Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Что такое церковный модернизм?

ПОПЫ В ЭКСТАЗЕ_.jpg

Театральный "перфоманс" с участием актеров в роли нечистой силы в сакральном пространстве храма - яркое проявление церковного модернизма

Меня часто спрашивают, что такое церковный модернизм, как это можно понятно для любого простеца объяснить одной – двумя фразами? Объясняю.

Совсем кратко его можно определить как стремление не мир поднять до Церкви, ввести в церковную ограду, а, напротив, Церковь приспособить, адаптировать к миру, как поясняют, «в миссионерских целях». Можно объяснить и более развернуто. Разбираемое явление есть концепция, если угодно, проект (и соответствующая практика), основанные на следующем комплексе представлений.

Современный мир стремительно модернизируется, развивается, идет вперед. Церковь же есть институт архаичный, основанный на очень древней Традиции. Для того чтобы стяжать в современном мире миссионерский успех, необходимо: упростить и по возможности сократить богослужение, непременно переведя его на современный язык, понятный тинейджерам; сократить и ослабить посты, некоторые отменить совсем, сократить также положенные молитвы; ослабить евхаристическую дисциплину; понизить планку аскетических требований, убрать ряд ограничений морального плана (особенно тех, что касаются сферы сексуальных отношений, брачной жизни) и т.д. и т.п. И тогда народ к нам потянется. Правда, опыт католиков после Второго ватиканского собора, который провел похожие реформы, свидетельствует о том, что эффект от всего этого бывает обратным: храмы пустеют, пивные и стадионы наполняются, но креативных менеджеров от РПЦ это почему-то не смущает…

Кроме того, предполагается, что священники в своей проповеди будут апеллировать к мирским привычками и интересам людей, в особенности молодежи. Подростку нравится рок-музыка? Даешь православный рок-концерт! Молодежь увлечена спортом, особенно экстремальным? Батюшка играет в футбол и прыгает с парашютом. А между делом рассказывает о Христе. И т.д.

Вышеизложенное – не набор каких-то случайных примеров, но последствие глубоко и сознательно продуманных принципов, реализованных на практике. В доказательство можно привести цитату из учебника по миссиологии, предназначенного для обучения семинаристов и получившего гриф Миссионерского отдела РПЦ. Он принадлежит коллективу авторов, однако известно, что ныне запрещенный в служении протодиакон А.Кураев в немалой степени приложил руку к этому безобразию. Открываем главу «Миссия через субкультуры» и читаем: «Общаясь с представителем той или иной субкультуры, миссионер должен понимать, что духовный поиск современного человека ярче всего выражен именно на языке его субкультуры, которая несет в себе определенные духовные ценности (пусть даже безнравственные). Понять их значение для данного человека и осветить их сквозь “призму” ценностей Евангельских — вот начало поиска точек соприкосновения и “рецепции” субкультуры для проповедника». (Миссиология: Учебное пособие. Изд. 2, исправленное и дополненное. Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. С. 188).

Иными словами, в этом замечательном тексте (получившем, повторяем, официальное одобрение от РПЦ и принятом в качестве учебного пособия для будущих пастырей) предлагается искать «точки соприкосновения» между ложными и даже безнравственными «духовными ценностями» какой-либо субкультуры и Евангелием, Благой Вестью! С христианской точки зрения, носитель ложных ценностей, пребывающий во грехе, услышав проповедь православного миссионера, должен отречься от своей лжи и безнравственности и осознать истинность и спасительность христианства. Однако официальный учебник РПЦ говорит нам, напротив, что задача заключается в «рецепции» (а, стало быть, и в каком-то усвоении) субкультуры самим проповедником! Проповедник должен не ниспровергать ложь и безнравственность, но искать «точки соприкосновения» с ней! Аналогичный подход изложен в одной из работ Кураева, который говорил, что следует «вложить» свой, христианский смысл в чужой текст. В бытность свою не опальным «оппозиционным» блогером, а одним из главных идеологов миссионерской политики нашей Церкви, Кураев прямо призывал уже не к миссии среди субкультур, а о «совместных проектах» с ними! А поскольку среди адептов субкультур есть приверженцы плохо замаскированного сатанизма (например, «готы»), то речь шла, по сути, о подходе, прямо противоположном евангельскому – не искать общего там, где его нет, то есть у Бога с мамоной и у Христа с Велиаром.

