Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Любимый фейк сталинистов

Тихвинская_икона_Божией_Матери_в_окладе.jpg

На фото: одна из древнейших икон Божией Матери – Тихвинская. По преданию, написана самим евангелистом Лукой

В последнее время возобновилось обсуждение всякого рода сказочных историй, связанных с «православием» лучшего друга всех зеков и священников товарища Сталина. При этом как защитники неосталинистской мифологии, так и ее противники часто переходят на личности, отвлекаясь от существа дела. Придется нам начать постепенно напоминать непреложную правду о некоторых классических сюжетах этой псевдоблагочестивой мифологии, по возможности отвлекаясь от эмоций и морализаторства.

Одним из таких абсолютно фантазийных сюжетов является рассказ об облете Москвы с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, который якобы был совершен маршалом авиации А.Е. Головановым на самолете «Дуглас» 8 декабря 1941 года по приказу Сталина. Источником здесь является «свидетельство» писателя Николая Блохина (ставшего в уже весьма зрелом возрасте еще и православным священником). Он, в свою очередь, ссылается на якобы слышанный им рассказ самого маршала Голованова, по словам священника-писателя, имевший место на конюшне московского ипподрома в 1952 году (то есть еще при жизни вождя). В числе других свидетелей упоминается, в частности, родной сын генералиссимуса Василий Сталин, тогда – командующий авиацией Московского военного округа.

Согласно этому рассказу (который известен читателю в изложении о. Н. Блохина в его книге «Рубеж»), полет происходил в жуткую метель (когда полеты в принципе невозможны и запрещены), без штурмана; икону сопровождал некий священник и три женщины-певчие; во время полета пилот чудесным образом не слышал шума двигателей, но зато слышал церковное пение и по радиосвязи разговаривал со Сталиным, время от времени давая послушать пение и ему. При этом самолет летел по своеобразному коридору (то есть кругом была метель, а для полета с иконой в этой метели чудесным образом образовался свободный от непогоды коридор, в котором все далеко просматривалось).

Данная художественная фантазия, разумеется, не выдерживает самой снисходительной критики. И критика эта отнюдь не должна и не может заниматься вопросом о том, мог ли маршал на самом деле рассказать такое автору. Она должна исследовать исключительно достоверность самого рассказа. С которой с самого начала возникают серьезнейшие проблемы. Главная из них заключается в том, что история Тихвинской иконы хорошо известна. И никто из историков не оспаривает того факта, что этот древнейший чудотворный образ 8 декабря 1941 года никак не мог находиться и не находился в осажденной Москве, поскольку в это время он пребывал на территории, занятой немцами. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена ими из собора и отправлена во Псков, где была передана Псковской духовной миссии, не имевшей никаких сношений с митрополитом Сергием (Страгородским). Там она находилась два года, в 1944 году попала в Ригу и в итоге оказалась в американской зоне оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго. На свое историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в России икона вернулась лишь в 2004 году.

После этой сухой и бесстрастной исторической справки разговор можно было бы и закончить. Ясно, что стрáстные «свидетельства» сталинистов о том, что по меньшей мере в двух московских храмах (где имеются списки чудотворной иконы) якобы рассказывают, что для знаменитого облета была взята икона именно из их храма, совсем не идут к делу, поскольку не относятся к числу свидетельств, которые, на основании строгих исторических данных, можно было бы признать документальными.

В некоторых описаниях облета Москвы в последнее время стала упоминаться Владимирская или Площанская икона Божией Матери. Это также невероятно. Поскольку Владимирская икона была в июле-августе 1941 года эвакуирована с Третьяковской галереей в Новосибирск, а Площанская еще до войны была передана обновленческому приходу в Севске и во время войны пропала.

Перейдем к дальнейшим нестыковкам в «рассказе маршала». В нем Голованов упоминается как «личный пилот Сталина» (почему ему якобы и было дано столь ответственное поручение). Это не имеет ничего общего с действительностью по одной весьма веской причине: у Сталина вообще не было личного пилота, поскольку такового в принципе не могло быть: вождь боялся летать. Единственный раз, когда ему вынужденно пришлось лететь из Ташкента в Тегеран на Тегеранскую конференцию (в силу отсутствия тогда прямого железнодорожного сообщения между двумя городами), он в качестве пилота выбрал полковника, мотивируя это очевидным и правильным соображением, что у полковника налет часов гораздо больше, чем у генерал-полковника, давно переставшего в силу возраста и должности активно и часто пилотировать самолеты.

