Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Рейдеры

Домусчи иерей Стефан_.jpg

На фото: давний сподвижник прот. П. Великанова иерей Стефан Домусчи – неообновленец и кочетковец

От редакции

Мы уже не раз касались событий, происходящих в Сретенской духовной семинарии, где примерно год назад сменилось руководство и началась замена традиционно-православных преподавательских кадров на модернистские и необновленческие. В предыдущей статье, присланной на нашу редакционную почту, автор рассуждал об общем стиле нового руководства во главе с архиеп. Амвросием (Ермаковым) и прот. Павлом Великановым. Теперь мы получили от автора продолжение, где эта тема конкретизируется на примере одного из членов новой команды – иерея Стефана Домусчи. Как можно понять из биографической справки, хотя о. Стефан и имеет богословское образование, по направленности своих научных интересов он почти чистый философ и практически не имеет собственно богословских работ. Это лишь подтверждает мнение упомянутого в статье прот. Вадима Леонова, который обращает внимание на то, что своеобразный метод нового руководства семинарии – поручать руководство преподаванием богословских дисциплин не богословам, а, говоря мягко, не самым авторитетным и состоявшимся исследователям, пришедшим из дисциплин сугубо светских и тем выхолащивать самую суть, ядро конфессионального образования, превращая будущих пастырей в полузнаек сугубо либерального склада. Впрочем, у нового руководства всегда есть возможность как-то оспорить или вообще опровергнуть факты, изложенные в публикуемой нами статье. Однако на сегодняшний день полемику ведут в основном хамоватые блогеры, предпочитающие дискуссии по существу личные оскорбления, манипуляции и передергивания.

Редакция «Аминь. SU»

Не утихает дискуссия вокруг Московской Сретенской семинарии и, в частности, упоминается имя нового преподавателя, иерея Стефана Домусчи. А все потому, что новый ректор архиепископ Амвросий отстранил прежнего руководителя пастырского магистерского профиля известного московского протоиерея Вадима Леонова и назначил на его место малоизвестного широкой церковной общественности молодого иерея Стефана Домусчи. Как выясняется, о. Стефан занимает руководящие должности также и в других духовных учебных заведениях, в частности, в Российском Православном Университете им. св. Иоанна Богослова, где он является деканом миссионерского факультета. Его деятельность в этом известном православном вузе позволит получить яркое представление о типичных методах работы нового «светила» российской богословской науки и преподавания.

Напрасно искать на сайте РПУ этот факультет, ибо там о нем почти ничего не сказано… История его обычная и даже будничная для современной нашей церковной жизни. Несколько лет назад в Московской епархии, как, впрочем, и в других, ощущалась острая нехватка миссионерских кадров, а привлекать их было неоткуда, особенно после неудачного опыта подготовки миссионеров в Свято-Тихоновском университете и закрытия в нем миссионерского факультета. В этой ситуации церковное руководство приняло решение открыть двухгодичные миссионерские курсы при РПУ, притом, что курс обучения на бакалавриате по требованию Рособрнадзора составляет 4 года. То есть в данном случае решили создать «полубакалавариат», который не «вписывался» в стандарты ни церковного, ни светского образования. По рекомендации председателя миссионерского отдела г. Москвы прот. Игоря Фомина, деканом нового факультета был назначен А.И. Солодков, весьма известный противосектанский миссионер с более чем двадцатилетним стажем работы. А.И. Солодков - сотрудник противосектанского Центра прп. Иосифа Волоцкого, и благодаря его трудам к Церкви ежегодно присоединяются от 50 до 70 сектантов. Его кандидатура была согласована с ректором РПУ игуменом Петром (Еремеевым) и утверждена на епархиальном совете г. Москвы, затем ректор РПУ издал письменный приказ о его назначении деканом.

Занятия на полубакалавриате были платными за счет церковных структур, направлявших на миссионерский факультет своих кандидатов. Стоимость обучения одного студента составляла около 30 тыс. руб. за семестр или около 60 тыс. руб. за целый учебный год, что немало даже по меркам светских вузов столицы, имеющих государственную аккредитацию. А.И. Солодков лично пригласил для работы на факультете таких известных миссионеров и апологетов, как о. Олег Стеняев, В.В. Юдин, о. Георгий Максимов, Р.М. Конь. Все кандидатуры неоднократно обсуждались и были утверждены ректором РПУ.

На момент открытия полубакалавриата в РПУ уже был миссионерско-катехизаторский факультет, которым руководил иерей Стефан Домусчи. Состояние дел на этом факультете было плачевным, на нем училось всего 10-12 человек, не было денег, то есть факультет фактически разваливался и в общем-то, желающих поступать на него почти не было. О низком уровне обучения говорили слабые ВКР, факультет собирались упразднить и поговаривали, что сам о. Стефан от него отказывался.

