Новости и комментарии

18.04.2018 «Мы за единую Церковь, но на канонических началах». Комментарий протоиерея Николая Данилевича

18.04.2018 МАРИЯ РОМАНОВА О «ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКАХ» И ВОСТРЕБОВАННОСТИ МОНАРХИИ В РОССИИ

17.04.2018 ПОРОШЕНКО СТРЕМИТСЯ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕХ УКРАИНСКИХ РАСКОЛЬНИКОВ В «ЕДИНУЮ ПОМЕСТНУЮ ЦЕРКОВЬ»

17.04.2018 Тысячи поляков вышли на демонстрацию против абортов

17.04.2018 В ПАРИЖЕ НАЧАЛА РАБОТУ ВЫСТАВКА «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ»

17.04.2018 ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННИКИ ОБРАТИЛИСЬ В СКР С ХОДАТАЙСТВОМ О ПРИОБЩЕНИИ К ДЕЛУ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКОВ»

15.04.2018 Научное собрание 22 апреля 2018 года: «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?»

13.04.2018 Протоиерей Алексий Уминский благословляет кощунство

13.04.2018 СКОНЧАЛСЯ ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АФОНА ПРОФЕССОР АНТОНИЙ ТАХИАОС

13.04.2018 НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ «КИЕВСКИЙ ПАТРИАРХАТ» УСТРОИЛ ОЧЕРЕДНУЮ ПРОВОКАЦИЮ НА РОВЕНЩИНЕ

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Вопросы к документу «О канонических аспектах церковного брака»

Брачные венцы_.jpg

Выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 2 февраля 2016 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что

принятие Полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, «как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений».

В связи с принятием на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года документа «О канонических аспектах церковного брака» следует рассмотреть возникшие вопросы:

1.​ Пункт «a» главы I утверждает, что Церковь не разрешает венчать лиц, "уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти". Здесь в церковном документе словом "брак" названа государственная регистрация блудного сожительства, не освященного таинством Церкви, поэтому возникает вопрос: не нарушено ли 26 Правило Василия Великого: "Блуд не есть брак, и даже не начало брака <...>"? На этот вопрос мудро ответил архимандрит Иоанн Крестьянкин в своей книге «Опыт построения исповеди», перечисляя грехи против седьмой заповеди: «Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном Таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде!».

2.​ Пункт «и» главы I гласит о том, что Церковь запрещает венчать лиц, "не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством". Могут ли мирские законы довлеть над церковными? Возникает вопрос: на каком церковном правиле основан этот пункт?

3.​ В главе I указывается, что "браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)". Возникает вопрос: не противоречит ли это 53 правилу VI Вселенского Собора: "Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Если же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.", так как в нём сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу»?

4.​ В главе II указывается, что "Церковный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и при этом была не известна другой стороне, а также если она не обуславливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна». Возникает вопрос: на каком каноне это основано? Как девственники до брака могут определить свою «неспособность» к брачному сожительству? Каким целомудренным способом им предлагается протестировать себя?

В главе II указано, что «в отношении православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством, священнослужителям следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28–29 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака.»

5.​ Данное утверждение является неверным, так как в разделе «СПРАВКА» этого Определения Священного Синода Русской Православной Церкви приводятся нейтральные повествовательные слова: «Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке», из которых никак не следует их толкование «о недопустимости практики лишения Причастия лиц», так как эти же слова "не допускают" в разделе «СПРАВКА» могут быть равно истолкованы и в одобрительном смысле. В разделе «ПОСТАНОВИЛИ» этого Определения Священного Синода ни слова не говорится о Причастии и об отождествлении невенчанного брака с блудом. Таким образом, документально подтверждено, что заслушав доклад и рассмотрев справочные материалы, члены Священного Синода на заседании 28–29 декабря 1998 года не вынесли никакого суждения или постановления о допуске к Причастию лиц, живущих в невенчанном браке, и об отождествлении невенчанного брака с блудом. В 3 Правиле Святителя Василия Великого говорится: "Вообще же истинное врачевание есть удаление от греха, так что отвергший благодать, ради удовольствия плоти, подает нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца, и со всяким порабощением плоти воздержанию, отступив от удовольствий, которыми совращен был.", а грехом в данном случае является блудное сожительство христиан без совершения над ними Таинства брака в Церкви. Недопустимость практики лишения Причастия лиц, живущих в блуде, является для священника поступком не пастырского попечения, а нерадением о таких заблудших овцах: "Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11: 29–30).

