Новости и комментарии

22.01.2020 «Бог Кузя» и провокация против Царского храма

20.01.2020 Всё для содомитов: католические епископы Франции рекомендуют не указывать пол родителей в бланках крещения

20.01.2020 Музыка для «бога». Суд арестовал заслуженную артистку России по делу секты "бога Кузи"

16.01.2020 Православные активисты потребовали лишить Ивана Урганта гражданства

16.01.2020 Два сирийских митрополита приняли мученическую смерть

10.01.2020 Finis appropinquavit. Папа Римский Франциск объявил толпе на площади Святого Петра, что это Рождество может стать последним для человечества

10.01.2020 Гладко было на бумаге. Но забыли про Филарета… О ситуации в украинской «церкви» ПЦУ

30.12.2019 РПЦ призвала мировое сообщество защитить права православных Черногории

23.12.2019 Обет нестяжания в варианте ОВЦС: у митрополита Илариона (Алфеева) нашли квартиру в Испании за 65, 6 млн рублей

21.12.2019 Патриарх Кирилл призвал священников не превращать исповедь в дознание

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
22.04.2019

Скончался выдающийся церковный историк протодиакон Владимир Русак

Русак_.jpg

В минувшую субботу, 20 апреля отошел ко Господу выдающийся церковный историк и публицист, член Союза российских писателей, автор знаменитого трехтомника «Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе» и нескольких сотен статей протодиакон Владимир Русак.

Влади́мир Степа́нович Русак родился 17 июня 1949 года в белорусской деревне Мутьковичи (Новомышский район, Барановичская область).

Согласно его биографии, «в 1967—1970 годах учился в Минском государственном педагогическом институте на физико-математическом факультете.

В 1970—1980 годах работал в «Журнале Московской Патриархии» стажёром, референтом, редактором, а с 1977 года — научным редактором. В 1973 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1977 — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Раннехристианские апокрифы и их христологическое содержание».

В 1976 году рукоположен в сан диакона.

Параллельно с работой в редакции писал книгу по истории большевистских репрессий против Православной Церкви. За это был уволен с работы.

В 1980—1981 годах служил диаконом в деревне Иванисово Ногинского района.

В 1982 году по собственному прошению, направленному митрополиту Белорусскому Филарету (Вахромееву), переведён в Витебск.

В 1983 году за проповедь в Витебском Казанском соборе о мучениках за веру в СССР был лишён регистрационной справки от уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что приводило к лишению места служения. Был направлен в ссылку в Жировичский монастырь. Затем непродолжительное время служил при храме в Давид-Городке».

По словам его многолетнего друга и соратника Льва Регельсона, «в проповеди отец Владимир сказал открыто о мучениках за веру в Советском Союзе. Он сопоставил значение мученичества первых христиан, утвердившее Христову Церковь на земле в первые века христианства, с подвигом лучших верующих нашего времени. Отец Владимир считал новое мученичество не менее значительным в наше время для очищения истинной природы Христовой Церкви. Новые страдальцы за веру, по его словам, "сделали свое дело своей мученической кончиной. Они показали нам, каким должен быть христианин в наших условиях. Своей духовной силой, кроме того, они освежили и укрепили церковный организм и показали ограниченность сил безбожия"».

Написал открытое письмо делегатам VI Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере (1983). В письме писал об угнетённом состоянии Русской Православной Церкви в СССР. Письмо не было озвучено на заседании из-за протестов делегации СССР, но стало известно после придания огласке на пресс-конференции архиепископом Кентерберийским.

Позднее па месту прописки вернулся в Москву. Работал дворником ДЭЗ № 13 Киевского района. 23 апреля 1986 года за книгу «Свидетельство обвинения», ходившую в самиздате, арестован КГБ. 10 сентября 1986 года осуждён Московским городским судом по ст. 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки (максимально возможное наказание по этой статье). Срок отбывал в пермских лагерях. В 1987 году книга «Свидетельство обвинения» была опубликована на русском языке в США.

В 1987—1988 годы судьбу диакона Владимира Русака активно освящал православный эмигрантский журнал «Православная Русь», где было опубликовано за это время семь статей, подробно освещавших историю его работы над книгой, осуждения и отбывания срока в пермских лагерях, а также борьбы правозащитных организаций за его освобождение. В результате ходатайства Конгресса США и ряда международных организаций в СССР приговор был смягчён. Определением Верховного суда РСФСР от 6 сентября 1988 года срок сокращён до 2 лет 6 месяцев, ссылка из приговора исключена. Освобождён 22 октября 1988 года. Реабилитирован в 1993 году.

В апреле 1989 года выехал на постоянное место жительства в США. «В аэропорту Кеннеди нас встречал мой издатель О.М. Родзянко и глава Американского комитета Международного общества по правам человека г-н Падюков, они отвезли меня прямо в Синод, где владыка Иларион совершил благодарственный молебен по случаю моего освобождения и прибытия в Штаты». Поселился с женой в небольшом двухэтажном домике близ монастыря, который предоставил декан семинарии Евгений Иосифович Клар.

В 1989—1996 годах преподавал историю Русской Православной Церкви, а затем и каноническое право в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. На основе своих лекций написал книгу «История Российской Церкви. Со времени основания до наших дней», изданную в 1993 году.

В 1996 году вернулся в Москву. Работал в «Народном доме» Сергея Филатова. Преподавал в Российском государственном гуманитарном университете (1997), в Англо-американской школе при посольстве США в Москве (1997—1999).

В 1998 году передал в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) многие документы и книги из своего собрания. Документы составили фонд 10061 ГАРФ, книги хранятся в Научной библиотеке ГАРФ.

В 2000—2008 снова жил в США. Редактировал приходские газеты «Православная газета» (Нью-Йорк, 2004) и «Православное слово» (Сан-Диего, 2005—2006). В 2008—2014 возвращался в Москву, а затем вновь жил в США, в Дес-Плейнс.

Скончался в Лазареву субботу 20 апреля 2019 года в США на 70-м году жизни.

Характеризуя нравственный облик и научно-публицистическое творчество покойного, Лев Регельсон пишет, что «протодиакон Владимир Русак - редкий в наше время православный христианин, у которого слово не расходится с делом. Преклоняясь перед твердостью и подвигом миллионов мучеников за веру во Христа нашего страшного времени, он и для себя избрал этот путь, ибо, говорит он в своей проповеди: "Христос ждет от нас чистого сердца. Но какое же оно может быть чистое, если в нем одновременно уживается и любовь ко Христу, и доброжелательность к Его противникам и гонителям? Чистый человек может быть только в одном лице, а не двуличным"».

От себя добавим, что в наше время всеобщей девальвации всех смыслов, искажения истории вплоть до посягательства на память новомучеников, на чьей крови ныне возрождается Русская Церковь, творческое наследие о. Владимира и нравственное влияние, оказанное им на современников – бесценное сокровище, тот необходимый ориентир, без которого новое свидетельство о вере и правде было бы несоизмеримо более трудным.

Редакция "Аминь. SU"




Возврат к списку