Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
20.12.2021

В Москве состоялась ежегодная конференция Союза православных братств

IMG_6090.JPG

15 декабря 2021 года в Москве, в помещении Союза писателей России состоялась рабочая конференция Союза православных братств: «Братское движение в православной России: история и современность».

Открывая конференцию, сопредседатель СПБ по России Владимир Семенко вкратце охарактеризовал стоящие перед нами проблемы. Братское движение в свое время, во времена Брестской унии, когда большинство епископов заняло, говоря мягко, довольно двусмысленную позицию, сыграло весьма значимую роль в отстаивании чистоты веры, в борьбе с униатством, за каноническую Церковь (особенно на Западной Украине и в Западной Белоруссии). Тогда основу этого движения составляли простые священники и миряне. В применении к сегодняшней ситуации, скажем, на Украине вполне можно говорить о преемственности. Православная общественность Украины сегодня – это те же, кого можно назвать приходскими активистами, церковными работниками. Те, кто повседневно активно трудится в монастырях и приходах и те, кого называют ревнителями веры – одни и те же люди, которые действуют в полном единстве со своим священноначалием, противостоя каноническому разбою так называемого «Константинопольского патриархата», нашествию тех же униатов, сектантов, агрессии Ватикана. И даже там, где налицо, так сказать, внутренние разногласия, ревнители вовсе не предстают в роли маргиналов (например, «непоминающие» священники Кишинева). Здесь же, в Центральной России, ситуация представляется качественно иной. В условиях засилья церковной бюрократии братское движение, по сути, выброшено на обочину церковной жизни.

Выступающий кратко остановился на современной истории СПБ. Союз был создан в 1991 году по инициативе священноначалия Русской Православной Церкви, главным образом для координации работы вновь созданных братств в области духовного просвещения и социального служения. Однако в нем сразу же обнаружились внутренние нестроения: слишком разные братства попытались объединить. Большинство Союза активно восстало против деятельности осужденного впоследствии Синодальной богословской комиссией известного ересиарха Георгия Кочеткова и его т.н. «Преображенского братства». Затем Союз стал активно выступать с публичными заявлениями церковно-политического и прямо политического характера. В итоге после очередного съезда в 1994 году Cвященный Синод и Архиерейский собор РПЦ дистанцировались от работы Союза. Вместе с тем священноначалие не возражало против продолжения работы СПБ в автономном режиме. 

Докладчик далее подчеркнул, что состоял в руководящих органах целого ряда православно-общественных организаций, и везде рано или поздно начинались нестроения и расколы, причем по одной и той же схеме. Не миновала такая судьба и Союз православных братств. Сегодня структура, носящая это наименование, существует фактически отдельно от тех братств, которые занимаются социальной и просветительской работой. В самом СПБ доминирует индивидуальное членство.

Последние годы Союз как-то существовал лишь благодаря неиссякаемой энергии его многолетнего бессменного главы покойного Владимира Николаевича Осипова. Но для того, чтобы рассчитывать на что-то в дальнейшем, необходимо всем ответить на простой вопрос: почему наша православная общественность всякий раз наступает на одни и те же грабли? При этом в самом заседании вряд ли продуктивен формат, так сказать, традиционный для нашего православно-патриотического движения, когда все говорят обо всем, каждый говорит о том, что его больше всего волнует, и обсуждение оказывается абсолютно не структурированным.

Получивший затем слово известный политолог и публицист, ветеран Донбасса Игорь Друзь сосредоточился преимущественно на внешних опасностях для Церкви, существующих сегодня. На Украине ситуация кардинально отличается от нашей, поскольку там эти опасности носят как раз ярко выраженный внешний характер и являются общими как для «верхов», так и для «низов» Церкви. Но может статься так, что наше сегодняшнее собрание окажется последним, поскольку современная ситуация характеризуется небывалым наступлением глобалистов. Оратор привел интересные примеры того, как, по его мнению, оккультные знания используются в современных терактах на территории России. Приведя конкретные примеры внешних опасностей, стоящих перед обществом и Церковью, И.Друзь высказал мнение: то, что мы можем делать реально – это молитва и медийная работа.

В свою очередь, известный политический публицист Андрей Сошенко полагает, что главное направление работы православно-патриотических организаций – это, наряду с защитой традиционных ценностей России и несправедливо преследуемых «знаковых людей» из патриотической среды, разработка того, что он называет «русской идеологией», а также обращение по актуальным проблемам к органам власти.

На конференции выступили представители СПБ Украины и Белоруссии, в частности, писатель, кандидат исторических наук, член СПБ Украины Владимир Карагодин (Винница). Он еще раз обратил внимание на те беззаконные преследования, которым подвергается каноническая УПЦ на Украине, когда ряженые из т.н. ПЦУ (которая в народе расшифровывается как «Политическая церковь Украины») при полном попустительстве властей захватывают храмы с помощью нациствующих боевиков, чьи руки обагрены кровью православных людей и настоящих патриотов. При этом УПЦ способна собрать крестный ход из 350 000 участников, а ПЦУ, при всем админресурсе, не может вывести больше 10 000. В ответ на замечание председателя собрания о том, что Украинская Церковь является для всех нас практически недосягаемым образцом, выступавший тем не менее сделал особый акцент на своей обеспокоенности давлением на каноническую Церковь со стороны украинского государства.

Получивший затем слово депутат Верховного совета непризнанной ДНР, и.о. председателя Донбасского отделения СПБ Сергей Новаковский обрисовал ситуацию на Донбассе, где каноническая Церковь и братское движение существуют в условиях необъявленной войны, вялотекущих вооруженных действий со стороны Украины.

После него выступил почетный председатель белорусского отделения СПБ Валерий Ерчак, чей оптимизм выразительно контрастировал с большинством выступлений. Он очень тепло высказался о нынешнем главе Белорусского экзархата, митрополите Минском и Заславском Вениамине и президенте Александре Лукашенко. Митрополит Вениамин – убежденный монархист, с пониманием относящийся к братскому движению, при этом делающий главный акцент на духовных аспектах церковной жизни, которые, как понятно, являются ключевыми. Он не политизирует церковную повестку, не оказывая поддержки «оранжевым» революционерам. Поэтому церковно-общественная ситуация в Белоруссии сегодня не столь тяжела, как в соседней Украине.

В ходе заседания решением Совета СПБ, под аплодисменты собравшихся Валерий Ерчак и Сергей Новаковский были награждены орденом «Величие славянских народов».

Известный православный предприниматель и меценат Василий Бойко-Великий проинформировал собравшихся о работе группы независимых экспертов по т.н. «екатеринбургским останкам» и состоявшейся недавно конференции в гостинице «Космос» по этой теме. Сейчас уже можно считать научно доказанным, что эти останки никак не могут быть царскими, заявил докладчик.

По итогам заседания были приняты два обращения к предстоящему в конце мая Архиерейскому собору – по «екатеринбургским останкам» и по ситуации на Украине, связанной с беззаконными действиями Фанара




Возврат к списку