
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Слова-оборотни против святоотеческого Православия. О терминологии документов «Всеправославного собора»
Как уже неоднократно замечалось, в проектах документов, подготовленных к Всеправославному Собору, имеется много частностей, которые объединяет одно общее свойство – это двусмысленность и даже многосмысленность текста, которая возникает благодаря применению терминологии, чуждой церковному преданию. Экуменизм, как таковой – достаточно аморфное учение, могущее вобрать в себя практически любое заблуждение, любую ересь – и это потому, что в его внутреннем лексиконе слово «ересь» не используется совсем, разве что, как археологический анахронизм из далекого прошлого, чуждый прогрессивно мыслящим «христианам разных конфессий» XXI столетия. Из-за новой терминологии практически все предсоборные документы заражены ядом всевозможных ересей, так что, если рассматривать подробно всё написанное, то требовалось бы заполнить не одну сотню страниц, которые вряд ли кто-нибудь осилил бы в наш скоростной век. Да и эти страницы напоминали бы скорее вольный пересказ катехизиса, поучений для новоначальных, так как затронутые темы являются наиболее фундаментальными в учении Господа нашего Иисуса Христа.
И что ещё требуется подчеркнуть – все эти терминологические неувязки и двусмысленности поданы как само собой разумеющееся, как некая норма – то есть, едва ли не начиная с названия документов, с первого до последнего выражения в их содержании. Так что, негодным получается всё – от первого до последнего слова, тут даже не «ложка дёгтя в бочке мёда», а в каком-то смысле наоборот. Слова-оборотни – вот главный инструмент, использованный в предсоборных документах. Под буквенным начертанием привычного слова «Церковь», напрямую по тексту связанного со словом «христианство» – «христианская Церковь», на деле скрывается нечто иное: во множественном числе имеются в виду разнообразные псевдо-«христианские конфессии», которые на языке святых отцов именуются монтанистами, арианами, македонянами, несторианами, иконоборцами, папистами, протестантами – по имени их основателя либо по характеру учения, но отнюдь не именуются по Господу нашему Иисусу Христу – христианами. Этим различием именования подчеркивается коренное отличие собрания еретиков от христианской Церкви. Поэтому, говоря о том, какой догмат Церкви нарушается прежде всего, мы говорим о нарушении догмата о святости Церкви: в первую очередь при составлении церковных документов нужно соблюдать то, что мы лишь выражаем богодухновенное учение, «изволися Духу Святому и нам», а не придумываем нечто новое в угоду лукавому духу времени[1].
Данное обстоятельство: слова-оборотни в качестве терминов, и является главным препятствием к тому, чтобы признать предсоборные документы, в их полном составе, в качестве церковных документов. Сам факт наличия такой тактики, которую мы назвали «тактикой агрессивных умолчаний»[2], говорит только об одном – о намеренности, о части общей стратегии. Это не случайная ошибка, а целенаправленный и достаточно хорошо отлаженный процесс по разрушению церковного самосознания в самих основах. Одним словом, именно так действуют исконные враги христианства на данном историческом этапе.
Это обстоятельство требуется осмыслить, и иного вывода не представляется, как то, что такая ситуация возможна только при вопиющем кадровом кризисе среди епископата – ведь главной обязанностью епископов является совсем не разрушение церковных стен. А именно, от епископов требуется их созидание и поддержание всего того богатого святоотеческого наследия, которое построено их предшественниками. Итак, главной и уже, к сожалению, застарелой проблемой видится принципиальное неисполнение епископами своих обязанностей: одними - по причине общей теплохладности и расслабленности, а другими, которые представляют достаточно узкий круг «посвященных», - в силу того, что они действуют, как думается, вполне намеренно по указке врагов Церкви и уже особо это и не скрывают.
Вторая проблема целиком зависит от первой – это отстранение клириков и мирян от деятельного выражения соборного голоса Церкви, несмотря на то, что сама необходимость участия клира и мирян в соборах целиком лежит в русле церковного Предания[3].
Именно поэтому, широкое народное движение верующих, которое направлено на защиту чистоты церковного вероучения – это совершенно необходимое действие именно сейчас, уже сегодня.
Именно в ракурсе сохранения веры должно восприниматься и непоминание правящего архиерея в тех случаях, когда архиерей по тем или иным причинам подписывает еретические по сути документы и, не желая признавать своих заблуждений, нарушает чистоту христианского вероучения. Согласно известному 15-му Правилу Двукратного Константинопольского Собора, а именно, его второй части, непоминание «прежде соборного рассмотрения» не является расколом, а, наоборот, средством по избавлению Церкви от раскола, как следует из самой формулировки данного правила, неоднократно и широко цитируемого, особенно в последнее время[4].