6.​ В главе III написано: «Древние церковные каноны (Трулл. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками.». Прилагательное «древние» и прошедшее время глагола «запрещали» по отношению к святым канонам противно духу 1 Правила VII Вселенского Собора: «Приявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которыя охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми мя и жив буду. И Если пророческий глас повелевает нам вовек хранить свидения Божия, и жить в них: что явно есть, яко пребывают оныя несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложить и от сих не подобает отъять. И Божественный Апостол Петр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть. Такожде и Павел вещает: Если мы или Ангел с небес благовестит вам более, еже благовестили вам, анафема да будет. Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьяго неба, и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольные сущим.».

В главе III говорится о том, что «Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей». Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере».

7.​ Данный иной подход, объявляет ряд перечисленных еретических сообществ не еретиками, а «инославными» и употребляет это слово без кавычек, что недопустимо, так как еретики не славят, а хулят Пресвятую Троицу, и объявляет еретиков голословно якобы не враждебными Православной Церкви, что не присуще природе всякой ереси, начальником которой является противник Бога - дъявол, с которым Бог положил вражду (Быт. 2: 15). Поэтому этот подход противоречит 72 Правилу IV Вселенского Собора: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и Если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа.». Разрешение еретикам приступать к Таинству брака для сочетания их с православными верными чадами Церкви означает разрешение на совместное с еретиками участие в Таинствах Церкви, что недопустимо, и означает разрешение на происходящую при совершениии чинопоследования венчания совместную молитву с еретиками, что запрещено 45 Апостольским правилом. Определение «будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных» говорит ясно о законном случае вступлении в брак нехристиан до принятия ими обоими Таинства Крещения. Но после принятия Таинства Крещения христианин или христианка могут вступить в брак только с христианами.

8.​ В главе III говорится о том, что «Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.». Если здесь под старообрядцами подразумеваются лица, находящиеся в неуврачеванном расколе, то разрешение раскольникам приступать к Таинству брака для сочетания их с православными верными чадами Церкви означает разрешение на совместное с раскольниками участие в Таинствах Церкви, что недопустимо, и означает разрешение на происходящую при совершениии чинопоследования венчания совместную молитву с раскольниками, что запрещено 10 Апостольским правилом.

9.​ Название главы V "Признание церковного брака утратившим каноническую силу" учит неправо о том, что якобы святые каноны могут потерять свою силу, которая была явлена на вечные века на Благочестивых Вселенских и Поместных Соборах с изволения Святаго Духа. Данное название V главы противоречит 2 правилу VI Вселенского Собора: "<...> Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся" и 1 правилу VII Вселенского Собора.

10.​ Утверждение о "прекращении брака" во 2 абзаце V главы "В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5: 32; 19: 9)" противно заповеди Господней "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19: 6), так как прелюбодеяние любой стороны - мужа или жены не прекращает брак и не отменяет совершенное Богом Таинство Брака, хотя имеет разные последствия, ясно изложенные в 21 правиле святителя Василия Великого: «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд: таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан со свободною от брака. Ибо речено: прелюбодеица сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится (Иерем. 3: 1). Такожде: держащий прелюбодеицу безумен и нечестив (Прит. 18: 23). Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающагося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дати не легко, но тако принято во обычай». Даже оставленная в случае прелюбодеяния жена "связана законом, доколе жив муж её" (1 Кор 7: 39) и "должна оставаться безбрачною" (1 Кор. 7: 11), "женяйся пущеницею прелюбы деет" (Мф. 19: 9). Иродиада после своего прелюбодеяния оставалась женой своего мужа Филиппа "Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего" (Мк. 6: 18). Поэтому прелюбодеяние ни мужа, ни жены не может быть поводом к "прекращению" церковного брака как такового, что было бы равнозначно отвержению Таинства брака, совершенного Богом, и за который Иоанн Креститель пролил свою святую кровь.

11.​ Во 2 абзаце V главы имеется утверждение: "Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов.", в котором говорится о наличии неких обстоятельств, которые могут быть уподоблены смерти человека. Таких обстоятельств ни в Писании, ни в канонах не имеется, поэтому это утверждение и весь последующий список "поводов" противоречит 2 правилу VI Вселенского Собора и 1 правилу VII Вселенского Собора. Писание и каноны ясно говорят не об "уподоблении смерти", а об "удостоверении смерти", когда удостоверен факт разлучения души и тела человека, например, 93 Правило VI Вселенского Собора гласит "Жена мужа отлучившагося и находящагося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. <...>"

12.​ В 3 абзаце V главы утверждается, что "В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы…" и приводится список из одиннадцати таких поводов (подпункты а - л). В тексте документа в главе V не приведены ссылки на каноны, поэтому утверждение о том, что каноны являются основанием для приведенного списка поводов, является ложным. Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" не являются вероучительными документами Церкви, так как не приняты другими Поместными Церквями и в процессе продолжающейся ныне рецепции этих документов в Русской Православной Церкви к ним высказываются справедливые замечания (например, в пункте 16  Обращения братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о проекте нового Катехизиса, № 39/К от 24 ноября 2017 г.).