Следующая вопиющая нестыковка в якобы достоверном рассказе маршала касается погоды. Если поверить, что была жуткая метель и видимость, близкая к нулевой, то, как хорошо известно даже людям, далеким от авиации, такая погода называется нелетной; всякие полеты в такую погоду строго запрещены, как для гражданской авиации, так и для военной. Получается, что Сталин отдал маршалу преступный приказ? И тот, еще при жизни вождя, открыто рассказывает об этом в кругу людей с сугубо атеистическим мировоззрением, которых он пытается убедить в чем? В том, что Сталин – чудотворец, и самолет, пилотируемый маршалом, смог взлететь и благополучно приземлиться вопреки природе вещей? Таких понятий не было в сознании тех людей. То есть выходит, что маршал просто откровенно сливает вопиющий компромат на Сталина в кругу преданных ему офицеров и генералов? Очевидно, что здесь мы имеем дело с абсолютно фантазийной экстраполяцией мифа позднейшего времени на ту эпоху, когда, сколько бы ни считали генералиссимуса великим и гениальным, никаких чудотворений ему никто не приписывал и приписывать не мог, поскольку… как бы это помягче сказать… Ну, в общем не могли люди, принадлежавшие к советской элите того времени, воспринимать своего вождя в духе «религиозного мракобесия»…

Кстати, по крайней мере, на сегодняшний день данные о погоде под Москвой на начало декабря 1941 года почему-то недоступны, хотя в целом архив погоды Гидрометцентра находится в открытом доступе… А вот еще 10 лет назад эти данные были доступны! И никакой метели там не просматривалось. Хотя теперь, конечно, поскольку сведения закрыты, это уже не докажешь...

Следующая, говоря мягко, странность, связана с самолетом. Голованов был опытным пилотом, который к 1941 году успел много полетать на транспортном самолете «Дуглас» ПС-84 (впоследствии переименованном в ЛИ-2), о чем подробно рассказывает в своей книге «Дальняя бомбардировочная». Этот самолет к тому времени производился в СССР по американской лицензии и использовался как пассажирский (например, для перевозки десанта) или как транспортный, для перевозки грузов, а также мог переоборудоваться и для целей бомбардировочной авиации. Согласно его техническим характеристикам, экипаж этой очень достойной крылатой машины составлял 4 (четыре) человека: первый и второй пилот, бортмеханик и радист. В рассказе священника-писателя Н.Блохина Голованов говорит, что штурман не нужен (то есть для начала неправильно называет члена экипажа), поскольку все равно «ни зги не видно» и решает лететь один. Это абсурдно с чисто технической точки зрения и никак не могло быть сказано столь опытным пилотом. Ибо: в условиях отсутствия видимости (если поверить рассказчику, что была метель) вести самолет пришлось бы по приборам, а бóльшая часть приборов в самолетах этого типа находится на приборной доске напротив места второго пилота, который как раз и выполняет функции штурмана. Вряд ли можно предположить, что Голованов все время бегал по кабине, чтобы посмотреть на приборы, успевая через наушники еще и разговаривать со Сталиным…

И наконец, последняя фантазия рассказчика связана с пением. Самолеты данного типа были оснащены рациями, имевшими микрофоны и наушники только в шлемофоне. Так что даже если предположить, что двигатели чудесным образом перестали шуметь, пилот никак не мог одновременно слышать пение в салоне и разговаривать со Сталиным. Ибо разговаривать с землей он мог только при одетом шлемофоне, а для того, чтобы слышать пение, шлемофон приходилось бы снимать. И наконец, рация там была не дуплексного, а симплексного типа, то есть для того, чтобы услышать ответ собеседника, ее нужно было переключить на прием, а для того, чтобы сказать что-то в ответ – на передачу. И, кроме того, связь – это дело радиста, какового, согласно рассказу, в самолете не было! И как это Голованов ухитрялся все совмещать, уму непостижимо! И наконец. Переговоры со Сталиным велись, судя по всему, открытым текстом, не были зашифрованы. А немцы оказались настолько небоеспособны, что ни один их самолет не вылетел на перехват! И это в 1941 году, когда они еще уверенно доминировали не только на земле, но и в воздухе! В общем, сплошные чудеса!..

В завершение скажем, что, по некоторым сведениям, в конце 1941 года Голованов был тяжело болен и практически не летал, тем более один. (Хотя и занимал в авиации высокую командную должность). А Василий Сталин совсем не относился к числу его друзей, перед которыми можно было бы так откровенничать (о чем имеется достаточно свидетельств).

Между тем наши сталинисты, пребывая в глубокой прелести, вопреки всему вышеизложенному, продолжают верить в свои «благочестивые» сказки и весьма яростно их отстаивать. Да еще и предлагают своим оппонентам их опровергать, вместо того, чтобы самим как-то связно и убедительно доказывать свою правоту. И причем же тут вообще православие?

Владимир Семенко

С небольшими сокращениями см. в источнике


Возврат к списку