
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Авторы
О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы

С 20 февраля 2012 года в Москве начали работу епархиальные миссионерские курсы, организаторами которых являются Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и фонд «Миссия Кирилла и Мефодия». По благословению моего настоятеля я пошел на эти курсы.
В начале обычно читают лекцию, а затем начинается некое странное действо: слушателей курсов делят по группам, рассаживают в круг, и дают лист, где перечислены положительные и отрицательные чувства человека, и каждый, руководствуясь этим списком, должен пред всеми рассказать подробно, что он в данный момент чувствует. Когда этот лист дошел до меня, я в недоумении спросил: «Простите, я пришел сюда учиться быть миссионером, а вот это высказывание своих положительных или отрицательных чувств, что имеет общего с миссией? Вообще для чего все это?» В ответ Наталья Пономарева, координатор курсов, пояснила: «Может быть, у вас есть какие-то негативные чувства, тогда мы вам поможем с ними разобраться», на что я сказал, что у меня есть духовник, пред которым я и открываюсь Богу, тогда г-жа Пономарева попросила рядом сидящего человека объяснить мне еще раз.
Меня еще поразило то, как г-жа Пономарева рассказывала, что если кто-то гневается, ему нужно куда-то выплеснуть тот негатив, который у него собрался после гнева, нужно что-то сделать, только не оставлять этот негатив в себе – все это, мягко говоря, очень далеко от того, как о страсти гнева и о борьбе с ней учили святые отцы.
Далее было выступление завуча курсов Владимира Стрелова, который рисовал на доске путь, как помочь человеку войти в Церковь. На первом месте у него было: «Развлечение», после чего, через несколько этапов, человека (по его словам) нужно потихоньку приобщать к церковной жизни. Один из слушателей встал и напомнил первые слова Спасителя и Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – то есть, не с развлечения, а с покаяния во грехах начинали они призыв, и мы вовсе не обязательно с развлечения должны людей приводит в Церковь людей. В ответ начались горячие дискуссии.
Также меня удивило, что г-н Стрелов считает, что «исихазм не является единственным путем возрастания в Православной Церкви». Какова же иная, равнодостойная альтернатива духовного возрастания? Что может быть выше созерцания нетварного света?
Затем были распределены темы по группам, я присоединился к группе с темой «Чтение Евангелия при Храме». Каждый мог высказать свои соображения. Я напомнил, что согласно 19 правилу VI Вселенского Собора надо понимать Писание не иначе как толковали его Святые Отцы Церкви, но меня как-то быстро остановили. Тогда другой участник предложил те места Евангелия, где «резко» о чем-то говорится, перетолковывать мягко, чтобы не отпугнуть человека. Я ему сказал, что такой принцип чужд Православию, и вдруг наш координатор прервал меня словами: «ты, видимо, новичок, и не знаешь правил, здесь нельзя никого критиковать». В конце была очередная «исповедь» – рассказ пред всеми о своих положительных и отрицательных чувствах, некоторые участники были недовольны моими высказываниями. Я лишь сказал, что мы должны не отходить от Православной традиции, в которой есть все для того, чтобы заниматься миссией, и мы не должны подменять ее суррогатами.
Когда я в следующий раз пришел на эти курсы, то меня попросили покинуть помещение.
К сожалению, складывается такое впечатление, что организаторы курсов решили использовать такую важную тему как обучение православной миссии в качестве средства для самовыражения, для навязывания Церкви своих частных мнений и новаторских практик, не имеющих прямого отношения к делу миссии.
Если они хотят заниматься психологическими тренингами, и если они имеют психологическое образование и опыт работы, то они могут договориться с какой-то организацией, чтобы им выделили время и место для регулярных встреч с людьми, имеющими психологические проблемы, и они бы консультировали их, может быть, это кому-то принесло бы пользу, по крайней мере, в таком случае название отвечало бы своему содержанию. Но тут людей от лица Церкви приглашают учиться православной миссии, а вместо этого устраивают групповые психологические игры.
Для меня осталось совершенно непонятно, кто и когда утвердил в Русской Православной Церкви подобную методику как главную и общеобязательную, если именно ее преподают на епархиальных курсах? Была ли она опробована на практике в широких масштабах, и какие независимые эксперты подтвердили ее эффективность именно как миссионерской методики? Кажется, что не только ничего этого нет, но, более того, на данных курсах пытаются провести те формы и методы, которые уже в недавнем прошлом вызывали негативную реакцию многих православных и становились причиной соблазна в церковной среде.
Мне представляется, что на общих епархиальных курсах целесообразно давать прежде всего информацию о святоотеческих и традиционно православных формах миссии, а спорные и не прошедшие общецерковной рецепции методики, равно как и частные мнения, должны презентоваться и обсуждаться на специализированных семинарах или конференциях опытных миссионеров. Что-то спорное и новое можно обсуждать и предлагать тогда, когда хорошо изучено и опробовано уже известное и традиционное. Однако складывается впечатление, что традиционные святоотеческие методы и принципы миссии не известны и не опробованы в деле не только слушателями курсов (что естественно), но и кураторами.
Полагаю, что когда людям, пришедшим узнать об основах православной миссии, предлагают вместо этого психологические тренинги и субъективные мнения, то есть большая опасность, что такое обучение не только окажется бесполезным, но даже может принести вред.
На фото: и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы — иеромонах Димитрий (Першин).