13.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "а) отпадение одного из супругов от Православия", противоречит Писанию, как об этом свидетельствует житие Апостола Петра, который трижды отрёкся от Иисуса Христа, но после этого не перестал быть мужем своей жены. Пётр покаялся, был прощён Господом, и жена была Петру спутницей в его апостольских трудах (1 Кор 9: 5).

14.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19: 9) и противоестественные пороки" противоречит Правилам Святителя Василия Великого: вышеприведенному 21 Правилу и 9 Правилу: "Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна (Мф.5, 32), по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: яко прилепляяйся сквернодеице, едино тело есть (1 Кор.6, 16). И Иеремия: аще будет жена мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернившися осквернится (Иер.3, 1). И паки: держай прелюбодеицу, безумен и нечестив (Притч.18, 23). Женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодеицею нарещися живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем; аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Аще же и потому, яко муж ея живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене, а пребывати с ним, по неизвестности, что последует. Что бо веси жено, аще мужа спасеши? (1 Кор.7, 16) Посему жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодеица, аще прешла к другому мужу; а муж оставленный достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Аще же муж, отступив от жены, поимет иную: то и сам он есть прелюбодей, понеже твори ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодеица; а поелику отвлекла к себе чужаго мужа." Итак, блудный грех мужа не является поводом для оставления его женой. Если под противоестественными пороками в документе могут подразумеваться различные виды блудного греха, такие как содомский грех, скотоложество, кровосмешение, и если муж живет в том или ином блуде, а значит и включая названные выше противоестественные виды блудного греха, то жене этим правилом Василия Великого не повелено с таковым мужем разлучаться, а ей следует спасать его.

15.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством" противоречит 9 и 21 Правилам Святителя Василия Великого. Так называемый "новый брак в соответствии с гражданским законодательством" является смертным грехом прелюбодеяния, если регистрация не фиктивная и прелюбодеяние совершилось подлинно. Поэтому прелюбодеев, вступивших в таковой "новый брак" необходимо разлучить и подвергнуть епитимии прелюбодеев. При этом законный церковный брак остается нерушимым, но для мужа и жены в случае их прелюбодеяния, наступают разные последствия, согласно 21 каноническому Правилу Святителя Василия Великого.

16.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения" не подтверждено ссылкой на соответствующий канон или на Писание. Намеренное самокалечение является совершаемым по научению бесов тяжким грехом, который врачуется покаянием и заботой о нём второго супруга.

17.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям; и е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни" противоречит заповедям Господа нашего Иисуса Христа: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22: 39), «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12), «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), и апостола Павла "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6: 2), "Мужья, да любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф. 5: 25), "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела" (Еф. 5: 28). При отказе супруга "от лечения и исправления образа жизни" другому супругу необходимо руководствоваться наставлением апостола Павла: "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6: 1), а не предательски бросать своего мужа или жену, прося о "признании брака потерявшим свою каноническую силу".

18.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями" искажает и необоснованно расширяет предписания 93 Правила VI Вселенского Собора "Жена мужа отлучившагося и находящагося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. Равно и жены воинов, во время безвестности мужей своих, вступающие в брак, тому же подлежат рассуждению; подобно и те, кои вступают в брак, по причине удаления мужа в чуждые страны, не дождавшись возвращения. Но здесь можно иметь некое снисхождение к такому поступку, ради большего вероятия о смерти мужа. А вступившая, по неведению, в брак с оставленным на время своею женою, и потом, по причине возвращения к нему первой жены, оставленная, хотя и любодействовала, но по неведению: посему брак ей не возбранится. Но лучше, если пребудет тако. Если же по некоем времени возвратится воин, коего жена, по причине долговременнаго отсутствия его, с иным мужем сочеталася: паки да возьмет жену свою, если восхочет; причем да дасться ея неведению прощение, такожде и мужу, сожительствовавшему с нею во втором браке." из которого следует, что законный брак мужа и его жены нерасторжим до смерти одного из супругов, ибо возвратившийся по некоем времени воин может взять, если захочет, свою жену, которая по неведению сочеталась вторым браком, поэтому её первый брак с живым мужем никак не может "утратить свою каноническую силу".

19.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года)" противоречит 115 правилу Поместного Карфагенского Собора "Постановлено: да по евангельскому и апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицем: но или тако да пребывают, или да примирятся между собою. Аще пренебрегут сие: да будут понуждены к покаянию. Потребно есть просити, да будет издан о сем деле царский закон." Данное правило позволяет супругам жить раздельно, но не может быть поводом для признания брака "утратившим свою каноническую силу", напротив, данные супруги этим правилом призываются к примирению между собою и покаянию, двери которого открыты до исхода души из тела человека.

