
Новости и комментарии
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
31.01.2025
Святейший Патриарх Кирилл: В основании нашей культуры лежат традиционные духовные ценности
17.12.2024
Окончательное саморазоблачение Франциска
27.11.2024
В Испании католические монахини станцевали в алтаре перед престолом
27.11.2024
В Новоселках активисты ПЦУ выбросили из захваченного храма иконы как мусор
Официоз
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Владимир Семенко: «В оценке собственной истории нельзя бросаться из одной крайности в другую»

«ЗАВТРА»: Сейчас в Москве в Манеже проходит выставка, посвящённая 400-летию дома Романовых. Что Вы можете о ней сказать?
Владимир СЕМЕНКО: Эту выставку не стоит рассматривать изолированно от нынешнего политического контекста, ведь в последнее время в нашей стране снова обострились дискуссии о концепции российской истории. В очередной раз Россия разбирается со своей историей. Поэтому я бы связал это событие с другим, а именно, с недавним обсуждением новой концепции учебника по истории.
Поскольку и то и другое получило одобрение Кремля, первым делом мы должны констатировать явную эклектику и вообще в государственной идеологии, и в данной концепции в частности. На мой взгляд, концепция учебника являет собой довольно дурной и корявый компромисс между либеральной и неосоветской трактовкой. Выставка же в Манеже, как апология монархии и династии Романовых, представляет собой явный православно-патриотический подход – не случайно её вместе открывали Президент РФ В.В. Путин и Патриарх Кирилл.
В целом то, что сейчас происходит в России по отношению к истории, это, несомненно, реакция на оплёвывание не только советского периода, но и вообще всей истории в целом, которое имело место в период перестройки и пребывания у власти Ельцина. Тогда происходило то, что некоторые называли замазыванием чёрной краской белых пятен истории. Сейчас же мы ударяемся в другую крайность: история представляется в каком-то совершенно бесконфликтном виде. Выставка в Манеже, срок работы которой продлен – яркий тому пример.
Для детей, подростков, да и многих представителей нашей молодёжи, которые вообще крайне слабо себе представляют нашу историю, в этой выставке можно отметить бесспорные позитивные моменты. Ведь примеры, когда студент юридической академии говорит, что Николая II уволили, а девушка-абитуриентка не знает, кто основал Москву, нередки. К сожалению, после последних двадцати пяти лет безвременья, когда, как я сказал, шло бесконечное оплёвывание истории и её повсеместная проблематизация, появилось целое поколение людей, совершенно не знающих и не понимаюших историю своей страны – для них, конечно, эта выставка крайне полезна. Она даёт общую канву представления о романовском периоде. Поэтому всем своим друзьям, имеющим детей подросткового возраста, я советую их туда сводить.
Но если рассуждать с точки зрения научного понимания истории, то получается так, будто Романовы существуют как бы вне исторического контекста, в каком-то безвоздушном пространстве. За исключением революции, сокрушившей империю, все реально существующие проблемные моменты истории по факту замалчиваются, нивелируются. Достаточно сказать, что в тех текстах, которые представлены на выставке, сказано, например, что Пётр III умер при невыясненных обстоятельствах, при этом даже не упоминается одна из самых распространенных (хотя и не доказанных) версий его смерти, которая утверждает, что он был убит Алексеем Орловым. А о Григории Распутине говорится, будто он крайне мало бывал во дворце, в основном для того чтобы лечить наследника, и не оказывал никакого влияния на политику, хотя имеется достаточное количество других данных – о том, что по протекции Распутина людей назначали на ответственные должности. Там много ещё чего такого.
Вот эта попытка в, по сути, бесконфликтном ключе перекинуть мост от Романовых к последующей истории, с моей точки зрения является, по меньшей мере, спорной. И на эту тему можно много рассуждать.
Как известно, ещё в рамках выставки была проведена конференция, ставшая, на мой взгляд, квинтэссенцией всего комплекса мероприятий, проходящих сейчас в Манеже. В целом она, несомненно, производит глубокое и серьёзное впечатление. Судя по людям, присутствовавшим и выступавшим на ней, совершенно понятно, что и конференция и сама выставка получили одобрение Кремля. Всё это вместе стало апологией романовского периода нашей истории и монархии вообще, и мне, как православному человеку, такая позиция, естественно, крайне близка и симпатична. Но, на мой взгляд, она крайне плохо сочетается или даже совсем никак не сочетается с тем, что происходит у нас в преподавании истории и в медиасфере, где порой присутствует совершенно иная трактовка ключевых событий российской истории. Если говорить совсем прямо, то устойчивое присутствие на телевидении таких людей, как Сванидзе, крайне плохо сочетается с тем, что мы увидели и услышали в Манеже. Наша нынешняя власть пока не избавилась от эклектики в понимании истории своей страны и в её оценке, и это явно свидетельствует о слабости идеологических позиций Кремля.