Сам факт непоминания в оговоренных данным правилом случаях, во-первых, является свидетельством стояния в Истине, а не выходом куда-то «вне Церкви». А во-вторых, данное обстоятельство должно неминуемо привести к соборному рассмотрению инцидента, и тогда, по милости Божией, уповаем, что истина восторжествует – как всегда и происходило в Церкви. Напротив того, затягивание соборного рассмотрения вопроса со стороны епископата, потеря даже самого понятия о деятельном участии клириков и мирян в соборной жизни Церкви, а также объявление всякого случая непоминания расколом и отпадением от единства Церкви, неминуемо запутывает и без того непростую ситуацию.
В настоящее время в Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата возникло движение священнослужителей, не поминающих своего правящего архиерея в связи с последними событиями в Церкви[5], а именно, в связи с официальным принятием всего комплекса проектов предсоборных документов к Всеправославному Собору на Архиерейском Соборе РПЦ 2-3 февраля 2016 г. без их подробного рассмотрения и с полным игнорированием протестов клириков и мирян, а также готовых на тот момент обзоров по данной теме. Ситуацию усугубила ещё и пресловутая «Гаванская декларация». Таким образом, от активных клириков и мирян требуется выработка своей позиции уже ввиду начавшегося движения, будь то поддержка разного рода, официальные высказывания и письма, анализ поданых обращений и конкретных канонических поступков и т.п. Только в таком случае движение не сделается «маргинальным», как было бы на руку врагам Православия.
Возвратимся к обзору предсоборных проектов документов. Как показывает даже беглый просмотр, документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» не является чем-то особенным в комплексе остальных предсоборных документов. Всё та же двусмысленность на основе терминологии, чуждой святоотеческому, отлаженному веками языку понятий – а, в итоге, как и в остальных документах – путаница и бессмыслица.
Если бы требовалось более подробно раскрыть коренную, основополагающую ложность данного документа, то нужно было бы в самую первую очередь обратить внимание на следующее учение: Церковь – это некий образ, знамение Царствия Божия в истории.[6] Сам Господь наш Иисус Христос, «вопрошен же быв от фарисей, когда приидет царствие Божие, отвещав им рече: не приидет царствие Божие с соблюдением, ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо, царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 20-21). Не образ Царствия Божия, не знамение, а само это Царствие Божие внутри христиан есть, и оно должно произрастать, как вырастает огромное дерево из малого семени, будучи посаженным на добрую почву (Лк. 8, 5-8). По определению святителя Серафима (Соболева), Царствие Божие – это «внутренняя возрождающая благодать Св. Духа, которая получается нами в таинствах крещения и миропомазания»[7]. Такое толкование понятия о Царствии Божием целиком основано на Священном Предании Церкви, а именно на толковании Священного Писания, как показывают многие цитаты из книги свт. Серафима. Особенно такими мыслями проникнуты сочинения отцов-подвижников благочестия, таких, как Антоний Великий, Макарий Великий, Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, и многие другие – в частности, в сборнике святоотеческих текстов «Добротолюбие». Именно поэтому, Церковь, будучи «Телом Христовым» (Еф. 1, 23), членами которого являются христиане, деятельно составляет это Царствие Божие – Царство Святаго Духа – уже теперь, в настоящем времени, а не просто является неким «знамением и образом» будущего. Именно в этом – в явлении Царствия Божия уже сейчас, посредством действия благодати Святаго Духа в членах Церкви, и заключается «миссия Церкви» не только в настоящем, но и во все времена до скончания века, а в будущем веке это деятельное явление Царствия Божия лишь преобразится в «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1). В данном ракурсе деятельное выражение соборности Церкви – это действие благодати Святаго Духа, направленное на соработничество Бога и человека, так что «подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся» (Мф. 13, 33).
Дальнейшие обтекаемые формулировки в данном тексте предсоборного документа как бы говорят именно об этом, но понятие Царствия Божия искажается: «Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия». К чему такая оговорка – «образ Царствия Божия»? Очевидно, что здесь есть некая непрямая отсылка к протестантской «формуле согласия»: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)», то есть, идет указание на некую образность Евхаристии, а не на действительность преложения Духом Святым хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову. А также, идёт речь о некоей «образности» таинств вообще, и на этой «образности» лжеучители стремятся построить свою «церковь церквей», то есть лже-церковь, которая, по сути, является «ересью ересей».
Мы видим, что добавление лишь одного слова «образ» к выражению «Царствие Божие» целиком меняет характер учения, лишая его главной сути христианства – действительности, а не некоей «образности» пребывания со Христом уже сейчас: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20), «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16). И все эти подмены, конечно, совершаются на полутонах, так что действительный смысл выражений получается весьма призрачным, что не удивительно при использовании «слов-оборотней».
Поэтому, для того, чтобы подробно всё разграничить, требуется скорее не краткая заметка, а фундаментальный труд. Однако есть ли в нём необходимость, когда обращено внимание на главное – на чуждый Церкви язык понятий? Вспоминается ещё случай из Житий Святых, когда преподобный Ефрем Сирин, применив хитрость, взял книги еретика Аполинария, известного своим псевдофилософским суесловием, и, под предлогом ознакомления, склеил в них все страницы, так что при защите своего учения Аполинарий не смог книгу открыть и с позором вышел посрамленным[8]. По примеру преподобного отца нашего Ефрема, в отношении всех предсоборных документов нужно, согласно прогрессивному XXI веку, просто нажать клавишу <DEL>.
