
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Соль земли
Фото: labuda.blog
21 октября 2020 года не стало протоиерея Димитрия Смирнова. Что это был за человек и каким он запомнится нам?
Церковь в восприятии современного общества занимает место где-то между бюро по оказанию ритуальных услуг и собранием представителей какой-то субкультуры (типа «готов»). Ее не слушают и не слышат, а если вдруг, случайно, какое-то слово Церкви и прорвется сквозь информационный шум и музыкальный фон к человеку, то это слово либо высмеивают либо за него ругают. Считается, что критика Церкви – это обязательный «джентльменский набор» либерала и интеллигента, а плохое отношение к духовенству (к «этим попам») – признак свободного взгляда на жизнь. Священники, если и попадают на страницы интернет-изданий, то только в случае скандала или освящения чего-либо. Не принято у нас просто так говорить о священниках и со священниками.
Но ныне – удивительная ситуация. Исключительная. Потому что о священнике, а вместе с ним и о Церкви, говорят все – и либералы, и монархисты, и интеллигенты и не очень. Говорят не потому, что он сказал или сделал что-то, а потому, что его не стало. «Фигура общенационального масштаба», «глыба», «человек-эпоха» – это только некоторые высказывания относительно протоиерея Димитрия Смирнова.
«Соль, сохраняющая общество от гниения»
Оказалось, для многих – внезапно, что простой русский священник известен если не всем, то очень многим, и что его смерть – это серьезная утрата. Даже для тех, кто никогда Церковь не слышал и не слушал. В Евангелии Христос сказал Своим ученикам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание…». Соль придает вкус всему блюду, делает его чем-то особенным. Но в древности ее использовали, по большей части, для того, чтобы сохранить продукты от гниения. В жарком климате, при отсутствии холодильника и льда, только соль способствовала тому, чтобы рыба или мясо не были съедены червями и не превратились в отраву. И можно с уверенностью сказать, что такие священники, как отец Димитрий – это соль, которая сохраняет современное общество от гниения, не дает ему протухнуть и провонять. Именно поэтому уход батюшки столь заметен…
В древности соль использовали, по большей части, для того, чтобы сохранить продукты от гниения... Такие священники, как отец Димитрий – это соль, сохраняющая общество от гниения и не дает ему протухнуть
Протоиерей Дмитрий Смирнов родился в Москве 7 марта 1951 года. Был прямым потомком (правнуком) священномученика Василия Смирнова. Учился в Педагогическом институте, а в августе 1978 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил экстерном за два года. Точно так же, экстерном за полтора года, окончил духовную академию и 2 августа 1979 г. рукоположен в иерея. С 1980 года служил в Крестовоздвиженском храме в Альтуфьево, а 1 января 1991 г. назначен настоятелем храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы, где и подвизался до последнего времени. Основал православное движение «Отдельный дивизион», которое занимается борьбой с абортами и противодействием ювенальной юстиции, создал православный медико-просветительский центр «Жизнь» для спасения нерожденных детей от аборта, предложил ряд мер по поддержке семьи, в том числе и снижение налогов для многодетных семей, построил 5 детских домов.
Много сделал? Да. Но не за это его любят и не за это его будут помнить. В конце концов, есть и были у нас священники, которые делали и делают еще больше. Так в чем же особенность отца Димитрия?
Проповедь Евангелия
Наверное в том, что он понимал, что главное дело священника – это не социальная деятельность, не участие в различных проектах и не председательство в комиссиях, а проповедь Евангелия. Слово Божие – вот то, о чем должен возвещать каждый иерей, то, чем он должен жить, и то, к чему он должен вести свою паству. И в этом как раз и состоит главное достоинство отца Димитрия – он был пламенным проповедником Евангелия.
Именно ему принадлежат слова о том, что «Богослужение так устроено: это постоянное напоминание о Евангелии. В течение года в храме «проживается» все Евангелие. Это совершенно гениальное изобретение с точки зрения педагогики! Я сорок лет служу и не перестаю удивляться совершенству того организма, который называется богослужением. Оно евангелиецентрично».
