Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела

Авторы

Гора Афон. Практическое руководство по применению 15-го правила Константинопольского Двукратного Собора (861 г.)

афон - 2_.jpg

Прекращение церковного поминания как каноническая и святоотеческая мера сопротивления созыву «Святого и Великого» экуменического Собора.

Существует большая вероятность того, что будущий «Святой и Великий Собор», который пройдет в «Православной» Академии Крита, в Колимбари, Ханья, с 16 по 27 июня, будет ложным, волчьим, неправославным и экуменическим собором, по модели Второго Ватиканского псевдо-собора, потому что, как видно из опубликованных текстов, ─ а более всего из текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»[1] ─ которые будут приняты будущим «собором», будет легализована, узаконена и официально утверждена «всеправославным соборным решением» синкретическая все-ересь межхристианского и межрелигиозного экуменизма в качестве официальной и законной линии и составной части учения Православной Церкви, что приведет к признанию церковного характера, апостольского преемства, священства, благодати и таинств у еретиков папистов, протестантов и монофизитов и к утверждению неправославных, исполненных прелести, еретических и экуменических теорий «крещального богословия», «евхаристической экклезиологии» и «Единой и [в то же время] разделенной Церкви», и вместе с этим будет одобрено продолжение участия Православной Церкви в современных нескончаемых, анти-святоотеческих и неэффективных богословских диалогах, а также во Всемирном всепротестантском Совете «Церквей» или, вернее, ересей и прелестей.

Итак, пред этим великим предательством и неминуемой катастрофой для православной веры, которую совершат «всеправославные» экуменисты из Православных Церквей и архиереи, которые следуют за оными, мы, истинные православные священники, монахи и миряне, которые сохраняют истинную православную веру, чистую и неоскверненную смертельным вирусом экуменизма, обязаны принять меры и применить, по благодати Святого Троичного Бога, церковный, канонический и святоотеческий путь прекращения поминания имен епископов-экуменистов.

Относительно очень животрепещущего, горячего и актуального вопроса о прекращения поминания имен патриархов, архиепископов, митрополитов и епископов экуменистов на богослужениях и на Божественной Литургии мы хотели бы отметить следующее:

1. Прекращение поминания имен архиереев экуменистов должно осуществляться в соответствии с православным истолкованием церковного Предания, с правильным истолкованием святоотеческой традиции и с 15-ым правилом Двукратного Собора.

2. 15-е правило Двукратного Собора свт. Фотия Великого, Патриарха Константинопольского (861 г.) с точностью утверждает: «Что определено о пресвитерах и епископах, и митрополитах, то самое, и тем более, приличествует патриархам. Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, ─ таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

Святой Никодим Святогорец в толковании к этому правилу говорит: «То, что устанавливают предыдущие каноны для епископов и митрополитов, то же самое и еще строже предусматривает этот канон для патриархов, говоря: Но это да будет сделано, если по какой-нибудь вине, например, прелюбодеяние, или кража святынь, или тому подобное, священники отделяются от своих епископов, епископы от своих митрополитов и митрополиты от своих патриархов». В сноске к этому пункту святой Никодим говорит: «Хотя 31-е апостольское правило делает невиновным того, кто отделился, если будет доказано что он был прав». Но если указанные предстоятели были бы еретиками и проповедовали бы открыто свою ересь (в сноске к этому пункту святой говорит: «Из слова этого канона явно видно, что не должно кому-то отделяться от своего епископа, согласно Вальсамону, если епископ придерживается ереси, но скрывает ее и не проповедует, так как он может впоследствии исправиться.») … и их подданные отделяются от них из-за этого прежде соборного осуждения за эту ересь. Таковые, отделяясь от оных, не только не осуждаются, но и достойными чести соделываются, подобно православным. Так как они не учинили раскол таковым осуждением, но еще более освободили от раскола и ереси оных лже-епископов»[2].

Вышеизложенный канон согласуется с другими правилами некоторых Поместных и Вселенских Соборов, например, 31-е апостольское правило, 6-е правило Гангрского Поместного Собора (340), 5-е правило Антиохийского Поместного Собора (341), правила 10, 11 и 92 Карфагенского Поместного Собора (491), 19-е правило Четвертого Вселенского Собора (451), 31-е и 32-е правило Шестого Вселенского Собора (691) и правила 12, 13 и 14 Двукратного Собора (861).

