Новости и комментарии
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
25.11.2024
В Москве состоялась конференция Союза православных братств
09.11.2024
Начались консультации Поместных Церквей по ситуации в Украине
25.10.2024
Зачем Ватикану новые грехи?
17.10.2024
В Черкассах боевики ПЦУ захватили Архангело-Михайловский собор УПЦ
07.10.2024
Греческий теолог: Религиозная ситуация в Украине раскалывает Православие
18.09.2024
Епископ РКЦ о словах папы, что все религии ведут к Богу: Это ересь
18.09.2024
СБУ пришла с обысками в Свято-Введенский монастырь в Киеве
18.09.2024
Патриарх Кирилл госпитализирован после выступления в Петербурге
Официоз
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»
Авторы
Православие и война
Главным условием праведной войны является надежда на Бога и следование Его заветам
На 2024 год пришлись два трагических «юбилея» – исполнилось 110 лет с начала Великой войны (1914-1918) и 85 лет со дня развязывания Второй мировой войны (1939-1945).
Сон обезбоженного человеческого разума породил военные кошмары XX века…
Святые отцы и христианские богословы учат, что в фундаменте любой войны лежат грех, забвение любви и противление Богу. Сербский святой, преподобный Иустин Попович все раскрывает предельно ясно: «Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. “Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?” (Иак. 4:1)». А у святителя Николая Сербского мы находим следующие слова в труде «Война и Библия»: «Грех внушает страх, страх кует оружие. Таким образом, через страх грех готовит войну. О, если бы не этот проклятый страх! Но страх останется, пока есть грех».
Фактически война проистекает из-за противления людей Творцу, который их создал, дал им жизнь и повелел любить друг друга.
Христианам предписано бороться со грехом и молиться за мир. Спаситель говорил: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Достаточно известен и древний комментарий к Евангелию от апостола Матфея, где разъясняется понятие «миротворец»: «Миротворцами же именуются не только те, кто соединяет миром врагов, но и те, кто не помнит зла, – они любят мир. Ведь многие охотно примиряют чужих врагов, но сами никогда от чистого сердца не мирятся со своими врагами».
Однако христианство почитает мир, но не является пацифизмом. Оно не запрещает воинской службы.
От эпохи древней Римской Империи православные христиане признавались хорошими воинами. Христиане, в отличие от язычников, один раз присягнув Императору или полководцу, никогда не сдавали его врагу, поддавшись подкупу со стороны противника. В те времена довольно часто возникали исторические сюжеты, когда войска легко переходили от одного хозяина к другому, пообещавшему более выгодные выплаты. Христианская вера же такое категорически не допускала.
В Библии мы находим, что ни пророк Иоанн Креститель, ни сам Спаситель, ни апостолы не заставляли военных отказываться от своей профессии. Великий Иоанн говорил воинам: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14). Господь наш Иисус Христос не требовал от сотника из Капернаума прекратить воинскую службу. Крестивший сотника Корнилия апостол Павел совсем не призывал его бросить меч.
Кстати, и ангелов Божиих на иконах мы вполне можем встретить в военных доспехах. Отсылки к этому надо искать в первой битве добра и зла, когда были разгромлены полчища сатанинские Архистратигом Михаилом (Откр. 12:7-9).
Православная Церковь всегда благословляет воинов, идущих на войну. Кроме того, существует, например, чин освящения знамен. В наших молитвах и песнопениях звучат и слова, позаимствованные из военной лексики.
Давайте припомним «Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу». Сам Бог в нем славится как «Взбранный Воеводо». И Пресвятой Богородице мы молимся: «Взбранной Воеводе победительная». Оказывается, обращаясь ко Господу и Богородице, мы называем их (если перевести на современный русский язык) храбрыми и сильными в бранях, обороняющими нас военачальниками. И эти слова нельзя признать не соответствующими действительности, ибо Господь и Матерь Божия помогают христианам не только в духовной войне, но и при чисто земных напастях и нашествиях врагов.
Святые отцы и учителя Церкви показали, что война имеет два измерения: физическое (телесное, материальное) и духовное, причем именно второе определяет первое: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
А еще люди никогда не прекратят бороться между собой, ибо многие никак не желают вырваться из уз греха, тем самым отрицая самого Господа: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8); «Но когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями» (Иудифь 5:18); «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22); «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис. 42:24–25).
В конце концов, Господь наш Иисус Христос предупреждал Сам, что войнам не избыться до Парусии (Второго Пришествия Его): «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец…» (Мф. 24:6).
Хрестоматийным примером отношения Православия к войне является реакция на решение ромейского Императора Никифора II Фоки (X век от Р. Х.): «Он задумал издать закон, чтобы тех стратиотов, которые погибли на войне, причислять к лику святых мучеников, чтобы тем самым они получали спасение души только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного! Он принуждал патриарха и епископов принять это как догмат. Однако некоторые из них, храбро оказав противодействие, удержали его от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что стратиот, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия» (Лев Диакон. История). То есть убийство даже и на войне праведной – это грех. Но христианин сознательно идет на войну, решая «положить душу свою за други своя». Это самый настоящий подвиг, ибо он участвует в битвах, зная, что надо будет потом обязательно покаяться, а не гордиться смертоубийством.
Верующий в Бога человек, зная о греховности войн, в то же время не может оставаться в стороне от них. Об этом свидетельствует и первая война, отмеченная в Ветхом Завете (Быт. 14:1–17). Царь Кедорлаомер с союзниками разгромил правителей Содома, Гоморры, Адмы и др. Праотец Авраам в эту схватку и не собирался включаться. Но оказалось, что победители увели в рабство среди иных захваченных местных жителей его племянника Лота. Тогда патриарх собрал отряд и спас пленных (Быт. 14:14–16).
Уже из этого примера видно, что войны Священное Писание различает праведные и неправедные. Кедорлаомер совершил беззаконное вторжение в чужую землю ради захвата имущества и людей противника, а Авраам (тогда Аврам) своим походом, наоборот, поступил правильно и по милосердию своему.
Реально противоборство по линии «Кедорлаомер – Авраам» сопровождает всю историю человеческого рода.
Святитель Димитрий Ростовский недаром отмечал: «Ибо двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: «…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» (Быт. 9:6).
А святитель Филарет Московский так характеризовал праведную брань: «Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, – в защиту правды, веры, Отечества».
Блаженный Августин же писал: «Война представляется справедливой тогда, когда она является возмездием за несправедливость, когда должно покарать народ или государство, возместить причиненное зло или вернуть то, что несправедливо захвачено…
Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение, вожделение власти и тому подобное – все это по праву считается проклятием войны…
Истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра».
Праведная (мирная) война в Библии далеко не всегда бывает оборонительной. Иногда приходится и наступать на супостата (1 Цар. 15:2–18; Числ. 31:2).
Главным условием праведной войны является надежда на Бога и следование Его заветам.
В Ветхом Завете дословно говорится: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20:1–4).
Об этом нам и надо не забывать. В противном случае, как бы не случилось с нами то, о чем предупреждает Священное Писание: «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10).
Александр Гончаров