Новости и комментарии

27.11.2021 Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: «Церковь не может являться частью репрессивного аппарата государства»

26.11.2021 В РПЦ обеспокоились повсеместным введением QR-кодов

09.11.2021 Свердловские власти рекомендуют сделать храмы зонами, свободными от COVID-19

09.11.2021 Синод РПЦ разрешил патриарху лично увольнять руководителей синодальных учреждений

08.11.2021 Митрополит Иларион: чем раньше в России введут штрафы за отсутствие QR-кодов, тем лучше

04.11.2021 Скончался духовник Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев)

04.11.2021 В Москве состоится Международная Научная конференция: «Тайны убийства Царственных Мучеников. Новые материалы следствия и независимые экспертизы»

28.10.2021 Архиепископ Маркелл запретил депутатам PAS причащаться в Бельцкой епархии, а священники не хотят молиться за власти

28.10.2021 Русский витязь. Очередную годовщину памяти В.М. Клыкова отметили в Москве

25.10.2021 Новый ректор возглавит Российский Православный Университет. Точнее, то, что от него осталось

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

О патриотизме истинном и ложном

патр_ Гермоген_.jpg

На фото: святитель Гермоген - духовный вождь русской победы в эпоху Великой Смуты

Тема патриотизма сейчас, что называется, в тренде. Многих наших граждан сильно уязвляет, что, как ни крути, какие оговорки ни делай, но в политике последних лет, так или иначе доминируют либералы. Причем уязвляет это не только простых людей, но и многих из властной «элиты». Там хотят не то чтобы воевать с либералами, но наглядно продемонстрировать, причем как внешнему миру, так и собственному народу, что наша страна – не придаток Запада, что и у «российских» «есть собственная гордость». Нельзя же все время оплевывать свою страну и ее историю, ее традиционные ценности, говорят многие, необходимо эти ценности отстаивать.

В этом контексте история и ее оценка приобретают, так сказать, сегодняшнюю политическую актуальность. При этом негативные мифы о России, порожденные либералами, весьма часто подменяются другими мифами, создатели и носители коих стремятся вообще убрать из истории всякую проблемность, все тяжелые и спорные ее стороны замазать универсальной краской тотального триумфализма. Этот процесс можно, конечно, рассматривать как объяснимый ответ на многолетнее оплевывание России либералами по принципу «получи, фашист, гранату»; такой взгляд во многом верен. Но от этого миф не становится исторической правдой, а без правды, без знания и адекватного восприятия ее строить будущее невозможно!

Смысловым центром патриотического мифа сегодня является, естественно, тема Победы в войне 1941 – 1945 годов. Это сейчас – наш главный, центральный праздник, основа своего рода гражданской религии в современной России. И вокруг него естественным образом также идет борьба. Отрицать то, что попытки оболгать наш народ, нашу страну и здесь имеют место, невозможно. Конечно, такие попытки есть, как же без них. И понятно, что они отвратительны. Но все ли благополучно в той идеологии, которую им пытаются противопоставить? Правильно ли, что во всех репортажах об очередном праздновании Победы центральное место занимают отнюдь не стремительно вымирающие ветераны, а современные политики на весьма высоких должностях, которые на той войне не были и не могли быть по той простой причине, что тогда еще вообще не родились?

А может, все же дадим слово ветеранам? Мы знали их еще в то время, когда они не были одной ногой в могиле, а жили рядом с нами, будучи высоким образцом повседневной морали и добродетели. Это были очень незлобивые, добрейшие, кротчайшие люди, и не было в них ни грана того пафоса, которым ныне хотят подменить тихую скорбь о жестоких страданиях этих людей, спасших всех нас, их потомков, от неминучей гибели.

Вот, например, наш великий русский писатель Виктор Петрович Астафьев – фронтовик, который войну провел не в штабе, не в должности военного корреспондента, а непосредственно в окопах. Не всю, правда, а вплоть до тяжелого ранения, после чего был комиссован. Вот несколько небольших отрывков из его  писем о войне, которые он при жизни отнюдь не предназначал для публикации. И, в частности, именно поэтому был в них абсолютно честен перед собой и перед памятью павших товарищей. И, как человек, за Родину проливший кровь (свою, а не чужую!) имел право говорить то, что думал.