Другими словами, самое правильное – это отказ от участия в так называемом «Святом и Великом Соборе», будь то со стороны архиереев-членов делегаций (состав которых также нарушает принцип соборности, так как в них присутствуют не все архиереи) или же со стороны тех, от кого зависит проведение этого Собора и кто желает следовать истине Христовой. Как бы ни было, на этом «Всеправославном Соборе» всё будет решаться в духе компромисса, и иного варианта не ожидается, потому что изначально отвергнут основной признак правильности Собора (и, согласно регламенту проведения, отвергнут бесповоротно) – речь идёт о том, что каждый последующий Собор должен признать и все предыдущие, тем самым подтвердив свою приверженность традиции Священного Писания и Предания. А именно: согласно регламенту проведения, данный Собор не признает Вселенского значения двух Святых Соборов – Собора 879-880 г. при св. Фотии Константинопольском, осудившего папистскую ересь filioque, и Собора 1351 г. при св. Григории Паламе, осудившего папистское лжеучение о тварности благодати.
Эти Святые Соборы, которым по праву принадлежит статус Вселенских, отвергнуты готовящимся «Всеправославным Собором» совсем не случайно. Два указанных Собора не только осуждают и предают анафеме ереси, присущие римо-католицизму, но и утверждают присутствие Бога в своих энергиях (действиях) не образно и символьно, но действительно: Бог неизреченно присутствует в мире, как в древнем, так и в современном, своими энергиями (действиями), которые, по сути, являются нетварными и называются благодатью, и по благодати человек может реально быть причастным божественной жизни, стать «причастником божественного естества» (2 Пет, 1, 4).
Итак, документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» содержит не просто мелкие недочеты, но и принципиальные неточности, по сути это ереси, уже осужденные Святыми Соборами и отцами. А именно, данный документ содержит косвенное признание тварности благодати Божией, из-за чего Церковь названа лишь «образом и знамением Царствия Божия», и святые являют лишь «образ Царствия Божия». Таким образом, этот документ должен быть коренным образом перестроен в согласии с учением св. Григория Паламы, выраженном на Соборе 1351 г., а сам Собор св. Григория Паламы должен получить признание Вселенского.
Игнорирование нынешнего «Всеправославного Собора» – это только начало, ведь главное – это не только «уклониться от зла», но и «сотворить благо» (Пс. 33, 15), которым явилось бы подлинное возрождение деятельной соборности Церкви, что никак невозможно, в первую очередь, без искренности веры[9]: разве не с нами Христос, если мы христиане? Также требуется благожелательное отношение к нашим на самом деле братьям по вере, готовность услышать и быть услышанными: «взыщи мира и пожени и» (Пс. 33, 15).
Диакон Евгений Моргун
__________________________________
[1] Диакон Евгений Моргун. Какой догмат нарушен? Святость Церкви и двусмысленность официальных документов Всеправославного собора. Доклад на учредительном собрании движения «Встань за веру Русская Земля» 22.04.16 URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120136
[2] См. Евгений Моргун, диакон. Применение тактики «агрессивных умолчаний» в стратегии разрушения Церкви. Краткий анализ опубликованных проектов документов Всеправославного собора.
URL: http://www.aparatorul.md/primenenie-taktiki-agresivnyh-umolchanii/
[3] См. статью священномученика Николая Добронравова «Участие клира и мирян на соборах в первые девать веков христианства»
URL: http://www.aparatorul.md/uchastie-klira-i-miryan-na-soborakh-pervy/
Заметим также, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, присвоивший себе властные полномочия Поместного Собора путём изменения Устава об управлении РПЦ в 2013 году, пошёл по пути разрушения соборности на уровне Устава, чем только усилил возникшие в церковной среде противоречия. Подробнее см. следующее исследование: «Комментарий к некоторым решениям Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 2-5 февраля 2013 года».
URL: http://www.aparatorul.md/?p=6378
[4] Само правило и толкование на него священноисповедника Никодима (Милаша) см. по ссылке:
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/#0_316
[5] http://www.aparatorul.md/moldova-kratkoe-istoriya-i-obrashenie-o-nepominanii/
[6] Цитата из документа «Миссия Православной Церкви в современном мире»: «Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории».
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4360988.html
[7] Архиепископ Серафим (Соболев). Искажение Православной Истины в русской богословской мысли. М., 1997 (репринт издания 1943 г., София). С. 237.
URL: https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvLWg5MjR0Qm9zVDA
[8] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/95
[9] Евгений Моргун, диакон «Об искренности нашей веры. Краткий комментарий к Постановлениям Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 г.)».
URL: http://www.aparatorul.md/ob-iskrennosti-nashei-very/