Первая часть [15-го правила Двукратного Собора] начинается словосочетанием «Что определено о ...» и заканчивается словами «… учинит раскол». Эта часть является продолжением двух предыдущих канонов, 13 и 14, которые говорят о запрете прекращения поминания митрополита диаконами и священниками и митрополита епископом. 15-е Правило относится к запрету прекращения поминания патриарха митрополитами и епископами. Этот запрет действителен «[когда] под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей» и «прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его». Другими словами, канон запрещает прекращение поминания патриарха на основании справедливости (то есть по моральным причинам) прежде его соборного осуждения, так как прекращающие поминание творят раскол и разрывают единство Церкви.

Вторая часть правила начинается словами «Ибо… ради некой ереси» и заканчивается так «постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

Святые Отцы, участвующие в Двукратном Соборе (861), желая покончить с расколами, которые волновали Церковь в VIII-IX вв., утвердили святые каноны 13, 14 и 15, которыми строго запрещали православным прерывать церковное общение со священноначалием прежде соборного осуждения. Но чтобы не понял кто-нибудь, что через это запрещение у православных отняли право прежде соборного осуждения прерывать общение с проповедующими некую ересь, мудрые Отцы установили в конце 15-го правила следующее разъяснение: «не подлежит положенной святыми канонами епитимии отделившийся прежде соборного осуждения от епископа проповедующего некую ересь, а напротив, даже достоин похвалы».

Следовательно, прекращение поминания имени епископа совершается только когда существует ересь, только из-за догматических преступлений, но не моральных преступлений (например блуд, кража святынь и т. д.). Не следует путать вопросы, относящиеся к справедливости (то есть вопросы не догматического характера, а морального порядка и доброго церковного устроения) с вопросами веры, а также не следует утверждать, что нужно прекращать поминание имени архиерея из-за вопросов справедливости, что полностью противоречит как 15-му Канону Двукратного Собора, так и вековой Традиции Православной Церкви. Запрещается прерывать церковное общение без причин, относящихся к вере.

3. Прекращение поминания имени архиерея на богослужениях и, тем более, на Божественной Литургии, которая является венцом литургических таинств, может совершить только священник, но не мирянин, так как только священнослужитель, через рукоположение, имеет благодать священства. Священник совершает богослужения, святые таинства и поминает местного епископа; следовательно, лишь он может прекратить поминание имени архиерея и не поминать во время богослужений своего предстоятеля. Долг священников ─ не служить и не молиться вместе с епископами экуменистами, не воспевать их епископский титул во время богослужения.

4. Мирянин принадлежит, с одной стороны, к «царскому священству»[3], но он не имеет благодати священства, не совершает богослужений, святых таинств, не поминает, и следовательно, не может прекратить поминание имени архиерея. Единственное, что может совершить мирянин, ─ это прервать церковное общение с архиереями, священниками, монахами и мирянами экуменистами.

5. Священник может прекратить поминание имени не всякого архиерея, а только местного архиерея, так как единственно его он поминает на богослужениях и Божественной Литургии. Другими словами, он не может прекратить поминание имени ни одного другого архиерея, которому он не подчиняется церковно, так как, естественно, не поминает оного. Митрополит может прекратить поминание имени лишь местного патриарха или архиепископа. Епископ может прекратить поминание имени лишь местного митрополита. Священник может прекратить поминание имени лишь местного митрополита или епископа. Патриарх или архиепископ может прекратить поминание имени другого патриарха или архиепископа, не поминая его имени в диптихах.

6. В том случае, если пресвитер прекращает поминать имя местного епископа, не должно вместо него поминать другого архиерея, или Священный Синод, или Христа или кого-либо ещё. Должно оставить свободное место и не поминать имя Архиерея до тех пор, пока не разрешится проблема. На богослужениях и на Божественной Литургии возглашай прошение «О честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся», оставляя свободное место там, где обычно поминается имя епископа, то есть урезав первую часть прошения, относящуюся к епископу. Возглас на Божественной Литургии «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего… ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины» следует возглашать так: «В первых помяни, Господи, всякое епископство православных, ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Таким образом совершали богослужения и Божественную Литургию Афонские Отцы восьми Святых Монастырей, скитов и келий Святой Горы, а также три Преосвященных Митрополита Нового Света ─ Августин Кантиотис Флоринский[4], Павел Парамифский и Амвросий Елевферопольский которые прекратили поминать имя Вселенского патриарха-экумениста Афинагора на протяжении трех лет, 1970-1973[5].

