
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Что такое сегодня русская мобилизация?
Ее основа - не национальная гордыня, а всенародное покаяние
В связи с последними трагическими событиями, произошедшими в ходе т.н. СВО, вновь обострились разговоры о необходимости мобилизации. Понятно, что здесь есть несколько, хотя и связанных между собой, но принципиально разных сторон. Что касается стороны военной, то уже рядом специалистов отмечено, что провести всеобщую мобилизацию в России сейчас невозможно технически. Поскольку в нашей армии для этого нет в достаточном количестве подготовленных офицеров. Пресловутая военная реформа, исполнителем которой была команда Сердюкова, ликвидировала в ВС РФ, во-первых, кадрированные части, состоящие из одних офицеров (которые как раз и существовали на случай всеобщей мобилизации), а, во-вторых – большинство военных училищ, которые этих офицеров готовили. А мобилизованные без офицеров, как понятно, ни на что не годятся. В сегодняшних условиях можно и нужно провести частичную мобилизацию, призвав, во-первых, людей с боевым опытом, служивших в горячих точках, а, во-вторых, пребывающих в запасе военных специалистов с определенным ВУСом, ориентируясь на потребности армии. Кроме того, речь должно вести о переводе экономики на военные рельсы, как это имеет место сейчас на Украине. Все это – достаточно специфические вопросы, которые естественным образом должны быть делом профессионалов.
Однако никакая мобилизация в ее, так сказать, материальной составляющей невозможна без морально-идеологической и духовной основы. А вот это для нас, как гуманитариев, как раз очень даже понятный вопрос.
В любой стране и при любом режиме существует своя, понятная модель мобилизации в ее нематериальной составляющей. На Украине сегодня идейной основой мобилизации стал воинствующий национализм, переходящий в нацизм («Украина понад усё»). Этот достаточно простой набор ложных смыслов внедрялся в сознание украинцев при помощи современных медийных технологий все последние 30 лет (это по меньшей мере). В сознании же многих людей здесь, в России (в том числе и принимающих ответственные решения) присутствует достаточный хаос. Не говоря уже о том, что, в ныне существующей политической системе России предусмотрено вообще отсутствие какой-либо идеологии, что даже зафиксировано в Конституции.
В качестве же альтернативы некоторыми рассматривается некий набор суррогатов и симулякров, долженствующий в их представлении послужить достойным и действенным заменителем подлинной идеологии и подлинных ценностей.
Недавно мне пришлось обсуждать эту тему с одним известным журналистом и политтехнологом. Он горячо доказывал, что никакое Православие и «прочие традиционные ценности» не могут быть основой мобилизующей идеологии, поскольку «большинству народа они не близки и не интересны». Такой основой, по его мнению, сегодня может быть только русский национализм. И приводил в пример Украину. То есть, по убеждению моего собеседника, нужно сделать все, «как у них», использовать те же технологии (потому что «времени нет»), только лишь с переменой знака. Ну, еще, конечно, фигура Сталина популярна в народе, так что еще и сталинизма сюда подбавить… На мое резонное замечание, что Сталин был во главе СССР, который как раз воевал с нацизмом, и бандеровцы, то есть украинские националисты, а также «свои» Власов и Каминский были среди его врагов, вразумительного ответа я так и не услышал.
Такая беспомощность наших «патриотов», рабское следование постмодернистской доминанте современных политтехнологий, да еще и рабское подражание тем, с кем мы сейчас воюем – свидетельство глубокого неблагополучия в нашей т.н. «патриотике».
