
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
Русские мусульмане – защитники ислама или враги государства?

Большой информационный шум поднялся вокруг возбуждения уголовного дела в отношении петербуржца Максима Байдака. Он обвиняется в том, что, являясь участником религиозной исламской организации «НОРМ» (Национальная Организация Русских Мусульман) опубликовал 29 мая 2011 года на одном из интернет-ресурсов статью, в которой фактически содержится оправдание терроризма.
Казалось бы, ничего особенного. История неприятная и не более того. Если бы не поднявшийся шум. В чем же причина этого шума?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, начнем от печки. Русские мусульмане – звучит непривычно. Этнические русские и вдруг мусульмане. Но в действительности это явление не экзотическое и даже не новое. Во второй половине 20-го века в ислам переходили многие видные представители европейской, в первую очередь французской, интеллигенции. Такой переход являлся признаком и следствием кризиса традиционной европейской ценностной системы. В условиях такого кризиса люди, интеллигенты в первую очередь, стали пытаться выстроить свои ценностные системы на основе нетрадиционных для Европы религий и идеологий. Ислам, как наиболее динамичная из мировых религий, стал основой нового мировоззрения части европейских интеллектуалов, людей, стремившихся создать целостную мировоззренческую систему. (Наиболее известные примеры – Жан Ив Кусто и Рене Генон). Ислам стал религией той части элиты, которая отошла от своей исторической религиозной и культурной традиции. Для людей, желающих разрешить мировозренческий кризис через действие – преобразование общества, идеологической основой стал маоизм или троцкизм.
У нас тоже в 90-е годы прошел (а может быть ещё и не прошел) мировозренческий кризис, когда одно мировоззрение (коммунистическое) было в одночасье отменено, а другое (либеральное) обернулось такими бедствиями, что не смогло стать мировоззрением почти ни для кого. В этих условиях интерес этнических русских к исламу естественен. (Конечно, идеально было бы, чтобы ищущих русских людей вбирала в себя православная Церковь, но Церковь в 90-е только восстанавливалась и не всегда могла распространить свое влияние на всех нуждающихся).
Так что по форме все похоже на Европу. А вот содержание в процессах оказалось разное. Французские мусульмане – это представители интеллектуальной элиты, русские мусульмане – это молодые деятели, которые пытаются преодолеть мировоззренческий кризис не через поиск истины, а через практическое изменение мира. Причины таких качественных различий очевидны. Во-первых, левый радикализм не может у нас быть основой отрицания предыдущей традиции, потому что предыдущей «традицией» был коммунизм. Поэтому маоизм как идеологическая основа бунта у нас не пройдет. Во-вторых, за эти 50 лет в исламе усилились радикальные тенденции, которые, с одной стороны, выдвигают лозунг слома всего чужого, близкий бунтарям, а с другой, являются упрощенной версией ислама, не требующей высокого интеллектуального уровня и пригодной для новых бунтарей.
«Русский ислам» с необходимостью стал радикальным. И в этом основное противоречие русского ислама как религиозного течения, оно объявляет войну традиции, опираясь на самую консервативную традицию – религиозную. И остается вопрос: а религия ли это?
Но перейдем к политическому радикализму. Статья господина Байдака – яркое проявление этого радикализма. И Байдак не остался один. Лидер «НОРМ» Харун Сидоров опубликовал в интернете «Русский исламский манифест» в котором призывает бороться с «фараоническим государством». Среди прочего он выступает за исламское государство на Кавказе и за удары по Сирии. Так что позиция русских мусульман полностью совпадает с позицией нашей либеральной оппозиции. (Не случайно защитой «НОРМ» активно занялась либеральная пресса). И это притом, что радикальный ислам в других странах противостоит либералам. Но бунтарям, которыми по сути являются русские мусульмане, все равно с кем солидаризироваться, вступать в союз, только бы против власти. И все уверения, что они защищают лишь свои права, вызывают серьезные сомнения.
Русские мусульмане (по крайне мере в лице их лидеров) противопоставили себя российскому государству, а по большому счету и обществу. И «дело» Байдака во весь рост ставите перед нами проблему защиты самого общества. Хорошо, что наше общество способно защищаться – значит оно ещё живо. А с врагами надо бороться, даже если они говорят, что они нам не враги.
Дмитрий Журавлев,
государственный советник 3 ранга,
специально для портала «Аминь.SU»