Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Зачем поклонники трубадуров и тамплиеров хотели играть и петь в Соборах Московского Кремля?

Трубадур - 2_.jpg

С 3 марта 2017 года в Московском Кремле проходит организованная Музеями Кремля выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». В Москву привезены витражи известного храма Сент-Шапель, располагавшегося рядом с Дворцом Короля Франции Людовика IX, именуемого французами Людовиком Святым. В этом храме хранились реликвии, которые Король выкупил у крестоносцев, разграбивших и разоривших в 1204 году столицу православной Ромейской империи Константинополь. Самой главной святыней, хранившейся в Сент-Шапель, был терновый венец Спасителя, обагрённый его святой кровью. Посетители выставки могут увидеть ларец, в котором когда-то хранился этот венец. Ныне он пребывает в соборе Парижской Богоматери, и, к сожалению, в Москву его не доставили. На выставке мы можем увидеть прекрасные витражи Сент-Шапель, которые во время богоборческой французской революции 1789 года были выломаны из окон этого храма.

Выставка подчеркивает светские культурные связи между Францией и Россией, Парижем и Москвой и сама по себе никаких особых претензий или вопросов со стороны православного народа не вызывает, скорее, одобрение. Однако, по загадочной причине, к данной выставке кто-то решил присовокупить два концерта старинной окситанской музыки и песен в исполнении ансамблей музыкального деятеля Даниила Рябчикова. И вот эти-то самые концерты почему-то решили провести не где-нибудь, а в Успенском Соборе Кремля, объявив об этом факте довольно широко, но при этом лишь за 6 дней до концерта. Естественно православный народ, Православная Церковь единым духом высказали свое возмущение готовящимся святотатством, осквернением главного соборного храма страны. Президенту, премьер-министру, в Генеральную Прокуратуру, в Министерство культуры посыпались письма и обращения как отдельных православных граждан, так и православных фондов и организаций.

Надо отдать должное: и из Администрации Президента, и из Министерства культуры, и из музеев Кремля оперативно откликнулись и исправили ошибку, не допустив каких-либо концертов в Успенском соборе, за что мы всем, кто участвовал в этом, выражаем глубокую благодарность и признательность.

В то же время нас удивило то, что концерт музыки трубадуров из Успенского Собора был перенесен в Патриарший дворец Кремля, в Крестовую Палату, где так же, как и в соборах, пребывают святыни и святые иконы Спасителя, пресвятой Богородицы и святых угодников и где на протяжении веков патриархи вместе с многими епископами и священниками Церкви осуществляли особое церковное таинство – мироварение. Удивило и то, как могли уместиться в Крестовой Палате все предполагавшиеся зрители и слушатели (а сообщалось, что все билеты на концерт в Успенском соборе были распроданы), ведь Крестовая Палата раз в пять меньше по размеру. Это, видимо, свидетельствует скорее о том, что концерт затевался для узкой группы лиц, преследующей определенные цели, не связанные с чистой музыкой и песнями (но об этом позже). Не проще ли было бы объявить об отказе от концерта, тем более что вся страна была погружена в траур, связанный со страшным терактом в Санкт-Петербурге. В то же время, и на эту критику работники музеев Кремля отреагировали справедливо, второй концерт, намеченный на 21 апреля 2017 года, пройдет уже в Оружейной палате.

Есть также ряд других обстоятельств, связанных с этими концертами.

Прежде всего вызывает недоумение состав исполнителей и сам руководитель музыкальной группыДанил Рябчиков. Можно было бы понять, если бы, наряду с выставкой из Парижа, к нам приехала какая-либо парижская музыкальная группа исполнителей старинной музыки и дала бы концерты, аутентичные тем, что звучали при дворе Короля Людовика Святого и в храме Сент-Шапель. Но нет, группа предложена наша местная, московская. Может быть, эта московская группа имеет какие-то культурные связи с Парижем, с Сент-Шапель? Нет, не имеет. Более того, она занимается музыкой, прямо противной и неприемлемой для Людовика Святого и для храма Сент-Шапель и может рассматриваться в некоторой степени как провокационная в отношении Франции и ее национального героя.

Все дело в трубадурах. Кто-то при слове «трубадур», возможно, вспомнит одноименную оперу Верди (сюжетно весьма запутанную), но для большинства россиян слово «трубадур» ассоциируется прежде всего с мультфильмом сценариста Василия Ливанова «Бременские музыканты» и его героем, бродячим музыкантом, который вместе со своими «друзьями-музыкантами» Ослом, Котом, Псом и Петухом похищает принцессу из королевского замка. Однако надо заметить, что это чистые фантазии В.Ливанова, возможно в какой-то степени навеянные оперой. В самой сказке про бременских музыкантов речь вообще идет только о животных. И в бременской земле Германии никогда не было трубадуров, в отличие от других странствующих музыкантов.