7. В соответствии с 15-м правилом двукратного Константинопольского Собора, пресвитер, прекращающий поминовение имени своего епископа не должен быть осужден яко схизматик, виновный в Церковном расколе, или яко находящийся вне Церкви. Но напротив, заслуживает всяких похвал, потому как освобождает Церковь от раскола.

8. Пресвитер, который прекращает поминовение своего епископа, не должен принимать наказание в виде извержения из сана от своего епископа или Синода, которое, без сомнения, последует; но должен продолжать совершать Божественную Литургию, если понадобится, и в каком-то доме, если ему запретили служить в церкви, и использовать простой антиминс, на котором не должно быть ни имени правящего архиепископа, ни печати митрополита, без его освящения, но в нем обязательно должны быть зашиты мощи мученика. Извержение из сана по причине прекращения поминовения в данном случае (т. е. по причине ереси) ничего не значит: мы видим это из того, что ни один святой отец не принял такое ложное «отлучение» и «анафему» (вспомним св. Иоанна Дамаскина, на которого произнесли анафемы четыре поместных собора).

9. В грекоязычных православных странах, а также из практики Святой Горы Афон, Святое Миро разводится с использованием оливкового масла, так же как разводится и святая крещенская вода (так поступает Церковь Кипра, Греции, Антиохии, и вся греческая диаспора, где мало св. Мира). Святое Миро может разводиться и в течение десятков лет, когда нет возможности принять Миро от Автокефального Синода. Помимо Святого Мира в церковной практике передавалась Печать Дара Духа Святого и посредством возложения рук епископа, имеющего апостольскую преемственность, на голову новокрещаемого, чтобы передать таким образом дар Святого Духа.

10. Слова о том, что якобы святые Таинства и Божественная Литургия, совершённые пресвитерами, которые применили непоминовение имени правящего епископа, являются недействительными, ─ это неправда. Дар священнослужения не является монополией епископа, каждый пресвитер может служить, потому что он был рукоположен. Дар, необходимый для совершения Святых Таинств, не покидает магическим образом пресвитера от того, что он не поминает епископа, тем более тогда, когда священник остаётся в православной вере, ограждаясь от епископа, который проповедует ересь. Святой Максим Исповедник говорит нам об этом, что именно там, где есть православное исповедание веры, там находится и дар Святого Духа, и полнота Кафолической (Православной) Церкви, значит Святая Литургия и Святые Таинства у священников, которые оградились от ереси, имеет силу.

11. Примеры прекращения поминовения имен епископов-еретиков мы можем найти в истории Церкви: так поступали Святые и Богом вдохновлённые Отцы, такие как преподобный Максим Исповедник, преподобный Федор Студит, Афонские Отцы времен «латинствующяго» Вселенского Патриарха, Иоанна Веккоса, Святой Григорий Палама, преподобный Иосиф Вриениос, святой Марк Евгеник[6] и афонские отцы времен Вселенского Патриарха экумениста Афинагора.

Из всех этих примеров мы остановимся только на двух, а именно на примере святого Григория Паламы и афонских отцов времен патриарха Афинагора.

· Святой Григорий Палама по причине еретических суждений патриарха Иоанна Калекаса, прекратил поминовение последнего до его соборного осуждения. Эта была одна из причин, по которой на святого Григория была произнесена анафема, «потому что он посмел неканоническим образом и без суда прекратить мое поминовение…». Нужно отметить, что когда Святой Григорий прекратил поминовение патриарха, Калекас не был еще осужден Собором, а святой Григорий еще не был рукоположен во епископа, но был обычным Афонским иеромонахом. Представляется, что данное решение об анафематствовании святого Григория Паламы было подписано и другими епископами, среди которых был и Антиохийский патриарх Игнатий. Что касается св. Григория, он пренебрёг данным запрещением и продолжал совершать литургию самостоятельно. Читаем письмо Калекаса: «Палама, основатель и защитник богохульств, будучи осужден и он и бывшие вместе с ним таким же образом, (потому как не отступил от принятого решения, и не отступил каким-либо образом от своих слов лишенных разума),извергается из Церкви Господней, и из священнического сана, так как становится ясно из воспоминаний о нем, представленных нам тогдашним Патриархом царицы всех городов, Патриархом Антиохийским — града Господнего, и каждым из архиереев, присутствующих тут и сейчас, и тех кто участвовал в голосованиях. С одной стороны, таким образом [предпринятое ими анафема] становится препятствием и [причиной для] прекращения [священнического] служения, вместе с тем, ни во что считая наказание, они продолжают держатся своего священства, с дерзновением совершая в тайне святые службы[7].

