
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Путин, Учитель, либералы и патриоты
Интервью Владимира Семенко газете и сайту «Завтра»
«Завтра»: Уважаемый Владимир Петрович, в последнее время наша православная общественность прилагает немалые усилия для того, чтобы заблокировать выход в широкий прокат нового фильм Алексея Учителя «Матильда». В частности, депутат Государственной Думы Н.В. Поклонская не раз засветилась на этой теме. «Совет православной общественности», в который, как мы знаем, и Вы входите, выпустил специальное заявление по этому поводу. В связи с этим: как бы Вы могли прокомментировать ответ президента В.В. Путина во время недавней «Прямой линии» на вопрос, связанный с этой темой? Многие полагают, что Путин взял Учителя под защиту. Что вы намерены делать теперь?
В.Семенко: Ну, не вполне так. Вы, надеюсь, понимаете, что у Президента в голове много всяких мыслей, никак не связанных с этой темой. Он – Президент всего народа, всей нации и должен думать о многом.
- Но ведь Путин практически оправдал Учителя, встал на его сторону?
- Видите ли, говоря так, Вы не учитываете простого факта: это вообще не масштаб Президента! Во-первых, как я уже сказал, ему приходится думать много о чем: война в Сирии, ситуация на Донбассе, отношения с Украиной, экономика, реальное обнищание значительной части народа, «майданные» планы так называемой «несистемной оппозиции», наконец, пресловутая коррупция. В этом контексте тема «Матильды», столь важная для православной общественности, является для него периферийной.
Очевидно, что сам вопрос инспирирован с «той» стороны. Вообще, доминирование либералов в том помещении, где президент 4 часа отвечал на вопросы граждан, наводит на весьма неоднозначные мысли. Не могу поручиться, поскольку не обладаю конкретной информацией на этот счет, но некоторые люди, обладающие доступом к гораздо более серьезным ее источникам, чем те, которые непосредственно есть у меня, считают, что сейчас уже «предреволюционная» ситуация в России гораздо серьезнее, чем была на рубеже 2011 – 2012 годов, поскольку сегодня есть предположения о фактическом предательстве среди ближайшего окружения президента, чего не было тогда. Речь идет, разумеется, не о всех, а лишь о некоторых из тех, кто входит в этот играющий важнейшую роль в российской политике ближний круг главы государства. Я не знаю, так это или нет, но упомянутое выше доминирование либералов на «Прямой линии», пропущенные в эфир хамские нападки на Президента (а на просторах сети, как известно, можно найти что угодно, почему пропустили именно эти реплики?) вполне можно рассматривать как косвенное подтверждение вышеозначенной версии.
- То есть, если вернуться к Учителю, Вы считаете вопрос актера Безрукова, который модераторы позволили задать, говоря попросту, «подставой»?
- Ну, в общем, да. Здесь сразу хотелось бы оговориться и высказать принципиальное критическое замечание в адрес наших патриотов. То, что Путин – либерал (не в вульгарном, а, так сказать, в «высоком» смысле) – общеизвестно. Я давно уже писал об этом. Сам он не раз вполне убежденно и определенно высказывался о «правовом государстве» и своей приверженности европейским ценностям. Он, на мой взгляд, потому так глубоко презирает европейских элитариев, что не без оснований считает, что они предали свои ценности, а себя воспринимает как в известном смысле последнего рыцаря старой, классической Европы. Именно с этим связан его главный драйв и пафос. Делать из него «царя» или, тем более, диктатора, воспринимать Путина как какой-то симбиоз Александра III и Сталина – глубоко ошибочно! Он лишь в кошмарном сне может представить себя в качестве диктатора. Но многие наши патриоты все продолжают об этом мечтать…
Кроме того, у него в отношении нашего Царя мученика есть глубокое внутреннее отторжение; он, к сожалению, руководствуется известным либеральным стереотипом, что Николай Александрович был слабым правителем, неудачником, что он «проиграл страну» и проч. Не думаю, что ВВП близка мысль о высоте духовного подвига Государя. Я говорю об этом столь свободно и открыто потому, что есть прямые высказывания Путина на эту тему. И игнорировать эту реальность – значит обрекать себя на то, чтобы питаться мечтами и фантазиями вместо участия в реальном политическом процессе.
Однако это его личные убеждения, которые, разумеется, не могут не сказываться в его действиях, как президента. Но, ощущая ответственность за страну, он не может не учитывать того, что в народе нашем в его большинстве доминируют все же монархические стереотипы сознания. Поэтому, как ответственный лидер, он вынужден как-то этому соответствовать, играть роль «отца нации». Иначе, как видим, вся нынешняя «вертикаль власти» начинает отчаянно пробуксовывать.