Трудно придумать что-то, настолько изобличающее ложность указанного подхода, чем вышеприведенная апелляция к Сталину. Поскольку последний как раз очень хорошо понимал, что в наследство ему досталось имперское государство. Кадровая Красная армия, отмобилизованная и подготовленная к войне на основе красной, коммунистической идеологии, за пять месяцев войны потерпела от Германии сокрушительное поражение, допустив немцев до Москвы. И в решающий, судьбоносный момент, когда речь зашла о самом существовании государства, и интересы советских элит и народа на какое-то время совпали, вождь сумел не испугаться и востребовать то, с чем ожесточенно воевали большевики в первые 20 лет своей власти, то есть исторические русские имперские смыслы. Война за красную идею никуда не делась, конечно, но отошла на второй план. А на первый вышла война за спасение Родины, Отчизны; пропаганда была перестроена в соответствии с новыми условиями, и быть и называться русским стало уже не опасно и не стыдно, а очень даже уместно. Все это происходило, конечно, очень дозировано, под полным контролем парторганов, но поскольку основу Красной армии в 1942–1944 годах составляли мобилизованные старших возрастов, сформировавшиеся еще в исторической, Царской России, подобное внешнее изменение идеологического наполнения войны с нашей стороны нашло в их сердцах соответствующий отклик. Народ в очередной раз поверил власти. В этом он потом, после войны, был обманут, но это уже следующая история.
Не искусственный симулякр «национализма», а апелляция (во многом вынужденная) к историческим имперским архетипам народного сознания была применена тогда. Не забудем и столь же дозированное (и тем не менее вполне реальное) частичное изменение политики по отношению к Церкви.
В сердцевине советского проекта остался коммунизм; эта двойственность потом и стала одной из причин обрушения этого проекта; но в годы войны такая политика сработала! Кроме того, как мы уже отметили, в распоряжении Сталина был еще народ, воспитанный исторической Россией, то есть прежде всего Церковью и монархией. Следует отдать должное: вождь не испугался, пусть и очень дозировано, пробудить исторические русские энергии, при этом сильно «погрешив» против своей alma mater: принципиально русофобской, антиимперской и разрушительной идеологии большевизма.
Нынешние же властители России если чего и боятся больше всего на свете, так это именно того почти невозможного чуда, при котором произойдет аналогичное пробуждение. Именно поэтому все последние годы русская пассионарность не востребовалась, даже не канализировалась в нужное русло (как это было в годы сталинизма), а просто аккуратно сливалась, в том числе в «горячих точках». Вспомним, что почти все наиболее заметные лидеры Новороссии, получившие известность в ходе событий 2014 года, ныне уже убиты. Понятно, что убивали их украинские диверсанты, но родные российские спецслужбы как-то фатально не уберегли…
Если в этой, если можно так выразиться, экзистенциальной позиции властей коренного, качественного изменения не произойдет, то ни о какой победе мечтать нам не приходится. А поскольку вероятность такого изменения необычайно мала, то наш устойчивый скепсис в отношении будущего развития событий имеет под собой довольно прочную основу.
Изменение, однако, должно коснуться не только политики властей, но и нас самих. Вспомним, что покаяние по-гречески – «метанойя». А это и есть изменение души. Отнюдь не «эффективные» западные политтехнологии, лежащие в основе украинской мобилизации, должны быть востребованы нами сегодня. Это все глобалистика, постмодернистская политика Запада с лежащими в ее основе оккультно-гностическими доктринами. То есть в конечном счете – прямой сатанизм. (Вспомним хотя бы прямо демонических «азовцев»). А громадное духовное усилие. Не самовозвеличивание, не искусственное накачивание своей национальной гордыни, а осознание своих грехов. Не сталинская индустриализация «за счет всего», за счет тотального ограбления страны и военно-феодальной эксплуатации крестьянства, но то небывалое развитие страны с учетом духовного потенциала ее народа, которое имело место в годы правления Царя Мученика. Покаяние в богоотступничестве наших недавних предков и – в предательстве Царя, взошедшего за нас на свою Голгофу. Бережное хранение исторической памяти, а не самонадеянное стремление создать что-то абсолютно новое, небывалое в истории, что регулярно и вполне закономерно оказывается симулякром. Только неимоверное духовное усилие может спасти нас, как-то преодолеть тот фатально неудачный для нас ход событий, который в нашей новейшей истории воспроизводится снова и снова.
К сожалению, мы все сегодня очень далеки от этого. Но без этого – ни о какой мобилизации не приходится и думать.
Владимир Семенко
С небольшими сокращениями – на ТК «Царский Крест»