20.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту" не обусловлено соответствующей ссылкой на Писание и каноны Церкви. Совершение аборта или соучастие в этом смертном грехе врачуется покаянием, наложением и исполнением епитимьи согласно 2 Правилу Василия Великого "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшагося, или еще не образованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе; поелику жены, от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния" и 91 Правилу VI Вселенского Собора: "Жен, дающих врачевства, производящих недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы.", но не является поводом для признания брака "утратившим свою каноническую силу". Один грех другим грехом не лечится.

21.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей" не подтверждено соответствующей ссылкой на Писание и каноны Церкви. Посягательство на жизнь и здоровье врачуется покаянием виновного при молитвенной и иной поддержке второго супруга. Термин "посягательство на здоровье" может быть истолкован в широком смысле, включая причинение такого вреда здоровью, как нанесению синяка или царапины на коже, а нанесение побоев не является поводом для оставления супруга, согласно 9 Правилу Святителя Василия Великого.

22.​ Принятие для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующего повода "л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни" отрицает возможность исцеления душевной болезни, что является признаком маловерия у учеников Христа: "Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом." (Mф. 17: 14-21). Указанный повод л) противоречит Каноническому Ответу святейшаго Тимофея епископа Александрийскаго, единаго от стапятидесяти отцев бывших на Константинопольском соборе на Вопрос 15: «Аще у кого жена одержима злым духом до того, яко и оковы носит, муж же ея глаголет, яко не может воздержатися, и хощет пояти иную: должен ли таковый пояти иную, или нет?»; Ответ: «В сем деле заключается прелюбодеяние: и не имею и не обретаю, что на сие отвещати.»

23.​ В главе V указывается о том, что "По исследовании вопроса епархиальный архиерей может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии", что противоречит канонам Церкви, а именно:

a.​ заповеди Спасителя "Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует" (Лк. 16:18), запрещающей мужу разводиться и жениться на другой, как "виновной" стороне, если же муж является "невиновной" стороной, в случае оставления женой мужа или прелюбодеяния жены, то его Таинство брака с женой хранит Бог, но в этом исключительном каноническом случае мужу прощается быть с иной, согласно 9 Правилу Святителя Василия Великого, в котором указанный случай прощенного сожительство мужа с иной не называется браком; и указанная заповедь Спасителя равно запрещает жене быть с иным мужем в качестве как "виновной", так и "невиновной" стороны, что повторяет апостол Павел, говоря "жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе" (1 Кор. 7:39), поэтому только вдова может выйти за иного мужа, а оставленная мужем при жизни мужа или прелюбодействовавшая жена во всё время её жизни, должна пребывать безбрачною, согласно 48 Правилу Святителя Василия Великого "Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребыти безбрачною. Ибо когда Господь рек, яко аще кто отпустит жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати (Мф.5, 32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым вопретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодейства, а жена неповинна, быв от Господа наречена прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?"

b.​ декларируемая возможность венчаться прелюбодеям, к которым относится жена при живом муже, в независимости от её "виновности" или "невиновности", и муж, сожительствующий при живой жене с иной замужней женщиной, если его жена не оставила его или не прелюбодействовала, является действием, когда при совершении чинопоследования венчания священник призывает Святаго Духа сойти на скверну: "Какое оскорбление Святого Духа нужно полагать здесь при таком богохульстве и заодно огорчение святых Ангелов при таком злословии? ... Но да не будет!" (22 Послание Преподобного Феодора Студита, к Симеону, монаху). В совокупности с икономией к прелюбодеям и священникам, причастным к такому злодеянию, такие действия Преподобный Феодор Студит справедливо называл в своих посланиях прелюбодейной ересью (Послание 39. К Феофилу, игумену).

c.​ 4 Правилу святителя Василия Великого для вдов и вдовцов "О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременив пять мужей, глаголет: егоже ныне имаши, несть ти муж (Иоан.4, 18), показывая тем, яко преступившие предел второбрачия, уже не достойны нарицатися именами мужа и жены. Мы же не от правила, но от последования предшественников, прияли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем не должно совсем заграждати для них вход в церковь, но удостоивати их слушания Писаний два или три года, а посем допускати до стояния, но удерживати от приобщения святыни, и тако, показывающих некий плод покаяния, возстановляти на место общения.", предписывающему наказывать второбрачных и троебрачных, а не венчать их.

d.​ 50 Правилу Святителя Василия Великого для вдов и вдовцов "На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергавем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние." поэтому недопустимо венчать троебрачных.

Вячеслав Балакин, Москва, 31.12.2017 г.



Возврат к списку