Новости и комментарии
19.03.2024
В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола
02.03.2024
Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”
16.02.2024
Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки
07.02.2024
Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"
31.01.2024
НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ
31.01.2024
Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы
31.01.2024
Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено
29.01.2024
Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде
Официоз
Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора
Ватикан упорно следует по пути все большего соглашательства с мiром
Известный католический богослов призвал разработать процедуру признания ошибочным учения папы Римского
Айдан Николс считает, что документ «Amoris Laetitia» расходится с традиционным учением Католической церкви
ЛОНДОН. Известный британский католический богослов священник-доминиканец Айдан Николс (Aidan Nichols) заявил, что учение, которое внедряет в Католической церкви папа Франциск, привело к возникновению в ней «чрезвычайно серьезной» ситуации. Николс предложил реформировать каноническое законодательство так, чтобы оно могло позволять устанавливать доктринальные ошибки папы Римского, сообщает издание британских католиков Catholic Herald.
Айдан Николс, плодовитый писатель-богослов (он написал более 40 книг по философии, теологии и апологетике), который читал лекции в Оксфорде и Кембридже, а также в Ангеликуме в Риме, заявил, что апостольская экзортация папы Франциска «Amoris Laetitia» расходится с традиционным учением Католической церкви.
Николс предположил, что, учитывая заявления папы Франциска о таких вопросах, как брак и нравственное право, Католической церкви может потребоваться «процедура для призыва к порядку папы, который учит ошибочно».
Доминиканский богослов считает, что эта процедура может быть менее «конфликтной», если она произойдет во время будущего понтификата. В качестве примера он привел папу Гонория, который был осужден за ошибку только после того, как он перестал занимать папский престол.
Николс высказал свои мысли, выступая на ежегодной конференции в Куддесдоне (Cuddesdon), которую проводит экуменическое общество - Братство Св. Альбана и Сергия (Fellowship of St Alban and St Sergius). Доминиканец обращался преимущественно к некатолической аудитории.
Он сказал, что судебный процесс «отговорит папу от любой тенденции к доктринальной сговорчивости или простой халатности» и ответит на некоторые «экуменические тревоги» англикан, православных и других, которые опасаются, что у папы есть карт-бланш, чтобы навязать какое-либо учение. «Действительно, может быть, нынешний кризис римского учительства предусмотрительно призван обратить внимание на пределы первенства в этом отношении».
Николс пояснил, что потенциальная судебная процедура “предостерегла бы пап от любой тенденции к непослушанию в сфере вероучения или простой небрежности”, а также ответила бы на некоторые “экуменические обеспокоенности” со стороны англикан, православных и других, которые боятся, что у папы Римского имеется карт-бланш, чтобы проповедовать любое учение. “Действительно, может случиться так, что существующий кризис римского магистериума чудесным образом предназначен, чтобы привлечь внимание к пределам папского примата в этом отношении”, - утверждает Николс.
Николс до сих пор публично не комментировал апостольскую экзортацию папы Франциска «Amoris Laetitia», но подписал письмо 45 священников и богословов в Коллегию кардиналов, содержавшее просьбу запросить у папы Римского разъяснения, чтобы исключить еретические и ошибочные интерпретации текста документа.
Николс упомянул также некоторые из тех вопросов, о которых говорилось в "Письме сорока пяти". Он отметил, например, что «Amoris Laetitia», порождает впечатление, что монашеская жизнь не является более высоким состоянием, чем брак, - это мнение осуждено как еретическое на Тридентском соборе.
Утверждение о том, что разведенные и вновь вступающие в брак католики могут получать Причастие, не пытаясь при этом жить «как брат и сестра», также, по мнению Николса, противоречит традиционному учению Католической церкви, подтвержденному папами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. Николс сказал, что это новое толкование, которое, по некоторым сообщениям, одобрил папа Франциск, внесет в Церковь «ранее неслыханное состояние жизни». Грубо говоря, это состояние «конкубината», т.е. внебрачного сожительства.
Николс отмечает, что было бы предпочтительнее думать, что папа Франциск при написании скандальной экзортации был просто «небрежен» в своем языке, а не сознательно предлагал ошибочное учение. Но это кажется сомнительным, учитывая сообщения о том, что Конгрегация вероучения предлагала поправки к тексту «Amoris Laetitia», но они были проигнорированы. (Кстати, следует отметить, что предлагавший исправления бывший префект конгрегации кардинал Мюллер был недавно отправлен папой Франциском в отставку).
Кардинал Раймонд Берк недавно вынес на публичное обсуждение вопрос о формальной коррекции вероучения папы Римского. Тем не менее, Николс указывает, ни западный, ни восточный кодексы канонов не содержат процедуры «для расследования дела папы, который, как считается, допустил вероучительную ошибку, а тем более - для суда над ним».
Николс отметил, что традиция церковного права такова, что “первенствующий престол никем не судим”. Но он считает, что Первый Ватиканский собор ограничил доктринальный догмат о папской непогрешимости так, чтобы "это не было позицией Римско-католической церкви, что папа Римский неспособен смутить людей ложным учением".
“Он может быть высшим апелляционным судьей христианского мира …, но это не делает его неуязвимым для того, что относится к вероучению. Удивительно или, возможно не так удивительно, учитывая благочестие, которое окружило фигуры Римских пап, начиная с понтификата Пия IX, но этот факт, кажется, неизвестен многим, кто должен знать об этом лучше”. Учитывая ограничения на папскую непогрешимость, церковное право могло бы быть в состоянии приспособить формальную процедуру расследования вопроса о том, не сделал ли <ошибки> папа Римский.
Николс сказал, что в современном католицизме существует “опасность возможной ереси”, но это маловероятно и не столь вызывает тревогу, как непосредственная опасность “распространения моральной ереси”.
В то же время Николс считает, что, если позиция, высказанная папой Франциском в «Amoris Laetitia», останется без исправления, “все больше и больше шансов, что она будет расценена как, по крайней мере, приемлемое богословское мнение”. “И это нанесет большой ущерб, который нелегко будет поправить”, - заключил доминиканский теолог.