Батюшка считал, что священник должен сначала научить человека, а только потом что-то спрашивать или требовать от него. Да, иногда его слова были резкими, иногда – вызывающими или гневными. Но в них всегда чувствовалась сила. Та сила, о которой говорил Христос: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание…».
Батюшка никогда этой «силы» не терял. На его проповедях воспиталось не одно поколение православных христиан, а видео в ютубе неизменно набирают десятки тысяч просмотров.
«Покаяние – это не айм сорри»
Его речь часто была афористичной, юмор – тонким, а ум – острым. Многие фразы, сказанные протоиереем Димитрием Смирновым, точно запомнятся надолго, если не навсегда. Вспомним некоторые из них:
«Покаяние – это не айм сори»
* * *
«Те, кто верит в душе, пусть едят в душе, пьют в душе, а когда девушка понравится, то и женятся в душе. В душе за зарплатой можно сходить. Вера в душе – это отсутствие веры»
* * *
«Без любви жизнь скучная, подлая и без перспективы».
* * *
«У нас, людей верующих и церковных, в этом смысле жизнь веселее. Каждую неделю у нас Пасха».
* * *
«Когда мужчина покупает автомобиль, он почему-то его регистрирует. Ему даже дают два регистрационных номера – спереди и сзади. Когда получает квартиру, тоже быстро регистрирует. А брак считается чем-то третьестепенным».
* * *
И совершенно гениальное: «Что ты будешь делать завтра, если умрешь сегодня?».
Многие друзья и даже недруги отмечали, что высказываниям отца Димитрия была присуща не только глубина, но и юмор. Он умел сказать о проблеме не «учеными» словами и не «сухим» церковным слогом. Часто людей, мало знакомых с Церковью и совсем незнакомых с батюшкой, шокировало некоторое, как им казалось, несоответствие – человек в рясе и с крестом, выражающийся не «клерикальным», а вполне понятным, а местами даже грубоватым языком.
К примеру, ведущий одной из программ спрашивает у отца Димитрия: «Как заставить покреститься моего двоюродного брата с женой?». Ответ: «Можно взять ружье, зарядить, пальнуть при них в потолок, чтобы убедить, что оно заряжено, и под дулом привести в церковь, и, наверняка, такой батюшка найдётся, который также под дулом их и покрестит, только толку-то от этого?».
«Что ты будешь делать завтра, если умрешь сегодня?»
Или на прямой эфир с участием отца Димитрия звонит женщина и спрашивает, сколько нужно жертвовать на Церковь. Дальше происходит такой диалог: «А у вас какая пенсия? – Двадцать тысяч. – Вот столько и нужно жертвовать».
Или: «Я не понимаю, как человек с двумя почками может говорить, что у него нет денег для благотворительности».
Понятно, что эти слова на самом деле не должны пониматься буквально. Просто, выбирая такие резкие и даже жесткие примеры, отец Димитрий ставил себе цель достучаться до человека, заставить его задуматься над проблемой и попробовать самому найти ответ. Ответ, который чаще всего, лежит на поверхности и не является таким сложным, как нам кажется.
* * *
Отца Димитрия не стало. И совершенно правильно написал Андрей Афансьев, что «сейчас можно следить за тем, кто и как реагирует на его смерть. Это был, как сейчас принято говорить, «неполиткорректный» священник, иными словами, он часто говорил правду. И те, кому эта правда не нравилась или кого она жгла, сейчас ликуют и даже не скрывают этого. Несчастные, вы не понимаете, что совсем скоро все мы окажемся там же. Да, как у любого человека, у него могли быть ошибки. Но после отца Димитрия в этом мире осталось множество запущенных с нуля благотворительных и образовательных проектов, десятки тысяч утешенных людей и сотни тысяч, если не миллионы – задумавшихся, восстановленные из руин храмы. А что останется после вас? Будет ли кто-то так же горевать или так же радоваться, когда умрете вы? Ответьте себе честно на этот вопрос и просто помолчите».
А про смерть протоиерей Димитрий говорил так: «Все мы рано или поздно умрем. И важно, в конечном счете, не это, а то, встретимся ли мы с Христом».
Отец Димитрий – да. А мы?
Протоиерей Василий Кучер