Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Призрак модернизма

Произнося правильные слова о мирской жизни, патриарх Кирилл предлагает губительные обновленческие богослужебные реформы

ПК модернист_.jpg

20 декабря в Москве прошло ежегодное епархиальное собрание духовенства г. Москвы. В нем, помимо самого предстоятеля, по традиции участвовали викарии Патриарха Московского и всея Руси, а также настоятели московских храмов и ставропигиальных монастырей.

В выступлении патриарха было сказано немало правильных слов о нашей, так сказать, внешней жизни, в частности по проблеме миграционной политики. Но это сферы, не входящие в прямую зону ответственности Церкви. Здесь она может лишь высказывать оценочные суждения, не обязательные к исполнению мирскими властями. А вот богослужение, вероучение и все, что с этим связано, как раз в такую зону ответственности входит. И здесь, к сожалению, позиция предстоятеля, а также принятые решения вызывают серьезную тревогу.

Среди прочих тем патриархом Кириллом с подачи группы либеральных клириков был поднят вопрос о допустимости совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами на литургиях, совершаемых иерейским чином. Кроме этого патриархом Кириллом была одобрена обновленческая практика частичной русификации богослужения, а именно чтения Апостола и Евангелия на русском языке. И всё это ради мифических миссионерских целей, на которые уповают модернисты.

Отметим, что Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским, самовольно ввел у себя в епархии обновленческую практику чтения Апостола и Евангелия, а также Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке.

На возражение одного из московских клириков, что эти литургические новшества вызовут обратный антимиссионерский результат и оттолкнут огромное число верующих от Церкви, патриарх лишь усмехнулся.

В итоге было принято решение направить предложения о допустимости служения литургии иерейским чином при открытых Царских вратах и чтения по-русски Апостола и Евангелия на изучение в Межсоборном присутствии и утверждение этой обновленческой практики на Архиерейском Соборе.

Итак, на Епархиальном собрании 2023 года из уст патриарха Кирилла прозвучали предложения по реформированию традиционного православного богослужения.

Совершенно понятно, что эта позиция и эти решения носят абсолютно деструктивный характер.

С точки зрения чаемого миссионерского эффекта открытие Царских врат на время Евхаристического канона не имеет никакого смысла. Что изменится к лучшему от того, что прихожане будут видеть во время службы спину священника? Данное решение «всего лишь» ломает символику богослужения, сложившуюся веками. Закрытие Царских врат после Великого входа, который знаменует собою шествие Христа на Крестный Подвиг, означает положение Его во Гроб, а закрывающаяся при этом завеса знаменует камень, приваленный к дверям Гроба. При пении же Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, обозначая камень, отваленный Ангелом от дверей Гроба Господня, а также то, что вера открывает людям путь к спасению. Постоянно открытые Царские врата ломают этот веками сложившийся смысл.

Знатоки вопроса, хорошо знакомые с историей церковных реформ, например, у католиков, серьезно опасаются, что таким образом реформаторская команда патриарха Кирилла открывает своего рода «окно овертона». За открытием Царских врат вполне могут последовать и следующие неообновленческие шаги по образцу пресловутых реформ Второго Ватиканского собора: сначала введение однорядного иконостаса, затем ликвидация его вовсе и вынос Престола на середину храма.

Что же касается русификации богослужения, то есть прямого посягательства на церковно-славянский язык, сакральный язык богослужения, то о вреде подобного шага было столько высказываний высоких церковных авторитетов, что повторяться здесь вовсе не хочется. Достаточно упомянуть о том, что решительно против русификации богослужения (а не русского перевода Священного Писания, конечно же, необходимого для научения) высказывались и патриарх Тихон, и патриарх Алексий и даже нынешний предстоятель перед своим избранием на Поместном соборе 2009 года. Так что сегодняшний демарш патриарха Кирилла – явное нарушение им своего архипастырского слова не начинать никаких богослужебных реформ. Тогда он, помнится, говорил:

«Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви. Более того, думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда... Россия дважды была научена, как нужно бережно относиться к традиции, особенно к богослужебной традиции... Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй урок – пресловутое “обновленчество” 1920-х годов: и то, и другое взбудоражило Церковь, разделило людей, но ни то, ни другое не достигло целей, которые ставили реформаторы», – подчеркнул тогда патриарший местоблюститель. Владыка Кирилл тогда заявил, что «реформы в Церкви не могут достичь целей, которые ставят реформаторы, если эти цели не проистекают из глубин народной жизни» (29 декабря 2008 года, ИНТЕРФАКС). Теперь, видимо, глубины народной жизни волнуют предстоятеля меньше, зато очень хочется понравиться разным хипстерам…

В православно-ревнительской среде произошедшее на Московском епархиальном собрании вызвало серьезнейшую озабоченность. Так, редакция сайта «Благодатный огонь» полагает, что вышеизложенная позиция предстоятеля может вызвать серьезную смуту в Церкви. Коллеги пишут: «В наше время, когда Российская Армия отстаивает интересы и суверенитет России на полях Специальной военной операции, а народ поддерживает русских воинов и молится о недопущении смуты внутри нашего государства, богослужебные реформы неизбежно вызовут смуту и непонимание в народе Божием, как у монашествующих и клириков, так и у мирян. Именно в это судьбоносное для нашей страны военное время, когда на полях сражений решается судьба будущей России, патриарх Кирилл обязан как зеницу ока хранить единство в народе Божием, пресекая нездоровые тенденции необдуманных и смущающих народ Божий реформ. И то, что он предложил на епархиальном собрании по реформации, пока частичной, традиционного богослужения, – это повод для раскачивания политической ситуации внутри России, а посему – антигосударственный поступок, хотя, скорее всего, сам патриарх, к сожалению, этого не осознает.

Очевидно, что от чтения на русском языке некоторых частей Божественной литургии неверующий русский народ не повалит толпами в храмы Божии. А вот отказ от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно приведет к тому, что мы потеряем самих себя и утратим объединяющую нас духовную силу».

Можно, конечно, признать преувеличением последнее суждение, поскольку духовной силой, объединяющей наш народ, является все же сама вера, но мысль о недопустимости русификации богослужения, высказанная ими, бесспорно, абсолютно верная.

По нашему же мнению, главная опасность отказа от церковно-славянского языка в богослужении заключается в следующем.

Наше богослужение – это та вечная, неотмiрная Византия, которая знаменует собой нашу связь с великой православной Традицией, а через нее – с вечностью, то «Небо на земле», созерцание коего побудило наших предков без колебаний принять святую и спасительную православную веру. Чего не скажешь, к сожалению про сегодняшнюю повседневную жизнь. Так что русификация «для понятности» – это на самом деле просто потакание духу мiра, «века сего», отказ от связи с вечностью. В этом, если угодно, и заключается метафизическая суть той революции, которая начата сегодня в нашей земной Церкви по инициативе нашего креативного предстоятеля. 

Что же до высказываемых некоторыми мнений, что никакого окончательного решения не принято, вопрос будет еще обсуждаться и решение будет соборным, то их следует признать очень наивными. При той абсолютистской системе, которую выстраивает в нашей Церкви патриарх Кирилл, не может быть сомнений в том, что как Межсоборное присутствие, так и Архиерейский собор не осмелятся спорить с человеком № 1 в церковной институции. А это как раз и означает, что самые худшие опасения недалеки от истины.

Владимир Семенко, сопредседатель Союза православных братств по России


Возврат к списку