 Кор. 7: 10-11).

«Постановлено: да по евангельскому и апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицем: но или тако да пребывают, или да примирятся между собою. Аще пренебрегут сие: да будут понуждены к покаянию. Потребно есть просити, да будет издан о сем деле царский закон» (115 Правило Карфагенского Собора), - просим исполнить это правило и направить от имени Архиерейского Собора гражданским властям соответствующее обращение.

«На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние» (50 Правило святителя Василия Великого).

«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа» (72 Правило VI Вселенского Собора). Это правило однозначно и строго запрещает принявшим крещение православным верующим людям вступать в брак с представителями еретических сообществ, будь они несторианами, папистами, протестантами, монофизитами или иными еретиками, тем паче вступать в брак с иноверцами. Дореволюционные отступления от этого правила в Российской Православной Церкви подлежат осуждению.

Поскольку для православных верующих брак - это Таинство, совершаемое исключительно в Церкви, то так называемый "гражданский брак", даже зарегистрированный, является не браком, а распространенным ныне блудным сожительством, о чем свидетельствует 26 Правило Василия Великого: "Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет".

Применение этого правила может являться столь необходимой пастырской заботой и снисхождением к людям, которые после многих лет безбожия и вызванной им религиозной безграмотности в нашем народе, регистрировали и разрушали свои гражданские союзы, зачастую вступая в новые сожительства, иногда многолетние, проводя жизнь в блуде. Пастыри обязаны направлять таковых к покаянию и спасению, объяснять им необходимость венчания в Церкви для крещеных людей, желающих иметь супружеские отношения. При этом евангельская и каноническая норма должна сохраняться неизменной – и именно о ней как о норме нужно говорить сегодняшним людям, особенно молодым, не забывая истину Христову и тем более не пытаясь ее «пересмотреть». Возвещение этой истины, а не отступление от нее, поможет нашим современникам относиться к церковному Браку как к таинству, которое совершается однажды и на всю жизнь и которое неотменимо, как неотменимы Крещение или Миропомазание. Любые же случаи снисхождения должны сопровождаться удалением кающихся от греха, покаянием в неисполнении слов Христа и канонических правил, пастырским напоминанием об этих словах и правилах, признанием их со стороны кающегося и необходимости их исполнения. Многочисленные поводы к так называемому "расторжению брачного союза, освященного Церковью", принятые в революционное лихолетье в Определениях Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1918 году, не соответствуют канонам Православной Церкви, и мы просим вас их соборно отвергнуть.

В Писании, Предании и канонах Православной Церкви вероучение о Церковном браке изложено ясно и целостно, и не требуется приспособление его под изменчивое гражданское законодательство и под прихоти лежащего во грехах мира.

«Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями, составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся» (2 Правило VI Вселенского Собора).

При всей заявленной открытости, люди, годами противостоящие "разводам" в Церкви и пострадавшие от этой практики, не ознакомлены публично с окончательными формулировками документа "О Церковном браке", вынесенными на обсуждение Священного Синода и Архиерейского Собора и надеются на диалог иерархии с ними.

Мы являемся свидетелями, что в нашей Русской Православной Церкви, стараниями угодителей миру сему, уже исполняются на практике во многих епархиях пророческие слова из 22 Послания преподобного Феодора Студита: "Скоро должно произойти следующее: и прелюбодеи будут венчаться, и венчающие, как бы совершившие что-нибудь великое и могущие так принести пользу многим и ввести это в обычай, будут приветствоваться многими. Но да не будет!"

Не согрешайте против Христа и Его истины, против Писания и Предания, ради людей, закосневших во грехе и дерзостно требующих, чтобы Церковь приспособлялась к ним, а не Бога слушала!

Благочестивые владыки, возвысьте свой голос в защиту благословенного брака! Мы веруем, что по молитвам защитников брака - святого Иоанна Крестителя и Предтечи Господня, преподобного Феодора Студита, - если вы сделаете это, тогда Ангелы восхвалят вас, все святые прославят, и вся Церковь возвеселится, и держава наша получит великое вразумление от Божественной помощи свыше, при победе над врагами и противниками мирной долгоденственной жизни. 


Возврат к списку