
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Всеволод Чаплин: «Генетическая экспертиза должна играть ключевую роль в идентификации царских останков. Но…»
«Царские» останки — фальсификация? Старая газета из Чикаго ставит под сомнение официальную версию
Фото: wikipedia.org
Тема принадлежности екатеринбургских останков Царской Семье будоражит общественность не первый год. Различные исследователи приводят свои факты и контраргументы по этому вопросу. Например, экспертиза ученого-стоматолога поставила под сомнение подлинность останков Николая II. Свою лепту в дискуссию вносит и обнаруженное колумнистом «Реального времени» протоиереем Всеволодом Чаплиным интервью из чикагской газеты 1919 года. Православный священнослужитель в сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассматривает разные версии и ставит новые вопросы перед экспертами и обществом.
Кремированы или захоронены?
Вокруг вопроса о том, принадлежат ли найденные под Екатеринбургом останки императору Николаю II и его семье, продолжается напряженная дискуссия. Мало кто в «большом» обществе замечает, что разнонаправленные мнения публикуются почти каждый день. И мало кто понимает: если даже генетическая экспертиза подтвердит, положим, принадлежность найденных костей представителям рода Романовых, это не снимет многих вопросов. Так, довольно широко распространена версия о фальсификации захоронения советскими властями через много лет после событий 1918 года. Это могло быть нужно в том случае, если члены царской семьи умерли не в Екатеринбурге, не ровно сто лет назад и/или при обстоятельствах, которые власти до сих пор считают нужным скрыть.
Идут споры и о главном документе, лежащем в основе нынешнего следствия, — «записке Юровского» от 1920 года. Напомню: в ней говорится о захоронении тел именно в том месте, где они были найдены в 1979-м и 2007 году. Известно, что этот документ был скорее «наговорен», чем составлен, одним из участников и организаторов цареубийства — Яковом Юровским. А вот «литературную часть», то есть собственно текст, взял на себя главный тогдашний историк-марксист, заместитель наркома просвещения Михаил Покровский. Недавно Вадим Винер, один из неофициальных исследователей той давней истории, опубликовал две статьи: «Стенограмма никогда не подвергалась анализу» и «В 1922 году Юровский не сам писал свои воспоминания». Практически доказано, что среди источников не оказалось воспоминаний, написанных или надиктованных самим Юровским.
Почему это важно знать? Согласно версии Юровского — Покровского, тела сжечь не удалось и они были захоронены. И вот буквально на днях Вадим Винер (основатель Центра по расследованию гибели семьи Романовых, — прим. ред.) раздобыл копию газеты Chicago Daily News от 3 ноября 1919 года, где Покровский в интервью весьма серьезному журналисту Исааку Дону Левину говорит: «Чтобы не дать монархистам шанса провозгласить мощи Романовых святыми и использовать их в контрреволюционной агитации, семь тел были кремированы». Итак, Покровский противоречит сам себе?
«Царь не настоящий»
Конечно, можно предположить, что большевицкий историк, которого не раз обвиняли в крайней идеологической тенденциозности, просто не стал откровенничать с «буржуазным» иностранцем, решив запутать следы на будущее. Однако позже версия, известная под именем Юровского, властями не сильно скрывалась — так, он озвучивал ее в беседе со старыми большевиками. Может быть, Покровский в 1919 году просто еще не получил от властей официальной трактовки событий, которую потом вложил и в уста Юровского?
Еще один очень непростой вопрос возник относительно недавно и широко распространился в СМИ. Это крайне жалкое состояние зубов «черепа №4», который приписывается Николаю II. Вице-президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга Эмиль Агаджанян убежден: у императора таких зубов быть не могло. В ответ на это сторонники официальной версии утверждают, что царь страдал дентофобией — то есть попросту боялся зубных врачей. Однако существует множество записей о том, как Николай Александрович «сидел» у стоматолога, в том числе в период содержания под стражей.
И если можно представить себе его непринужденные беседы с придворным зубным врачом Сергеем Кострицким, то к революционерке Марии Рендель в Тобольске отстраненный от престола царь вряд ли ходил лишь для того, чтобы просто «посидеть» и поговорить по душам. К тому же, по данным экспертов-стоматологов, у обладателя «черепа № 4» незадолго до смерти были удалены два зуба, а в материалах о заключении Николая II и в его собственном дневнике об этом ничего не говорится. В итоге журналисты уже говорят: «Царь не настоящий».
Апеллируя к Божьему знаку
Таких вопросов в деле об останках немало — и по ходу дискуссии их становится все больше. При этом нужно помнить вот о чем: десятки, если не сотни тысяч активных православных мирян никогда не примут «версию Юровского», в том числе подкрепленную генетической экспертизой. Даже если эту версию одобрят патриарх, Синод или Собор. Для многих людей гораздо большие авторитеты — известные старцы, которые настаивали на том, что тела членов Царской Семьи полностью сожжены. Многие верующие убеждены: вопрос об истинности останков должен решаться не научными выкладками и не историческими дискуссиями, а особым, чудесным Божиим знаком.
Я лично продолжаю считать: генетическая экспертиза должна играть ключевую роль в идентификации останков. Но новые факты и версии говорят о том, что надо подробнейшим образом изучить все возможные варианты фальсификации могилы с использованием останков других Романовых — например, великого князя Михаила Александровича, чьи кости после расстрела в Перми так и не могут найти. Или даже с использованием подлинных останков царской семьи — если все-таки захоронение было совершено не в 1918 году, а позже.
Церковное руководство оказалось перед сложным выбором — либо войти в серьезные противоречия со скептически настроенными людьми, составляющими основу активной паствы многих монастырей и приходов, либо бесконечно затягивать ответ на призыв российских либеральных элит «скорее захоронить» предположительные останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, ныне находящиеся в Новоспасском монастыре.
«Закрыть страницу истории», например, давно требует Людмила Нарусова. Впрочем, даже если останки признают, захоронены они не будут. Наоборот — уже погребенные в Петропавловской крепости тела убиенных надо будет извлечь и почитать как святые мощи. Однако — для одних к сожалению, для других к счастью — пока консенсуса вокруг возможности почитания этих останков как мощей даже близко не просматривается. Как и вокруг вопроса, надо ли признать преступным большевицкий режим, если он санкционировал или хотя бы допустил казнь бывшего главы государства, его жены и детей.
Протоиерей Всеволод Чаплин