
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Законопроект о патриотизме как симптом
Предложенный к обсуждению законопроект о патриотизме весьма симптоматичен в том смысле, что ярко характеризует внутреннее состояние современного российского государства и конкретно – его законодателя.
Во-первых, сразу возникает вопрос: зачем, собственно, нужен такой закон? Патриотизм либо есть, либо его нет. Когда о чем-то слишком много говорят, это является верным признаком того, что с этим у нас большие проблемы. Некоторой аналогией является, правда, американский закон, принятый после 11 сентября 2001 года, но там была совершенно конкретная цель – оправдать бóльшую, чем ранее, свободу для спецслужб в контроле приватной жизни людей, якобы в целях безопасности. Здесь же речь идет вроде бы не об этом? Или?..
При всей расплывчатости проект ФЗ достаточно определенно привязывает «патриотическую деятельность» к военной сфере, в силу чего само понятие патриотизма заведомо выхолащивается, приобретает прикладной, а не фундаментальный характер. Происходит своего рода перверсия: заведомо прикладная военная сфера (сколь бы они ни была важной) воспринимается как нечто фундаментальное, а фундаментальные понятия нравственности, духовности и прочего, связанные с патриотизмом, поневоле, в силу ложной методологической посылки – как прикладные.
Даже «Википедия» вслед за БРЭ, в общем, вполне адекватно определяет патриотизм как «политический принцип и социальное чувство, осознанную любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанную любовь к своему народу, его традициям». Между тем в предлагаемом проекте ФЗ говорится лишь о «патриотической деятельности», предпринимаемой преимущественно гражданскими и военными властями.
Под «духовностью» в проекте понимается «труд для других людей, при котором человек отдаёт им больше, чем берет взамен; труд во благо других людей одухотворяет человека, становится его духовной основой». (Ст. 1, п. 2.1). Совершенно понятно, что данное определение, как и многие другие в проекте, страдает вопиющей тавтологией; кроме того, непонятно, как, собственно, можно измерить то, о чем говорится в первой части определения. То же касается и других ключевых понятий, например, духовно-нравственных ценностей, которые определяются как «безвредные и созидательные».
Заведомая тавтологичность в определении основных понятий объясняется, во-первых, тем, что авторы пытаются формализовать идеальную сферу, которая с трудом поддается формализации, тем более столь примитивной, а, во-вторых, тем, что они больше всего на свете боятся упомянуть о тех реальных духовных основах, которые, собственно, и лежат в основе всей идеально-ценностной сферы, даже при максимальной светскости, то есть об основах религиозных.
Стремление дать определения, ничего не определяя по существу, основываясь на вышеуказанной перверсии, ярко демонстрирует вопиющую беспомощность и прямое невежество авторов, игнорирование ими самых общеизвестных понятий. Так, например, нравственность определяется ими как «безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям», а безнравственность – как «деяние, в результате которого гражданину причинен вред». Совершенно понятно, что понятия вреда и пользы, в свою очередь, нуждаются в критериях, так что данное определение ничего не определяет. В то время как общеизвестно определение нравственности как просто соответствия поведения человека моральным нормам, принятым в обществе. И т.д. и т.п.
То же касается и других ключевых определений законопроекта.
Проект закона уделяет основное внимание военной сфере, а также прочим государственным задачам, таким, как, например, борьба с бедностью, подготовка научных кадров, учебников и т.д. Авторы прямо говорят, что патриотов можно обучить, подготовить на каких-то учебных курсах. Сама же по себе идеальная сфера остается для них, в общем, тайной за семью печатями, причем тайной опасной. Лучше эти печати не снимать, а замазать всю проблему очередным бюрократическим опусом, в котором от самого патриотизма и всего, с ним сопряженного, остались лишь пустые слова.
Владимир Семенко