«Мы той порой, мальчишки, съеденные вшами до костей, делали работу один за пятерых, а то и за десятерых. Нам не до Сталина и не до «ура» было — ткнуться, упасть, уснуть. От усталости, недохватов, от куриной слепоты много погибло, выходило из строя бойцов. Не тебе говорить, когда отуп “Скорей бы убило. Отмучился бы”… А в это время росли тыловые службы, комиссары имели по три машины, и при них секретарши не старше восемнадцати лет, менявшиеся по мере употребления и отправляемые в тыл для “лечения”»…

«Не надо трогать и прижигать наши раны, генерал!

Я в День Победы пойду в церковь — молиться за убиенных и погубленных во время войны. И Вам советую сделать то же — уверяю Вас, поубудет в Вас злобства, спеси и не захочется Вам подсчитывать “напрасные обиды”, нанесенные нашим генералам. Нет таких слов, нет такой молитвы Божьей, которая бы даровала им прощенье за мерзко прожитые дни (хотя бы брежневские), но если все вы, снявши мундиры, не бренча медалями, вышли б в русское поле, окруженное пустыми деревнями (одна из причин их опустошения — война), если вы встанете на колени и, опустив сивые головы, попросите прощения у Всевышнего, может, он вас и услышит. Это единственный путь к спасению вашей генеральской души, иначе вам смердеть на свете и умереть с темной злобой в сердце. Вразуми Вас Бог!

Я пишу книгу о войне, чтобы показать людям, и прежде всего русским, что война — это чудовищное преступление против человека и человеческой морали, пишу для того, чтобы если не обуздать, так хоть немножко утишить в человеке агрессивное начало. А Вам надо, чтобы воспевалась доблесть на войне и многотерпение, забыв при этом, что чем более наврёшь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую. И те писатели, которых Вы перечислили, продукцию, Вам потребную, поставляли для души Вашей, жаждущей победных радостей, эту радость и преподносили. И… постепенно, победно шествуя, сочинили угодную таким, как Вы, героическую войну. А я и сотоварищи мои, настоящие-то писатели и страдальцы, восприняли войну как отвратительную, подлую, в человеке человеческое убивающую».

Это несколько отличается от лейтмотива сегодняшнего праздника, не правда ли? Но обвинить меня во всех смертных грехах не получится, ибо я всего лишь привел слова русского писателя, настоящего фронтовика, который ту войну видел и в ней участвовал. И выстрадал вот такое отношение к ней и к ее памяти.

Если спросят, почему великая Россия на протяжении своей истории одержала столько великих побед, то настоящий, христианский ответ будет очень простым и для многих очень страшным: так происходило потому, что она умела каяться. Один из самых известных примеров – это преодоление Смутного времени. Много тогда было попыток изгнать оккупантов, сидевших уже в самом Кремле. Но до поры до времени они оказывались бесплодными. И тогда сказал свое веское слово духовный вождь той будущей победы – патриарх Гермоген. Он говорил о преступлениях не захватчиков, а своих – об их отступлении от истинной веры и измене законному Царю. Напомним, кстати, что речь шла о самом слабом царе за весь доромановский период – о Василии Шуйском. И лишь осознание народом своих грехов, покаянный трехдневный пост стали необычайно трудной, но абсолютно необходимой духовной подготовкой победы.

О том же говорили и другие православные святые. Например, святитель Николай Сербский, недавно канонизированный. «Победа в будущей войне обусловлена покаянием, – говорит он, – Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи…»

Любовь к Родине, к своему земному Отечеству, называемая сегодня патриотизмом – есть то, без чего никакая созидательная, праведная жизнь невозможна. Но только эта любовь ведет к благу и – к победе, если она имеет своей духовной основой покаянное чувство, память не о величии, но о грехах своих. Этот духовный закон един для отдельного человека и для целого народа. Если же в основе «патриотизма» лежит гордыня, что питается исторической мифологией, незнанием и нежеланием знать ничего о реальной истории, то патриотизм может и потерять свое благое измерение. И стать тем, что в сравнительно недавнем прошлом порой именовали весьма нелицеприятно – «последним прибежищем негодяев».

Владимир Семенко 

 Источник




Возврат к списку