Новости и комментарии

21.09.2018 ИЕРАРХ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ НАЗВАЛ МИТРОПОЛИТА ОНУФРИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ КАНОНИЧЕСКИМ ГЛАВОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ УКРАИНЫ

21.09.2018 Женщины-епископы в Британии считают, что пора прекратить именовать Бога «Он»

20.09.2018 Литературную гостиную к столетию Солженицына проведут в Сокольниках

18.09.2018 Порошенко об автокефалии: Мы на финишной прямой

18.09.2018 РПЦЗ назвала попытку создания автокефалии на Украине атакой на Православие

18.09.2018 Приморье: тест для политической системы

18.09.2018 Московский Патриархат начинает публикацию документов по вопросу присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви в XVII веке

18.09.2018 Греческий архиерей призвал не использовать украинскую церковь в "геополитической игре" России НАТО

14.09.2018 Ситуация вокруг УПЦ в Киеве - грубое вмешательство государства в дела церкви, заявляют в МИД РФ

14.09.2018 РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинополя

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
31.08.2018

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Боязнь дискуссии – признак духовной болезни»

Чаплин - 4_.jpg

Поводом для реакции пресс-секретаря патриарха Кирилла свящ. Александра Волкова послужил следующий пост прот. В. Чаплина, опубликованный в его блоге 24 августа:

"Патриарх... вчера высказался о многовековом «возрождении» паганизма: «Что такое Ренессанс? Ренессанс — это возрождение языческой философии, языческой культуры, античных способов выражения художественной мысли, будь то в архитектуре, живописи, скульптуре. Это возрождение античности в ее языческом изводе. А в центре языческого мировоззрения был человек. Даже боги были подобны людям, даже боги жили человеческой жизнью — гневались, любили, раздражались, воевали, проливали кровь. Это был реальный антропоцентризм, когда человек был в центре вообще всей картины мира. И когда мы говорим о Ренессансе, мы как раз говорим о возрождении языческой философии, языческого антропоцентризма. Что же было до языческого антропоцентризма, который был подхвачен эпохой Ренессанса? А был теоцентризм — в центре человеческой жизни был Бог. Он был мерилом добра и зла, Он был доминантой человеческой жизни. Мы знаем, что замечательная эпоха Византии, замечательная эпоха духовного возрождения Западной Европы, особенно во второй половине первого тысячелетия, были связаны с теоцентризмом».

Ну да, христианин иначе воспринимать это «возрождение» не может – если это христианин, а не дрессированный революциями, псевдокультурой и медийными воплями «посткатолик», европейский протестант, «православный с человеческим лицом» или иной гуманист-приспособленец.

Правда, и Его Святейшество никак не может освободиться от внехристианских штампов. Одна из центральных идей Патриаршей речи – идея «счастья». Только мир Христов и это самое «счастье» - по крайней мере в наиболее популярном его понимании – это разные вещи. Были ли, например, апостолы «счастливыми» людьми? Не уверен. Они все время находились в борении, в неустроенности, в гонениях – но мир Христов имели. И не искали житейской самоуспокоенности и душевного комфорта, под которыми сегодня обычно понимается счастье. И это, между прочим, еще хорошее понимание!

Ведь стоит только разобраться со словом «счастье»… По Далю – это со-частье, доля, пай, (ср. рок, судьба, часть и участь, доля), случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех… В европейских языках слова happiness, glück, bonheur также очень сильно связаны с понятиями удачи, случая, судьбы. Слово felicitas – c плодородием, то есть с материальными ценностями.

Так что и слово «счастье» как раз скорее языческое, и феномен этот сегодня далек от христианства. Скажу больше: для того, чтобы обрести мир Христов, подчас надо разрушить то самое «счастье» - обывательское, писофмайндовое, житейское".