Настоящие трубадуры — это, как правило, не бродячие музыканты. Это сочинители стихов и песен на окситанском языке, исполнявшие их под аккомпанемент струнно-щипковых инструментов. И все тут важно: и место, и время, и язык. Музыка трубадуров напрямую связана с Провансом (по-старинному, Окситанией), которая в состав Франции во времена Людовика Святого не входила, а управлялась своим прованским графом. Более того, музыка эта сочинялась всего лишь немногим более полутора сотен лет, и ее расцвет пришелся на время правления деда Людовика Святого, Короля Филиппа II. Именно в то время в Провансе расцвела катарская ересь. Но ни при деде, ни при отце, ни при самом Людовике Святом трубадуров в Париже не принимали и песни их не слушали, во-первых, потому что пели они на окситанском, а не на французском языке, во-вторых, свои таинственные песни о любви к некой «Прекрасной Даме» они часто воспевали во дворах и замках приверженцев катарской или альбигойской ереси. А как считают многие историки, под Прекрасной Дамой порой понималась не только и не столько какая-либо женщина, а катарская лжецерковь. Окситанский язык отличался многогранностью и многослойностью, и трубадуры пользовались его иносказаниями, чтобы, выражая еретические воззрения и свою любовь к лжецеркви, не подпасть под наказание от папы Римского или французского короля. А еще в этих песнях «светло размышляли о смерти», как об этом пишет сам Данил Рябчиков: «Тем удивительнее нашим современникам слышать светлые размышления о смерти авторов XII–XIII веков и вовсе не депрессивные плачи, написанные к тому же в ладах, которые сейчас бы назвали мажорными. Почему для авторов XII–XIII веков песни о смерти не означали уныния и упадка?». Что ж, любовь к смерти — это общий признак большинства темных эзотерических учений.

В ходе альбигойских крестовых походов катарская ересь на юге Франции совместными усилиями Короля Филиппа II и папы Римского, а также Короля Людовика VIII, отца Людовика Святого, в первой половине XIII века была разгромлена, а катары были физически истреблены. Такое жестокое отношение к еретикам было связано не только с их разрушительной силой в отношении французского государства и католической веры, но и с подлым поведением самих катаров. В соответствии с их религией, им позволялось лгать и обманывать без зазрения совести, что в средние века в христианском мире было не принято. То есть, попавшись, еретик свободно отрекался от своих взглядов, приносил как бы покаяние и получал прощение от королевских властей или от папы Римского. Однако, будучи отпущенным на свободу, он продолжал злочествовать в своей ереси. Чем же была страшна эта ересь? Воззрения катаров весьма сложны и далеки от христианства, например, большинство катаров считали мир и человека творением некоего злого бога, а материю – вечной и бесконечной, верили в переселение душ, а самоубийство считали идеальным окончанием жизни (а смерть желанным освобождением от телесного плена, отсюда такое к ней отношение, восхищающее Данила Рябчикова). Катары проповедовали против брака, с презрением относились к рождению детей. Они отвергали Божественное происхождение Христа; отказываясь поклоняться Кресту, всячески унижали этот символ великого искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа, отрицали святость икон, молитвы святым, молитвы за умерших. По своей природе эта ересь была близка к ереси жидовствующих, распространенной в Московском государстве в конце XV – начале XVI веков, то есть триста лет спустя. Да и происхождение этих ересей, возможно, было одинаковое. Произошла ересь катаров из Кастильского королевства, в котором в то время были перемешаны и мавры, и иудеи, и христиане. Некоторые искусствоведы видят признаки возможного происхождения поэзии трубадуров из поэзии суфиев (магометанского эзотерического учения), где также говорится о некой мистической любви, которая может быть оборотной стороной любви плотской.

После разгрома катарской ереси к середине XIII века, то есть во времена Людовика Святого, поэзия трубадуров резко сошла на нет, а остатки катаров укрылись в ордене тамплиеров. Многие историки считают, что именно они принесли в этот орден один из главных его обрядов — отречение от Христа и поношение Креста. И произошло это как раз во времена Людовика Святого, в середине XIII века.

Надо сказать, что один из концертов Даниила Рябчикова, состоявшийся в феврале 2017 года, так и назывался «Музыка от трубадуров к тамплиерам». Орден тамплиеров был разгромлен в 1312 году французским Королем Филлипом IV, внуком Людовика Святого, и вместе с этим орденом окончательно исчезли последние трубадуры. Сам Король Людовик Святой, правивший Францией с 1226 по 1270 год, прославился своей благочестивой жизнью, стремлением освободить Иерусалим от магометан, но и в обычной жизни вне крестовых походов он соблюдал благочестие, сторонился праздных увлечений, а свободное время отдавал чтению Священного Писания, трудов святых отцов и житий святых. Женат он был на Маргарите Прованской. Но сумел и свою супругу отучить от увеселения музыкой трубадуров, близкой еретикам, по крайней мере в фундаментальной его биографии трубадуры упоминаются только дважды: как поющие при дворе Прованского графа и как сопровождающие невесту Короля, дочь Графа Маргариту Прованскую в Париж. (См.: А.Гарро Людовик Святой и его королевство. СПб. Евразия. 2002). 