· Из церковной истории всем известно, что в период 1970-1973 гг., когда почти половина (точнее восемь) из монастырей, находящихся на Святой Горе, все скиты и большинство келий, при одобрении и по наставлению святого Паисия Афонского[8] и трех митрополитов Нового Света, Августина Кантиотиса из Флорины, Павла Парамифского и Амвросия Елевферопольского,[9] дерзнули прекратить поминовение имени Вселенского Патриарха экумениста, Афинагора, который в 1965 году совершил неканоническое снятие анафем [с филокатоликов], встретился с ересиархом папой Римским в Иерусалиме и, в общем, имел фило-папистскую позицию. В течение тех трех лет прекратившие поминовение имени Афинагора продолжали литургическую жизнь без поминовения имени патриарха.

12. В таком случае для опровержения всеереси экуменизма следует информировать клириков и мирян о великом предательстве «Святого и Великого Собора» посредством книг, статей и анти-экуменистических текстов, применять акривию, отвергать ложные теории, организовывать конгрессы и богословские конференции, а также использовать церковное, каноническое и святоотеческое право, прекращая поминовение имен архиереев-экуменистов, и принимать все возможные меры для предотвращения «Святого и Великого Собора».

13. В пункте 22-ом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» написано: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению». Совершенно очевидно, что священноначалие Православной Церкви пытается навязать гонения, путем извержения и лишения сана тех, кто противится «Святому и Великому Собору».

Данный текст является «настольным» руководством для священников и епископов, которые входят в непоминовение по отношению к Соборам и епископам, которые принимают ересь. Анализов по данному вопросу бесчисленное множество, и вся церковная история наполнена примерами Святых Отцов, которые служили и продолжали совершать Святую Литургию, находясь в непоминовении и во время гонений и ересей.

С братской любовью во Христе Господе,

1. Геронда Савва Лавриот,

Член Совета Старцев Святого Монастыря Великая Лавра, Святая Гора Афон

Мобильный телефон: +306947011111

Стационарный телефон: +302377-023754

Факс: +302377-023762

2. Геронда Гавриил,

Келья Святого Христодула, Святой Монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон

3. Отшельник Власие Виглиот

Источник



[1] Проект текстов одобренный на пятой Пресинодальной Всеправославной Конференции (Шамбези, Женева 10-17 октября 2015 года), под названием: ”Решение: Отношения Православной Церкви с христианским миром”, опубликованный 21.01.2016 года на сайте: http://www.romfea.gr/diafora/6177-apofasis-sxeseis-tis-orthodojou-ekklisias-pros-ton-xristianiko-kosmo, в соотвецтвии с решениями Синаксы Предстоятелей Православной Церкви, которая состоялась в Шамбези, в промежутке 21-28 января 2016 года.

[2] Преподобный Никодим Святогорец, Pidalion, издание Ρηγόπουλος, Tesalonic 2003, p. 358.

[3] I Пет. 2: 5, 9.

[5] См. издание Θεοδρομία, № 11 (1) (за янвярь – март 2009 года) 75-81.

[6] На эту тему смотри Οἱ ἀγῶνες τῶν μοναχῶν ὑπέρ τῆς Ὀρθοδοξίας [Сражения монахов за Православие, ed. Ἱ. Μ. Ὁσίου Γρηγορίου, Ἅγιον Ὄρος 2003.

[7] P.G. 150, 880D.

[9] Имеются ввиду провинции центральнной и северной Греции, которые были анексированы к Греческому Государству после Балканских Войн, которые находятся в юрисдикции Вселенского Патриархата [примечание переводчка].


Возврат к списку