Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

«Революция 1917 года пробудила в народных массах низменные и темные начала…» Обращение участников V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета

христ межконфесс_ консульт_ комитет_.jpg

По итогам заседания V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета, которое прошло в Санкт-Петербурге 26 апреля 2017 года, было принято обращение.

В этом году мы вспоминаем о событиях столетней давности, которые наложили неизгладимый отпечаток на жизнь наших народов, повлияли на ход истории всего человечества. Историки и политики по-разному оценивают события XX века. Но мы размышляем, прежде всего, о духовных причинах и следствиях тех потрясений, которые произошли на территории наших стран.

Революция 1917 года пробудила в народных массах низменные и темные начала, стала причиной страданий и гибели миллионов людей. Многие погибли в братоубийственной войне, умерли от голода, были замучены в лагерях и тюрьмах. Другие оказались в вынужденном изгнании, испили горькую чашу пребывания на чужбине и неизбывной тоски по Родине.

«Не из праха выходит горе и не из земли вырастает беда» (Иов 5:6). Причины катастрофических событий прошлого столетия коренятся в отступлении значительной части общества от Бога, потере духовно-нравственных ориентиров, разобщенности среди христиан, пренебрежении христианской моралью, охлаждении христианской любви и иных добродетелей, утрате подлинного смысла религиозного образования, усугублении социальных противоречий и обострении классового антагонизма. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:1).

Раны тех событий дают о себе знать до сих пор. Их исцеление требует не только времени, но и духовного подвига: покаяния и взаимного прощения. Каждая сторона конфликта отстаивала свою классовую или социальную правду. Но история учит, что, если такая, всегда частичная, правда, абсолютизируется и на основании этого одна из частей общества противопоставляется другой — происходит гражданский взрыв, рушащий основы государственного порядка и социальных отношений. Призывая к прощению и покаянию, христиане свидетельствуют, что есть более высокая правда: правда принятия другого, любви к ближнему и служения друг другу. Именно следование этой правде является основанием для мирной и созидательной жизни людей и народов.

Социальный раскол, порожденный революцией и гражданской войной, имел длительные последствия. Репрессии безбожных властей против населения собственной страны, в том числе против христиан, стали естественным следствием этого раскола. С христианской точки зрения никакие цели не могут оправдать ни принудительную коллективизацию, ни репрессии против целых социальных групп, ни насильственное переселение народов. Эти проявления террора лишили наши народы их лучших представителей, нанесли серьезный ущерб нравственности и привели к утрате многих духовных ценностей.

Христиане разделяли судьбу своих соотечественников. В нечеловеческих условиях ГУЛАГа они несли своим товарищам по несчастью весть о надежде, дарованной Христом. Трагические события явили подвиг христианских новомучеников, кровь которых стала новым семенем христианства. Идя на смерть за свою веру, они молились об Отечестве, будучи уверены, что Бог принесет духовное пробуждение нашим народам. Господь всегда особенно близок к тем, кому приходится проходить через испытания. Христиане прошли этот путь вместе со всем народом, сохраняя верность Господу и прилагая все усилия для процветания своего земного Отечества и его защиты в страшные годы Великой Отечественной войны. И это — в условиях, когда за веру во Христа приходилось терпеть притеснения, а подчас — и прямые гонения!

Историки по-разному оценивают падение Советского Союза. Миллионы людей, получив возможность услышать Слово Божие, открыли для себя веру Христову — веру, которую безуспешно пытались искоренить на протяжении нескольких десятков лет. Мы верим, что духовное возрождение — это ответ на молитвы тех, для кого следование за Христом означало страдания и смерть. Мы чтим их подвиг и благодарим Бога за небывалую духовную жажду и обращение множества людей к Христу в ответ на их молитву.

Этот период характеризовался не только массовым обращением людей ко Христу, но и новыми вызовами христианскому служению. Окружающий мир ставит под сомнение традиционные основания нашей цивилизации — достаточно вспомнить отказ от упоминания христианских корней в конституциях некоторых европейских стран. Особенно серьезному давлению подвергается семья, которая, с христианской точки зрения, является основой как Церкви, так и общества.

Ситуация постсекулярного мира в духовном смысле напоминает ситуацию первых веков христианства, когда члены Церкви должны были нести свидетельство о Христе в языческом окружении. Современного человека нельзя назвать неверующим: он может верить во что угодно, но эта религиозность нередко бывает бесконечно далека от библейской веры. А значит, заповедь Господа «идите и научите все народы» (Мф. 28:19) остается актуальной и сегодня для всех христианских конфессий. Не менее актуальна и другая заповедь Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Для нашего современника дела являются более весомым свидетельством о Христе, чем слова. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Потому все более важной составляющей этого свидетельства в современных условиях становится социальное служение, которое консолидирует христиан разных конфессий.

Вспоминая историю прошедшего столетия, мы не только размышляем о прошлом. Уроки истории необходимы, чтобы идти в будущее. Именно христиане, имея двухтысячелетний исторический опыт, могут и должны указать на те вызовы, с которыми столкнется человечество в будущем.

Значительная часть этих вызовов связана с быстрым развитием технологий, особенно — биомедицинских и информационных. С одной стороны, мы видим в технологическом развитии все более полное раскрытие в человеке образа Творца, но с другой — возникает опасная иллюзия человеческого всемогущества. Наши современники все больше поддаются соблазну, выраженному в словах библейского змея: «Будете как боги» (Быт. 3:5).

Другие вызовы лежат в социально-экономической сфере. Проблема все более нарастающего неравенства между отдельными людьми и целыми народами, вопросы совместного проживания людей разных культур и убеждений, вооруженные конфликты, манипулирование общественным сознанием и многое другое — на все эти вопросы пока нет удовлетворительных ответов.

Мы осознаем историческую ответственность, которая лежит сегодня на людях веры, представителях христианских конфессий наших стран. Мы призваны иметь свою — христианскую — повестку дня, в которой будет предложен ответ на наиболее актуальные вопросы, стоящие перед человечеством, из глубины христианского откровения и опыта церковной жизни. И ответ этот должен быть дан не только на словах: христиане призваны всей своей жизнью явить иное представление о настоящем и будущем, чем то, которое предлагает секулярный мир.

Наша вера дает нам основание смотреть в будущее с надеждой: каждый день приближает нас ко второму пришествию Христа! В будущем Его Царство явится во всей полноте, величии и славе, но и сейчас Христос является нашим Господом и Царем. Зная это, мы будем продолжать молиться за наши страны и народы, трудиться для их процветания и нести радостную весть о Христе нашим современникам. И мы верим, что труд наш «не тщетен перед Господом» (1 Кор. 15:58)!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник




Возврат к списку