
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Философия человека в эпоху бесчеловечности
На фото: юродство – наиболее адекватный образ религиозной философии в сегодняшнем мире…
В наше время «после постмодерна» (хотя, по нашему простецкому мнению, последний и не думает завершаться, а только мутирует) само существование философии в ее, так сказать, традиционном виде – вопрос спорный. Новая книга Наталии Ростовой, доктора философии с такой неожиданно литературной фамилией[1] – очередная попытка положительного ответа на этот вопрос.
Автор вызывает глубокую симпатию своим упорным стремлением вырваться из-под спуда апостасийного наследия последних столетий новоевропейской, западной истории, того влияния Запада, которое, по единодушному признанию исследователей, носило и носит поистине тотальный характер. Из того сонма современных российских мыслителей, который она сама именует «московской антропологической школой», она, пожалуй, в наибольшей степени ориентирована на традиционные смыслы, восходящие к православной, то есть, в нашем понимании, к собственно христианской традиции.
Новая философия (в широком смысле), возводя свой генезис к античности, «перепрыгивая» святоотеческую эпоху, так сказать, принципиально склонна абсолютизировать самое себя, как и все Новое и новейшее время. Если позволить себе некоторое, методологически необходимое здесь упрощение, то можно сказать, что в этой философии христианская Традиция в ее аутентичном виде оказывается либо на периферии, либо перестает актуально существовать вовсе.
Что касается специально антропологии (составляющей главный предмет книги), то главное заключается в том, что изначально новая и новейшая философия существует в условиях последствий давней, настоящей и самой фундаментальной антропологической катастрофы, фундаментального выбора, сделанного человеком Запада (по сути, еще в эпоху проторенессанса) в пользу самого себя, в отрыве от Бога, что на века вперед предопределило все бóльшую деградацию человека, постепенную утрату им своего богоподобия, что сегодня, в эпоху исчерпанности секулярного гуманизма, приводит (как прекрасно видит и показывает автор) к отрицанию человека и человечности в принципе. В этой связи очень уместным выглядит высказывание Н.А. Бердяева, приводимое в начале книги: «Человечен не человек, а Бог. Это Бог требует от человека человечности, человек же не очень требует. Человечность и есть Богочеловечность…» Пересказывая далее мысль Бердяева, автор продолжает: «Гуманизм античеловечен, ибо основывается на идее самодостаточности человека. Человечность раскрывается в отношении к Богу… И до тех пор, пока мы, как сказал бы Августин, меряем человека божественной меркой, мы имеем дело с феноменом человек. Мерить человека человеческой меркой – значит мерить его дьявольской меркой»[2].
Поэтому главный вопрос для тех представителей современной философии, которые стремятся вырваться из сегодняшнего антропологического тупика, заключается в следующем: может ли современная философия прорваться к подлинной человечности (немыслимой без нового обретения человеком своего богоподобия, воскрешения памяти о нем) из-под напластований безбожия и, по сути, прямого богоборчества т.н. «современности» (или уже ее постсовременного, постмодернистского распада)?
Пытаясь дать позитивный ответ на этот вопрос, автор, тем не менее¸ оправданно посвящает бóльшую часть своей монографии различным философским тупикам, в которых пребывает современная философия на Западе, фактически приходящая уже к полному отрицанию человека, предлагая разнообразные концепции, реализующие идею конца исключительности человеческого существования, в которых человек включается в природу, в технику, в животный мир, в мир объектов. За каждой из этих конкурирующих концепций кроется свой способ расчеловечивания, закрытия проекта «человек» в современной «философской мысли». Каждой из них в книге посвящена отдельная глава, включающая довольно любопытные подробности, о которых мы по понятным причинам не можем говорить в короткой рецензии.
Альтернатива антропологической катастрофе, отражаемой (а также в определенном смысле и формируемой) современной западной философией (которая выражает, как понятно, глобальный тренд в развитии всей новоевропейской, «фаустовской», по Шпенглеру, цивилизации), видится автору в поисках современной русской философии, в частности в том, что она называет «московской антропологической школой», к которой, по ее словам, принадлежит и сама. Здесь, по словам автора, проект «человек» не закрывается, но, напротив, делаются попытки вдохнуть в него новое содержание. В этих попытках представители данной школы пытаются продолжать традиции классической философии «русского религиозного ренессанса» конца 19 – первой половины 20 вв., в своих лучших проявлениях приходившей к идее «трансцендирования», то есть выхода человека за свои пределы, нахождения своей истины, последней правды о себе в преодолении себя, в прорыве к «надчеловеческому» (Евг. Трубецкой), то есть, так или иначе, в попытке соединения с трансцендентным миру Богом-Творцом.
Главный тренд в современной русской философии определяется ею как «посткосмизм», который отталкивается от «космизма» – известного философского течения сравнительно недавнего прошлого, одного из вариантов имманентизма, то есть такой философской установки, которая в конечном счете исключает «трансцендирование», пытаясь вернуть человека в космос, в природу, из которой его когда-то изъяли.
