
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
«Прогрессизм» и квазипацифизм
Документы Критского собора носят на себе печать устаревших и показавших свою безжизненность идеологий квазипацифизма и прогрессизма, выработанных далекими от христианства кругами в 60–80-е годы прошлого века. Следует заметить, что эти идеологии проникли в православные богословские и церковно-управленческие круги либо через диаспоры, либо во времена иноверного или безбожного владычества, то есть в условиях, когда православные люди и народы оказывались лишенными возможности свободно определять свое отношение к общественным проблемам и реалиям. Таким образом, эти идеологии были навязаны отдельным Поместным Церквам под давлением внешних сил.
В Окружном послании говорится: «Отождествление Церкви с консерватизмом, несовместимым с прогрессом цивилизации, является произвольным и злоупотребительным, поскольку осознание своей идентичности христианскими народами несет на себе неизгладимую печать непреходящего вклада Церкви не только в их культурное наследие, но и в здоровое развитие светской культуры в целом» (п. 10). Однако из Священного Писания, особенно из Книги Откровения, а также из Предания Церкви мы знаем, что развитие человеческой цивилизации представляет собой не прогресс, а упадок веры и нравственности, стремящийся к торжеству зла, за которым последует конечная победа Ангца Божия и верных Ему немногих людей. Действительно, не всякий консерватизм хорош: можно «консервировать» грехи, ошибки, заблуждения. Можно говорить и о прогрессе науки и техники. Однако общий «прогресс цивилизации» является антихристианским концептом.
В документе также говорится: «Сейчас мы переживаем распространение болезненного явления — насилия во имя Божие. Вспышки фундаментализма в недрах религий рискуют привести к господству мнения, что он составляет сущность религиозного феномена» (п. 17). Квазипацифистским учением наполнен и документ «Миссия Православной Церкви в современном мире», где мы читаем: «В случае, если война становится неизбежной, Церковь продолжает молиться и осуществлять пастырскую заботу о своих чадах, участвующих в боевых действиях ради защиты своей жизни и свободы, в то же время прилагая все усилия ради скорейшего восстановления мира и свободы. Православная Церковь решительно осуждает разнообразные конфликты и войны, имеющие причину в фанатизме, оправдывающемся религиозными принципами. <…> Также осуждаются войны, вдохновляемые националистическими мотивами и приводящие к этническим чисткам, изменениям государственных границ и захвату территорий» (пп. Г2–Г3).
В истинном христианстве всегда осуждалось агрессивное насилие. Однако применение силы, направленное на защиту веры, отечества и ближних, в том числе в ходе превентивных действий, всегда воспринималось в православной традиции не просто как легитимное общественное служение, но и как священный долг. Воинский подвиг чтился и чтится, в том числе через молитвенное призывание святых воинов и освящение оружия для употребления «к защищению и заступлению Истины Христовы». Религиозно мотивированное христианское воинское служение нужно ясно отличать от экстремизма и террора, применяемого нехристианами, а также от богоборческих репрессий, не проводя даже тени параллелей между этими тремя явлениями.
В документе ничего не говорится о праве и долге христиан противостоять террору и насильственному богоборчеству силой — а реалии испорченного грехом мира показывают, что только так им и можно действенно противостоять. В этих условиях, как и в случае внешней агрессии или ее подготовки, Церковь должна не только «осуществлять пастырскую заботу» о воинах, но и призвать людей взять в руки оружие, чтобы исполнить священный христианский долг защиты веры, родины и народа. Так поступали многие святые в разные века христианской истории, включая ХХ век.
Следует заметить, что термин «фундаментализм», применяемый антирелигиозными силами для очернения тех верующих, которые стремятся вернуться к основам своей религии, нельзя назвать приемлемым для соборного документа.
По вопросам миграции в Окружном послании говорится: «Мы направляем наш призыв прежде всего к тем, в чьей власти устранить причины возникновения кризиса беженцев, с тем чтобы они приняли надлежащие положительные решения. Мы призываем политические власти, православных верующих и прочих политиков разных стран, в которых нашли и продолжают находить пристанище беженцы, предоставить им любую возможную помощь, даже из последних средств» (п. 19). Ничего, впрочем, не сказано о той опасности, которую многие мигранты-беженцы представляют для религиозного и культурного идентитета христианских стран, а подчас даже для жизни их коренных граждан.
В связи с изложенным предлагаем решительно переработать или отвергнуть упомянутые разделы документов, отказавшись от влияния идеологий прогрессизма, безответственной открытости перед лицом опасных сообществ.
Хотели бы напомнить в высшей степени справедливые слова Ивана Александровича Ильина: «Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. <…> Несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло — не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло, что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают». Да не будет этого с Церковью нашею и с народом нашим!