Нет ничего более противоположного подлинной христианской миссии, чем лжемиссионерское стремление «вписывать» евангельские истины в чуждые им культурные формы. Ибо существует жесткая связь между тем или иным типом духовности и порождаемыми им формами культуры. Православный исихазм, умная молитва отцов-паламитов никак не могла бы породить в качестве своего культурного продукта живопись Ренессанса, а духовная эротомания, смешение чувственного и духовного в молитве, характерное для Терезы Авильской, «блаженной» Анжелы и им подобных лжесвятых папизма второго тысячелетия ни в коем случае не могли бы дать такой культурный результат, как фресковая живопись и иконопись прп. Андрея Рублева и Дионисия.

Результатом описанной у нас «новой миссии» (как это было и на Западе) является не воцерковление мира, об обмирщение самой Церкви. Невоцерковленный и даже прямо неверующий подросток, увлеченный рок-музыкой или экстремальными видами спорта, не понимает, зачем ему нужен этот странный довесок в виде какого-то там православия, если у попов всё в принципе так же, как в миру, только немного «пожиже». А вот в Церкви происходят интересные события. «Адаптация» к миру из миссионерского приема все больше становится выражением внутренней сути «наших новых миссионеров», во всех деталях повторяющих путь деградации, сравнительно недавно пройденный их католическими «коллегами».

Древняя Церковь (являющаяся для нас, без сомнения, величайшим и недосягаемым образцом) демонстрировала совсем другой тип общения с «миром». Добросовестно выполняя свой гражданский долг перед империей, будучи вполне лояльными ее подданными, древние христиане никогда не шли на компромиссы с «миром» в вопросах веры, свидетельствуя о своей верности Христу вплоть до мученической смерти. В своей вере они не смешивались с миром, но, напротив, стремились фундаментально отличаться от него, духовно изолироваться от социальной скверны того времени. Именно в тиши катакомб накапливались сгустки той духовной энергии, выплеск которой вовне впоследствии привел к тому, что внешний, ранее враждебный христианству мир склонился перед лицом Церкви, признав ее духовную правоту и превосходство. После двух с половиной столетий гонений упорное, лишенное каких-либо компромиссов стояние в вере принесло свои плоды: христианство было сначала легализовано, а через какое-то время стало господствующей в империи религией. Сначала были катакомбы и мученики, затем христианство завоевало империю. Завоевало мученической кровью, а отнюдь не миссионерским приемом.

Спросят: что же делать миссионеру, если сегодня нет гонений? Неужели «напрашиваться на крест»? В действительности речь идет не об этом, а о принципиальном подходе. Во-первых, гонения на веру есть всегда. Другое дело, что сейчас они по большей части не являются кровавыми. Во-вторых, нельзя не признать, что стремление «наших новых христиан» быть похожими на мир полностью противоречит сокровенной внутренней сути христианства. Прежде всего тому, о чем говорил Сам Христос. Сплошным мотивом в Евангелиях является противопоставление «мира» и «Царства Божия». Господь все время предупреждает своих учеников, что никакой гармонии с «миром» у них не будет, постоянно подчеркивает их инаковость этому падшему и лежащему во зле и грехе миру. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 18-19). Таким образом, распространенная сегодня доктрина «новой миссии» есть отрицание духа и буквы самого Евангелия, самой Благой Вести. Это не «мнение», а злейшая, глубокая ересь.

Источник




Возврат к списку