Все это в полной мере сказывается и в отношении Путина к проблеме «Матильды». Не думаю, что для него лично данная проблема актуальна. Но поскольку очевидно, что для православных людей она весьма важна и воспринимается ими крайне болезненно, он не может в этом вопросе руководствоваться лишь личными убеждениями. Поэтому на явно неожиданный для него, фактически подготовленный ответственными за мероприятие вопрос Безрукова и был дан такой, в целом довольно сбалансированный, ответ, суть которого сводилась к тому, что мы, конечно, режиссера Учителя уважаем, но его критики также в полной мере имеют право на то, что они делают для отстаивания своей позиции. То есть то, что Путин сказал вначале по поводу более жесткого отношения к Царю в советских фильмах – это его личная точка зрения, что, на мой взгляд, очевидно. А вот его последующие слова – это уже его позиция как Президента: запрещать ничего не будем, ни фильм, ни его критику и противостояние ему. У Президента, как уже было сказано, немало всяких проблем, и в этот вопрос он вмешиваться не будет.
- То есть Вы полагаете, что Путин ушел от прямого ответа?
- Ну почему же ушел? Он прямо сказал: права на свободу высказывания никого лишать не будем. А ведь те, кто инспирировал этот вопрос, хотели фактически расправиться с Н.В. Поклонской руками Президента, спровоцировать его на резкие суждения в ее адрес. Учитель потом просто рвал микрофон из рук ведущей, срываясь на крик. (Кстати: он-то что делал в этом зале?) С учетом всего вышесказанного, думаю, что ВВП просто виртуозно разрулил опасную для него ситуацию. А Вы чего хотели? Чтобы он однозначно встал на одну из сторон (пусть она сколь угодно права, по нашему мнению), чтобы он ответил: «Мы этот фильм запретим»? Это нереально, надеяться на это наивно, утопично.
- Но православную общественность это не устраивает?
- Ну что значит не устраивает? Меня, например, вся наша сегодняшняя жизнь не устраивает. Коррупция среди чиновников не устраивает. Ситуация на Донбассе, реформа образования не устраивает и много чего еще. Однако политика – это искусство возможного, здесь без маневра никак.
- Ни и каков же должен быть следующий «маневр»?
- Во-первых, думаю, сейчас надо разобраться с этой весьма странной «экспертизой», которая с подачи Учителя сделана в СПбГУ. Думаю, наши эксперты легко справятся с этой задачей. Во-вторых, следует выбить из рук оппонентов лукавый аргумент «Вы фильма не видели, а критикуете», организовав закрытый показ для экспертов с той и другой стороны. Пусть специалисты предварительно, до выхода на широкий экран обсудят творение г-на Учителя. Почему «Левиафан» многие критики смогли посмотреть до премьеры и даже рецензии написать, а здесь так нельзя?
Я не хотел бы давать советы Н.Поклонской, но думаю, что ответ Президента фактически прикрыл ее от нападок со стороны либералов. Это в стиле Путина: раз для государства с этой стороны опасности нет, вы там в приличных тонах дискутируйте, а я послушаю. Так что считайте, что и Наталья Владимировна получила на свою деятельность в этом плане полный карт-бланш.
- Как думаете, почему немалое число людей ее так ненавидит?
- Ну как почему? Эти, которые ненавидят (как, впрочем, и все остальные) видят же, чувствуют тот небывалый заряд подлинности, искренности, который в ней есть. Кроме того, ненавидят Поклонскую те, кто ненавидит и Царя, которого она, вместе с нами, так любит и почитает. На мой взгляд, очевидно, что она столь жестко действует в этом вопросе именно потому, что ее религиозное чувство уязвлено. А для многих в нынешнем обществе так себя вести абсолютно не характерно, это вообще считается неприличным. Подобает держать свои убеждения и веру в какие- то «ценности» при себе, а лучше вообще ничего этого не иметь – таков мейнстрим т.н. «современного мира».
- Что бы Вы могли в заключение пожелать нашим читателям?
- Во-первых, продолжать наше сопротивление – молитвой и действием. Во-вторых, думается мне, вся эта история тесно связана также с попытками, которых не оставляют некоторые закулисные силы: вытолкнуть нашу православную общественность в маргинальный осадок. Провокация с вопросом Безрукова в качестве побочной цели имела также поссорить президента с большинством народа и народ с президентом. В совокупности с экуменизмом, церковными реформами и вопросом о так называемых «екатеринбургских останках» это – одна из составляющих старательно формируемой смуты, в которую пытаются вовлечь православную часть общества. Как бы ни было трудно, нам никак нельзя поддаваться на эту уловку.
Беседовал Владимир Архангельский