Ответ пресс-секретаря патриарха последовал незамедлительно:

"Прот. Всеволод Чаплин в очередной раз хамски похлопывает по спине своего Предстоятеля и правящего архиерея, указывая на "внехристианские штампы" в вчерашнем выступлении Патриарха перед молодежью. Объясняет своей микроскопической аудитории, что такое счастье в самом деле и как это самое счастье неверно понимает Патриарх... Очень несчастлив человек, который думает, что счастье - это обсирать своего Патриарха и отца, о котором он одновременно с этим процессом вынимает первую часть из заздравной просфоры на Литургии. Тем более, что это мнимое счастливое соединение может как-то внезапно и закончиться".

Пресс-секретарь также разъяснил "простую мысль" патриарха Кирилла, которую подверг критике прот. В. Чаплин:

"Она такова - счастье зависит от поступков человека, от его выбора в пользу добра или компромисса со злом, именно за это Бог спросит каждого человека после его смерти. Истинное счастье и добро - синонимы. Наша вера - вера оптимистичная в силу наличия свободы выбора, подкрепляемой Евангелием. И вот именно этот выбор и есть выбор преображающего мир счастья, тот выбор, который должен делать всякий человек, считающий себя христианином".

Ответ прот. Всеволода Чаплина также не заставил себя долго ждать. 27 августа он написал в своем блоге:

"Тут вот о. Александр Волков приписывает мне «хамство» в адрес Патриарха в такой, как бы это помягче, несколько хамоватой манере...

Это в связи с корректной и по форме, и по сути критикой массированного использования Его Святейшеством слова «счастье». Я, собственно, сказал, что оно имеет нехристианское, языческое происхождение. Но можно сказать и резче: слово это по своему изначальному смыслу – весьма лукавое. Подлинный его смысл – «удача», что было ясно Далю и исследователям европейских языков. Нынешний же концепт «счастья» как земного душевного комфорта вообще носит противоположный христианству характер. Да, некоторые святые употребляли это слово, но после того, как оно было опорочено в последние 50-100 лет, «счастье» точно не нужно путать с миром Христовым, а тем более с вечным блаженством. Это слово уводит в сторону от христианского миропонимания.

О. пресс-секретарь пытается защитить это слово, формулируя совершенно далекую от Православия доктрину... Свобода выбора и свобода, подкрепляемая Евангелием, - это не совсем одно и то же (рекомендую о. Александру прочитать профильный церковный документ).

Дальше непонятно, о каком «этом» выборе речь. А уж «преображающее мир счастье» - это из какого-то совсем не-евангельского и не-апостольского лексикона - вспомним хотя бы о том, что мир «во зле лежит», и тотального его преображения «счастьем» Господь нам совершенно не обещал, а обещал нечто противоположное – хотя сделать максимум в этом мире мы должны, но для проповеди Христа, спасения, а не «счастья».

Впрочем, за всем этим выплеском (о. Александр вспомнит узнает более привычное для себя словечко) стоит страшная реальность. Если у нас в Церкви все более считается недопустимой вежливая дискуссия с тем или иным лицом - это признак тяжелейшей духовной болезни.

Болезни смертельной – ее или надо лечить самыми решительными методами, или она убьет целую генерацию церковного организма, а после окончания «понтификата» породит смуту (кстати, нынешний Предстоятель в предшествующий «понтификат» много о подобных вещах рассуждал, но тогда и с этими словами можно было активно спорить). Этой болезнью надо заниматься уже сейчас. Иначе пойдем вслед за Ватиканом в тот кошмар, который сейчас его поражает.

А угрожать, попутно меряясь количеством лайков, мне не надо – я давно всем сказал, что ни за что не держусь и ничего не ищу, но вот говорить то, что считаю нужным, буду, пока пребываю в этом мире, и даже после. Нынешняя система принятия решений в Церкви должна быть изменена, или она уйдет в позорное прошлое – и это очевидно для сотен людей, которые все чаще пишут под своими именами".

Источник





Возврат к списку