Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

«На данный момент видно, что РПЦ не готова выйти из экуменического проекта»

Комментарий к решениям Священного Синода от 15.07.16.

Буздалов Александр_.jpg

В данном решении Священного Синода РПЦ по Критскому собору ожидаемо не последовало каких-либо резких отклонений от ранее проводимого курса умеренных церковно-либеральных реформ: ни в сторону их форсирования (как это пытался сделать Константинополь, вообще идущий в этом плане на полшага впереди Москвы, и как, собственно, он это и сделал в принятых на Крите документах), ни в противоположную сторону отказа от них и возврата к строгому традиционализму, на что так уповали многие. С одной стороны, наверное, и нельзя требовать от священноначалия руководствования в сложной внешней церковной политике (в ее еще более сложном переплетении с внутренней) одним только принципом вероучительной акривии, которым руководствуется простые сердцем миряне (тут, в первую очередь, необходимо иметь в виду скрытую дипломатическую борьбу за сферу влияния с Константинополем, изначально параллельную этому проекту: по этой причине греки не поехали на наше Всеправославное Совещание 1948 г., мы теперь вернули им долг).1

С другой стороны, все-таки другие поместные Церкви, отказавшиеся участвовать в глаголемом Всеправославном соборе, нашли возможным мотивировать этот отказ неприятием самой идеологии собора, то есть его очевидной экклезиологической революционности, в первую очередь. Все-таки была некоторая надежда на то, что и МП сделает следующий шаг в этом направлении (после, прямо скажем, неожиданного принятия поправок к Шамбезийским документам и еще более неожиданного отказа участвовать; сюда же можно отнести прославление непримиримого борца с экуменизмом свт. Серафима (Соболева) на февральском Архиерейском соборе, хотя там мотивировка была скорее иная, опять же, больше «дипломатическая»). Но, увы, пока официальные причины неучастия остаются неизменными, а именно, нарушение внутреннего регламента собора (отсутствие консенсуса).2 Это говорит о том, что выйти из этого (православно-экуменического) проекта РПЦ на данный момент не готова.

Остается только надеяться, что перенесение окончательно вердикта по отношению к документам Критского собора (по сути, вновь отложенного до изучения и решения Синодальной богословской комиссии)3 имеет целью выиграть время для столь же умеренного и постепенного отказа от экуменического курса, как он до этого последовательно проводился (такую надежду дает недавнее акривическое решение означенной комиссии в отношении теологуменов проф. А.И. Осипова). Но, опять же, более вероятным является продолжение двусмысленных реформ лукавыми методами (типа «два шага вперед, один назад», «и нашим, и вашим» и т.п.), как уже было сказано, лишь немного отстающих от фанарских по степени богословской революционности (об этом говорит одновременное решение о продолжении богословского диалога с РКЦ).4 Одним словом, как всегда, «все упование» – на всеблагий и премудрый Промысл Божий, «немощное врачующий и оскудевающее восполняющий», а нечестивое – истребляющий неотвратимо.

____________________________________

1 Ср.: «Вторая Мировая война и первые послевоенные годы были периодом раздела сфер влияния в мире между двумя политическими центрами – СССР и Западом. В качестве инструментов этого противостояния нередко использовались религиозные организации. Поместные Церкви в этой ситуации против своего желания оказались в сфере влияния двух упомянутых политических центров. Константинополь стал форпостом Западного мира, в то время как Московская Патриархия и Церкви в странах соцлагеря оказались по другую сторону баррикад. Достаточное количество таких Церквей давало советскому руководству повод представить Московскую Патриархию как Православный центр, способный соперничать с Константинополем» (Кострюков А.А. Архиепископ Серафим Соболев. Жизнь, служение, идеология. Москва, ФИВ, 2011. С.195).

2 «ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году. 2. Подчеркнуть, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса. 3. Констатировать, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус» (Журналы заседания Священного Синода от 15 июля 2016 года. Журнал № 48. http://www.patriarchia.ru/db/text/4561903.html).

3 «Документы, принятые Собором на Крите, размещены в сети Интернет, но до настоящего времени официально не были получены Русской Православной Церковью. <…> ПОСТАНОВИЛИ: <…> 5. Поручить Синодальной библейско-богословской комиссии по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду» (там же).

4 «ЖУРНАЛ № 59. СЛУШАЛИ: доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о назначении представителей Русской Православной Церкви на XIV пленарную сессию Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью. <…> ПОСТАНОВИЛИ: Направить на пленарную сессию Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью в г. Кьети (15-22 сентября 2016 г.) делегацию Русской Православной Церкви…» (там же).

Александр Буздалов




Возврат к списку