Среди новых антропологических проектов современной русской философии она выделяет такие, как:
· человек-аутист (Ф.Гиренок);
· человек молчащий (В.Мартынов);
· человек синергийный (С.Хоружий);
· человек перехода (С.Смирнов);
· человек-философ (В.Варнава);
· человек софийный (Ю. Осипов);
· человек литургический (Н.Ростова).
Стремление преодолеть современную антропологическую катастрофу, фундаментальный кризис человека и человечности через идею литургийности, то есть, в конечном счете – молитвенности, устремления всего человеческого существа к Богу выдает в авторе однозначную ориентацию на традиционные христианские ценности, утраченные Западом в ходе «эмансипации» человека от Бога и мировой экспансии новоевропейской западной цивилизации, склонной к уничтожению как жизненной органики, естественности жизни, так и ее духовного содержания. «Бог – это Форма человека, пишет автор. – Форма здесь понимается не как то, что оформляет некое содержание, но как то, что впервые позволяет чему-то проявиться. Форма учреждает из ничто хаоса субъективности что сознания. Форма позволяет конечному существу объять и постичь свою бесконечность. Слово «литургия» указывает на то, что Бог не абстрактная категория, а конкретная. Учреждение и удерживание Формы возможно только в пространстве непрестанной актуализации культа. Евхаристия как центральное Таинство литургии и феномен причастия являет максимум конкретики опыта богообщения, неумозрительной связи с Ним. Литургия требует всего человека, взятого в его тотальности»[3]. И т.д.
Это устремление мысли автора в сторону литургийности, соединения человека с Богом через богослужение, через таинства, на наш взгляд, наиболее созвучно идее «синергийности» человека, развиваемой С.С. Хоружим, ведущим специалистом по исихазму в современной России (да, пожалуй, и в мире), коего автор также причисляет к «московской антропологической школе». Последняя заявила о себе в философском манифесте, зачитанном 19 марта 2019 года на философском факультете МГУ Ф.Гиренком, который, насколько нам известно, является ближайшим наставником и учителем автора.
При всех несомненных достоинствах этой знаковой и весьма значимой для наших дней книги определенное противоречие видится нам в сочетании опоры на традиции русской религиозной философии и кантианского пафоса, прорывающегося в начале изложения проблем современной философии, далеко отошедшей от проблем человека. По словам автора, «Кант либо отрицается такой философией, либо радикально перетолковывается в антикантианском ключе, как, например, в объектно-ориентированной онтологии». Автор не может не знать, что антикантианский пафос, принципиальный онтологизм и опора на платонические и неоплатонические традиции – это то, что вдохновляло таких титанов русской философии, как, например, А.Ф. Лосев и о. Павел Флоренский. Флоренский жестко противостоял кантианству, как наиболее законченному выражению в философии новоевропейского протестантства, принципиально чуждого христианскому культу в его православном, то есть наиболее аутентичном, изводе. К хрестоматийным страницам русской философии относятся слова Флоренского о Канте: «Кантова философия обязана своим существованием протестантскому культо-борству, у нее нет никакого собственного содержания… с падением культо-центризма, т.е. религии, кантианство как таковое, в своих устремлениях, разлетается без остатка…» Кант, при всей сложности его философии, для Флоренского - законченный субъективист и «имманентист», что принципиально противоположно тому новому самообретению человека в Боге, причем именно через культ, богослужение, к которому вроде бы устремлены помыслы автора рецензируемой книги. Можно в связи с этим напомнить и известные слова Лосева об онтологизме христианского Востока и субъективизме и психологизме Запада, в чем он в целом вполне единомыслен с Флоренским. В лице этих своих ведущих представителей русская философия, так сказать, с другой стороны отталкивалась от кантианства, нежели та, с которой это делали разбираемые автором Хайдеггер, Фуко, Бубер и др. Оба упомянутых нами титана русской мысли рассматривают кантовскую философию как одно из проявлений общего новоевропейского тупика, тупика цивилизационного, культурного и мировоззренческого, в конечном счете основанного на ереси. Почему об этом важнейшем факте нет никакого упоминания в монографии, для нас остается некоторой загадкой, которую не хочется разгадывать при помощи домыслов.
В заключение хотелось бы выразить полное согласие с тем положением манифеста МАШ, в котором говорится о том, что сегодня подлинная философия, противостоящая последнему достижению Запада – деантропологизации через цифровизацию, подчинению человека власти цифры – это сознательное сумашествие. Глубокую правду этих слов тем легче постигнуть, если вспомнить, что свои идеи Н.Ростова и ее единомышленники развивают на философском факультете МГУ, чьи ведущие «светила» в свое время поставили свои подписи под «Гуманистическим манифестом», этой апологией безбожия, а устремления автора обрести новую, подлинную человечность через литургийность, то есть молитву и таинства, существуют в контексте глубокой деградации главных держателей «площадки» – церковных институтов, в своей сегодняшней эволюции во многом рабски повторяющих зады либерализма и постмодерна. На фоне упомянутых обстоятельств окончательно убеждаешься в том, что настоящая философия сегодня сродни подлинному юродству – редкостному подвигу, существующему для избранных.
Владимир Семенко