На новооткрытом полубакалавариате миссионерской направленности о. Стефан Домусчи читал догматическое богословие, но студенты неоднократно жаловались, что догматика преподается с точки зрения философии, а один из принципов преподавателя догматики заключался в том, что в богословии нет абсолютной истины, все относительно, все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. Хотя догматическое богословие, как известно, не терпит релятивизма, о. Стефан имел на сей счет свое мнение.

И в тот момент, когда звезда миссионерско-катехизаторского факультета, которым руководил о. Стефан, закатывалась, на небосводе РПУ появился полнокровный в научном и образовательном отношении миссионерский факультет под руководством А.И. Солодкова, хотя, по стандартам Рособрнадзора, и не совсем легитимный – двухгодичный. В институт пришли новые лица – энергичные, настоящие профессионалы своего дела, обладающие потрясающим опытом практической миссии. К этим интересным и новым людям потянулись студенты. На факультет поступило более 50 человек, то есть раз в пять больше, чем на миссионерско-катехизаторский.

Довольно скоро стало очевидно, что за счет полубакалавриата РПУ ожил, и самое главное – за счет наплыва желающих учиться на новом факультете финансовое положение вуза стало поправляться, а о. Стефан как богослов и преподаватель на тот момент оказался неконкурентоспособным.

Однако недолго думая, о. Стефан решил сместить своего конкурента А.И. Солодкова. И не важно, что за Солодковым – опыт, успешная работа, практическая миссионерская деятельность и преподавательский стаж, зато у о. Стефана пресловутый административный ресурс в лице ректора – игумена Петра (Еремеева).

Сам процесс смещения А.И. Солодкова был скроен по незамысловатым лекалам. О. Стефан просто позвонил Солодкову и объявил ему, что он с этого момента не является деканом: на этой должности должен быть человек более высокого научного уровня, согласно требованию государственной аккредитации. Невольная ирония здесь заключалась в том, что ныне существующие образовательные стандарты не знают двухгодичных бакалавриатов, и, стало быть, требований к их руководству быть не может. Ну, а если нет требований со стороны Рособрнадзора к таким формам обучения, то, следовательно, эти требования выдвинул… сам о. С. Домусчи. Что интересно, письменный приказ о назначении А.И. Солодкова деканом факультета есть, а приказа о его отстранении до сих пор нет. Наличие у Солодкова высшего семинарского образования (специалист в области православного богословия) и опыт преподавания более 15 лет Ветхого Завета, миссиологии, сектоведения Домусчи, видимо, посчитал ничтожным.

Но на этом о. С. Домусчи не остановился и изгнал А.И. Солодкова с факультета, так как посчитал, что он якобы неправильно преподавал Ветхий Завет. Было решение уволить и всех преподавателей, которых пригласил Солодков. Обосновывалось это по следующей откровенно-незамысловатой логике (которую озвучили непосредственно в лицо Солодкову): мол, мы думали, что это ваша команда, и раз Вы теперь уволены, то пусть и все другие тоже уйдут. Но Андрей Иванович настоял, чтобы лично позвонили каждому преподавателю. В результате оставили о. Олега Стеняева, но о. Георгия Максимова и преподавателя сектоведения Р.М. Коня так и не пригласили, хотя список преподавателей не раз утверждался советом и ректором РПУ.

Вся ситуация вызвала недовольство у обучающихся, которые знали и знают А. И. Солодкова, о. Олега Стеняева, о. Г. Максимова как известных миссионеров-практиков, способных действительно научить миссионерству, а не философии, «частным богословским мнениям» и сомнительным психотренингам. Студенты написали письмо на имя Патриарха, чтобы оставить А.И. Солодкова деканом, но Андрей Иванович не хотел, чтобы такое доброе начинание, как образование миссионеров Москвы, начиналось со скандала, и попросил студентов не делать этого, а учиться далее.

Таковы плоды трудов на миссионерском поле иерея Стефана Домусчи, назначенного преподавать пасторологию в Сретенской семинарии. Пасторология не догматика, авось получится? А почему бы нет? Начальство семинарии прикажет, а студентам деваться будет некуда – будут слушать, а что, не важно, главное, чтобы какой-то курс читался.

Вернемся еще раз к тому предлогу, под которым А.И. Солодков был изгнан иереем Стефаном Домусчи: это якобы отсутствие высшего духовного образования. Однако обратим внимание на статью прот. Вадима Леонова , в которой отмечен тот факт, что в собранной архиепископом Амвросием (Ермаковым), протоиереем Павлом Великановым и иереем Стефаном Домусчи команде новой кафедры пасторологии 30 % ее состава не имеют высшего, а порой и вообще никакого богословского образования. Значит кому-то нельзя, а кому-то, если хочется очень даже можно. Главное – кто устанавливает и меняет правила. Как говорится, комментарии излишни. Выводы о целом «шлейфе» разрушительной деятельности в сфере духовного образования, тянущемся за иереем Стефаном Домусчи, пусть делает сам читатель.

Ольга Милославская




Возврат к списку