Второй концерт, запланированный на 21 апреля, который тоже должен вести Данил Рябчиков со своей группой «Лабиринтус», посвящен так называемой паралитургической музыке (греческая приставка «пара»- означает «мимо», «вне»), то есть музыке, которая не принята у католиков в храмах, а была отвергнута ими еще во времена Людовика Святого и исполнялась на различных еретических сборищах и в уличных процессиях. То есть и эта музыка (называемая организаторами концертов «духовной»), противопоставляется музыкальной культуре, принимавшейся католичеством, и не имеет никакого отношения ни к Людовику Святому, ни к реликвиям, которые нам привезли из Парижа. Поэтому возникает вопрос: неужели организаторы этой выставки с российской стороны думают, что никто не заметит такого противоречия и странного отношения к Королевскому дому Франции, когда Людовику Святому и его взглядам и ценностям противопоставляют увеселительную музыку, полную страстных желаний и любимую многими еретиками, к которой сам Людовик Святой относился отрицательно?

Надо сказать, что Даниил Рябчиков не скрывает на своей странице в фейсбуке негативного отношения к крестоносцам, одним из коих является Людовик Святой. Не стесняясь, он заявляет о том, что некий норманский рыцарь Жан де Дрё (запись от 24 августа 2016 года) якобы из-за зверств крестоносцев решил перейти в иудаизм. Поэтому весьма странный выбор сделали организаторы выставки, сделав ставку на Даниила Рябчикова. Удивительно и то, что концерты музыки трубадуров, в отличие от выставки реликвий Сент-Шапель и Людовика Святого, отнюдь не являются каким-то уникальным событием для Москвы. Эти концерты проходят в Москве много лет подряд в разных залах (чаще всего в лютеранской кирхе Петра и Павла в Москве). На них несложно попасть, купив билеты в кассах или через интернет. И что особенного нам собирались преподнести организаторы выставки, кроме того, что это весьма странная для России музыка звучала бы в стенах Успенского собора Московского Кремля или в Патриаршей Палате мироварения, где находятся святыни Русской Православной Церкви? Но Данил Рябчиков со странным упорством рвётся именно в Кремль. Так, совсем недавно, 3 марта 2017 года он уже провел такой же концерт не где-нибудь, а в том же Кремле, только в Концертном зале Арсенала.

Конечно сейчас у нас демократия, свобода мнений, и если хочет господин Рябчиков продвигать мистическую оккультную музыку трубадуров, услаждавшую катаров и тамплиеров, это его личное дело, но зачем такие весьма странные вкусы (не имеющие никакого отношения к Кремлю или выставке «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель») тащить в Кремль и навязывать музеям Кремля?

Интересна и реакция загадочных организаторов готовившегося святотатства в Московском Кремле. Стоило, неожиданно для них, сорваться их планам, как тут же некий обозреватель, историк-любитель Георгий Олтаржевский (по совместительству спортивный обозреватель Мосленты.ру) разразился статьей, сразу поддержанной радикально оппозиционным ресурсом Каспаров.ру, где возмущался тем, что нашему православному народу в нашей стране еще возможно сохранять свои святыни от осквернения. Видимо, почитая нас, православных, неграмотными, он умудрился заявить, что отмена концертов музыки трубадуров, осуждавшейся в свое время папой Римским, «сталкивает ортодоксальное православие с католиками». Надо было умудриться в четырех словах сделать три смысловые ошибки. Во-первых, Православие по определению ортодоксально, именно этим словом переводится само название Православной Церкви на все европейские языки. Во-вторых, в отношении катарской ереси, музыки трубадуров и паралитургической музыки у нас с католиками мнение одинаково отрицательное. В третьих, ни к католикам, ни к православным, ни к Людовику Святому, ни к реликвиям Сен-Шапель эта музыка прямого отношения не имела и не имеет.

Господин Олтаржевский пишет в своей клеветнической статье, что концерты в Успенском соборе проводятся регулярно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Никаких концертов в Успенском Соборе не проводилось и проводиться не будет, потому что не для этого наши предки строили храмы и соборы, не для этого проливали кровь, защищая нашу Родину и возведенные храмы от поругания иноземными захватчиками.

Еще раз бросая взгляд на произошедшую историю, можно поблагодарить быстро откликнувшиеся на просьбы православного сообщества Администрацию Президента, Министерство культуры, епископа Тихона Шевкунова, отвечающего в Московской Патриархии за взаимодействие с культурным сообществом, и лично Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Я также не верю, что к организации этих странных концертов имеет отношение руководство Музеев Кремля: Е.Ю. Гагарина и ее заместитель А.Л. Баталов. И мы благодарны им за быстрое и адекватное реагирование. Но как же так получилось, что эти концерты все-таки были назначены? Здесь вспоминаются те магические приемы, которыми славились и катары, и тамплиеры, и прочие волхвы. Об этом, например, нам повествует житие епископа Льва Катанского. Возможно, и в нашем случае без магических обрядов затуманивания голов тех сотрудников, кто согласовывал первоначально эти странные концерты, не обошлось.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, насилия вражия и чародейства! Аминь.

Василий Бойко-Великий

Президент Русского культурно-просветительного

фонда имени святого Василия Великого


Возврат к списку