
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Обращение руководителей ряда православных общественных организаций к Архиерейскому собору Русской Православной Церкви
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
На Архиерейском Соборе 2017 года Вам будет предложен для обсуждения и утверждения документ «О церковном браке».
К сожалению, опубликованный ранее Межсоборным присутствием проект этого документа получил много критических отзывов о противоречии его Евангелию Христову и святым канонам, отменить которые не может ни Архиерейский Собор нашей Церкви, ни вообще кто бы то ни было. Его авторы ссылаются на современную и дореволюционную практику, закрепленную в некоторых соборных постановлениях ХХ века. Однако сия практика, возникшая ради угождения власть имущим или богатым людям, является ничем иным, как застарелым отступлением от Божией правды, от слов Христа и святых канонов. Сегодня, в условиях нестесненной церковной жизни, сохранение этой практики ничем перед Богом не оправдано. Нам не нужно нарушать Богом данные заповеди ради угождения грешащим людям.
Речь идет о практике одобрения разводов и повторных браков, а также браков с «инославными», то есть с еретиками, включая даже тех, чьи религиозные лидеры кощунствуют против христианского брака, публично одобряя блуд и содомское сожительство.
Собор не может узаконить беззаконие. Посему смиренно просим Вас отвергнуть те положения этого документа, которые будут противоречить Евангелию и канонам Православной Церкви, которая непреложно учит, что ЦЕРКОВНЫЙ БРАК НЕРАСТОРЖИМ, так как ТАИНСТВО БРАКА СОВЕРШАЕТ САМ БОГ, ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ "РАЗВОДА" В ЦЕРКВИ НЕТ, ТАИНСТВО БРАКА НАД ПРЕЛЮБОДЕЯМИ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.
Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф 19: 6), - ни одному человеку, в каком бы он сане ни был, не позволено расторгать или "прекращать" церковный брак, "снимать с брака благословение", объявлять брак "потерявшим свою каноническую силу" и отвергать законно совершившееся Таинство над мужем и женой, сочетавшихся в едину плоть по образу Христа и Церкви. Удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единой черте погибнути. Всяк пущаяй жену свою и приводя ину, прелюбы деет: и женяйся пущенною от мужа, прелюбы творит (Лк 16: 17-18).
Жена связана законом, доколе ЖИВ муж её (1 Кор 7: 39), - во второй брак может вступить только жена, достоверно признанная ВДОВОЙ: Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Рим. 7:3) и "Жена мужа отлучившагося и находящагося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. <...>" (93 Правило VI Вселенского Собора).
«Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд: таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан со свободною от брака. Ибо речено: прелюбодеица сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится (Иерем. 3: 1). Такожде: держащий прелюбодеицу безумен и нечестив (Прит. 18: 23). Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающагося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дати не легко, но тако принято во обычай» (21 Правило Василия Великого).
Это правило в случае прелюбодеяния жены предписывает мужу изгнать её из своего дома, но не отменяет совершившееся единожды Таинство брака, так как оставленная жена связана законом, доколе жив муж её (1 Кор 7: 39) и должна оставаться безбрачною (1 Кор. 7: 11), женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф. 19: 9). Иродиада даже после прелюбодеяния не стала свободной от своего мужа Филиппа. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6: 18). Поэтому прелюбодеяние не может быть поводом к расторжению церковного брака как такового, что было бы равнозначно отвержению Таинства брака, совершенного Богом и за который Иоанн Креститель пролил свою святую кровь.
А оженившемся завещеваю не азъ, но Господь: жене от мужа не разлучатися: аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем [своим]: и мужу жены не отпущати (1 Кор. 7: 10-11).
«Постановлено: да по евангельскому и апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицем: но или тако да пребывают, или да примирятся между собою. Аще пренебрегут сие: да будут понуждены к покаянию. Потребно есть просити, да будет издан о сем деле царский закон» (115 Правило Карфагенского Собора), - просим исполнить это правило и направить от имени Архиерейского Собора гражданским властям соответствующее обращение.
«На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние» (50 Правило святителя Василия Великого).
«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа» (72 Правило VI Вселенского Собора). Это правило однозначно и строго запрещает принявшим крещение православным верующим людям вступать в брак с представителями еретических сообществ, будь они несторианами, папистами, протестантами, монофизитами или иными еретиками, тем паче вступать в брак с иноверцами. Дореволюционные отступления от этого правила в Российской Православной Церкви подлежат осуждению.
Поскольку для православных верующих брак - это Таинство, совершаемое исключительно в Церкви, то так называемый "гражданский брак", даже зарегистрированный, является не браком, а распространенным ныне блудным сожительством, о чем свидетельствует 26 Правило Василия Великого: "Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет".
Применение этого правила может являться столь необходимой пастырской заботой и снисхождением к людям, которые после многих лет безбожия и вызванной им религиозной безграмотности в нашем народе, регистрировали и разрушали свои гражданские союзы, зачастую вступая в новые сожительства, иногда многолетние, проводя жизнь в блуде. Пастыри обязаны направлять таковых к покаянию и спасению, объяснять им необходимость венчания в Церкви для крещеных людей, желающих иметь супружеские отношения. При этом евангельская и каноническая норма должна сохраняться неизменной – и именно о ней как о норме нужно говорить сегодняшним людям, особенно молодым, не забывая истину Христову и тем более не пытаясь ее «пересмотреть». Возвещение этой истины, а не отступление от нее, поможет нашим современникам относиться к церковному Браку как к таинству, которое совершается однажды и на всю жизнь и которое неотменимо, как неотменимы Крещение или Миропомазание. Любые же случаи снисхождения должны сопровождаться удалением кающихся от греха, покаянием в неисполнении слов Христа и канонических правил, пастырским напоминанием об этих словах и правилах, признанием их со стороны кающегося и необходимости их исполнения. Многочисленные поводы к так называемому "расторжению брачного союза, освященного Церковью", принятые в революционное лихолетье в Определениях Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1918 году, не соответствуют канонам Православной Церкви, и мы просим вас их соборно отвергнуть.
В Писании, Предании и канонах Православной Церкви вероучение о Церковном браке изложено ясно и целостно, и не требуется приспособление его под изменчивое гражданское законодательство и под прихоти лежащего во грехах мира.
«Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями, составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся» (2 Правило VI Вселенского Собора).
При всей заявленной открытости, люди, годами противостоящие "разводам" в Церкви и пострадавшие от этой практики, не ознакомлены публично с окончательными формулировками документа "О Церковном браке", вынесенными на обсуждение Священного Синода и Архиерейского Собора и надеются на диалог иерархии с ними.
Мы являемся свидетелями, что в нашей Русской Православной Церкви, стараниями угодителей миру сему, уже исполняются на практике во многих епархиях пророческие слова из 22 Послания преподобного Феодора Студита: "Скоро должно произойти следующее: и прелюбодеи будут венчаться, и венчающие, как бы совершившие что-нибудь великое и могущие так принести пользу многим и ввести это в обычай, будут приветствоваться многими. Но да не будет!"
Не согрешайте против Христа и Его истины, против Писания и Предания, ради людей, закосневших во грехе и дерзостно требующих, чтобы Церковь приспособлялась к ним, а не Бога слушала!
Благочестивые владыки, возвысьте свой голос в защиту благословенного брака! Мы веруем, что по молитвам защитников брака - святого Иоанна Крестителя и Предтечи Господня, преподобного Феодора Студита, - если вы сделаете это, тогда Ангелы восхвалят вас, все святые прославят, и вся Церковь возвеселится, и держава наша получит великое вразумление от Божественной помощи свыше, при победе над врагами и противниками мирной долгоденственной жизни.