Новости и комментарии
19.03.2024
В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола
02.03.2024
Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”
16.02.2024
Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки
07.02.2024
Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"
31.01.2024
НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ
31.01.2024
Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы
31.01.2024
Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено
29.01.2024
Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде
Официоз
Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора
Ватикан упорно следует по пути все большего соглашательства с мiром
Скончался выдающийся исследователь исихазма и русской философии Сергей Хоружий
Фото: Институт философии РАН
Как сообщается, «22 сентября в возрасте 78 лет умер физик-теоретик, математик, философ, богослов и переводчик Сергей Хоружий.
Об этом сообщил писатель и публицист Александр Архангельский.
Сергей Сергеевич Хоружий родился в 1941 году в городе Скопине Рязанской области, в 1964 году окончил физический факультет МГУ, в 1967 году — аспирантуру Математического института имени В.А. Стеклова (МИАН), доктор физико-математических наук (1976).
В 1993 году стал действительным членом РАЕН, также был профессором философии Института философии РАН, профессором кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, в 2005 году основал и возглавил Институт синергийной антропологии. Входил в состав Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви и в редколлегию научно-богословского альманаха “Богословские труды”.
Редактировал издания трудов П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, был председателем Комиссии по распространению философского наследия П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева. Переводил и комментировал многие произведения Джеймса Джойса, в том числе романы “Улисс» (совместно с В.А. Хинкисом) и “Портрет художника в юности”, повесть “Герой Стивен”, сборник новелл “Дублинцы”. Кроме того, известен исследованиями исихазма и рядом трудов по теологии».
Работая в институте математики им. Стеклова, «он был членом интеллектуальных кружков, где осмыслялось наследие русской религиозной философии. Так он пришел к религиозной тематике, которая стала для него главной, но не единственной", - рассказал его коллега - заместитель директора Института философии РАН кандидат философских наук Анатолий Черняев.
Хоружий был очень активным и ярким человеком, отмечает ученый: переводчик книги Джеймса Джойса "Улисс", философ, математик… "Все это органично в нем сочеталось, потому что во всем этом он видел антропологическую проблему человека, для него было интересно преодоление кризиса человека и современной культуры", - объяснил Черняев.
Институт синергийной антропологии был создан в 2005 году. Главная задача учреждения, судя по сайту института, - "увидеть и понять облик современного человека и происходящие с ним изменения – с тем, чтобы преодолевать риски и опасности, которые продолжает устраивать себе этот человек".
Однако основным местом работы для Сергея Сергеевича был именно Институт философии РАН, где он числился главным научным сотрудником, не имея при этом профильного образования или степени.
"В сфере богословия и философии Хоружий был блестящим самоучкой: его имя говорило само за себя. Мне кажется, это было сознательным шагом, что соответствует и русской традиции: у нас наиболее яркие мыслители, философы, богословы - например, Чаадаев, Бердяев, Хомяков - были самоучками в тех областях, в которые внесли наибольший вклад. Наиболее яркие идеи продуцировали люди, которые были свободны от шор выучки и традиции", - рассказал замдиректора Института философии РАН.
"Его влияние очень велико: он во многом сформировал современный интеллектуальный ландшафт, во всяком случае, в области осмысления наследия русской религиозной философии. Это для нас большая потеря", – подытожил замдиректора Института философии РАН Анатолий Черняев.