Новости и комментарии

30.09.2020 Госдеп обвинил Россию в попытках «присвоить Православную Церковь»

30.09.2020 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ДИСТАНЦИОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ

30.09.2020 Очередной финансовый сандал в Ватикане: в связи с обвинениями в коррупции ушел в отставку влиятельный кардинал

30.09.2020 Объявленное реформирование Совета муфтиев России означает его ликвидацию?

30.09.2020 Нарышкин: Спецслужбы США пытаются использовать религиозный фактор для раскачки политической ситуации в Белоруссии

28.09.2020 Ватикан заявил, что без согласия СПЦ не канонизирует кардинала Степинаца

28.09.2020 Скончался выдающийся исследователь исихазма и русской философии Сергей Хоружий

25.09.2020 Болгарские православные обвиняют патриарха БПЦ Неофита в экуменизме, приводя конкретные факты

25.09.2020 Главаря "секты Виссариона" арестовали в Новосибирске

24.09.2020 Группа православной общественности направила письмо следователю М.В. Молодцовой

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Весна на Верейской улице

Модернистский храм_.jpeg

Процесс разработки проектной документации самого необычного храма Программы-200 вышел на финишную прямую, сообщили униатскому агентству «Благовест-инфо» в пресс-службе депутата Госдумы, советника Патриарха Кирилла и мэра столицы Владимира Ресина. Храм в честь священномученика Игнатия Богоносца будет построен на улице Верейской.

«В настоящий момент, - говорится в информационном сообщении, - выполнены разделы по электроснабжению, газоснабжению, архитектурные и конструктивные решения, завершается разработка разделов по водоснабжению и канализации, после чего в июне намечено всю проектную документацию передать в экспертизу, с тем, чтобы во второй половине июля получить на руки утверждённый проект.

Это храм на 500 человек в современном несколько футуристичном стиле, с плавными геометрическими формами и масштабным остеклением. Проект одобрила Москомархитектура и Московская патриархия.

Крест на куполе планируют сделать из триплекса с возможностью подсветки.

Еще одной особенностью станет алтарь. Он будет отделен от основного пространства храма низкой алтарной преградой с одноуровневым иконостасом.

Владимир Ресин подчеркнул, что авторы проекта стали лауреатами международной премии религиозной архитектуры и дизайна Faith & Form. Из-за эпидемии COVID-19 торжественная церемония награждения в Лос-Анджелесе была отменена.

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов считает, что в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в плане строительства храмов.

«То, что этот проект появился, — маленькое чудо. Архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали. Одной из особенностей стала стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь», — сказал он.

В свою очередь в Патриархии заявили, что строительство если и было одобрено, то «в обход комиссии». Известие о том, что проект будет возводиться, вызвало «большое недоумение» даже у патриарха, который точно не утверждал подобного. Как рассказал журналистам глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, данное решение следует пересмотреть заново.

По своей архитектуре это, может быть, и необычный храм, но мне кажется, что он должен был бы пройти ещё раз коллегиальное обсуждение, чтобы уже окончательно определиться, насколько в Москве был бы полезен, интересен и нужен такой храм, — сказал представитель Церкви.

При этом он подчеркнул, что РПЦ не против поиска «новых форм», однако перед реализацией творческих замыслов в храмовом зодчестве необходимо взвешивать «новаторство, с одной стороны, а с другой — привлекательность для верующих». Говоря об этом, он привёл в пример строительство главного храма Вооружённых сил России, в проекте которого были реализованы «определённые новаторские решения».

В декабре прошлого года на сайте «Православие.ру» культуролог Николай Щипков выступил с резкой критикой данного «губительного» для церковного искусства проекта:

«Проекты московских храмов на Верейской улице и в Митино вроде бы не нарушают букву церковных канонов как таковых, но нарушают дух этих канонов, причину, по которой они были установлены отцами Церкви. Они пытаются расширить, раздвинуть их рамки. Если каноны и русская православная традиция применения и реализации их на практике призывают нас ставить на первоочередное место литургию, соборную молитву, общину – то эти проекты, скорее, являются публичными заявлениями о важности «я» архитектора, который хочет, чтобы его творение отличалось от одинаковых проектов церквей, стремится «выделиться из толпы», «использовать современные материалы», «соответствовать духу времени». Подобный примат индивидуального самовыражения присущ светскому искусству, и перенос его принципов на церковное искусство губителен для последнего. Если мы начинаем отдавать приоритет абстрактным и изменчивым эстетическим идеалам и ценностям творческого самовыражения индивида, мы автоматически ставим нужды прихода, общины, молитвы и духовной жизни на ступеньку ниже. Именно поэтому в проекте храма на Верейской улице совершенно не учтено, что утром восточное солнце будет слепить прихожан, зато выпячено на передний план, что «крест на куполе будет выполнен из триплекса с возможностью подсветки».

Жесткость, с которой хотят буквально «продавить» реализацию этого проекта как можно скорее, наводит на мысль, что дело не столько в нем самом, сколько в прецеденте реализации необычного, «нового» проекта в рамках церковной архитектуры. Факт подобной «сдачи» канонических позиций не останется незамеченным. Молодые архитекторы и иконописцы, получающие заказы от Церкви, вскоре почувствуют реальную светскую власть над духовным, своё право указывать на первоочерёдность эстетического над экклезиологическим. Это откроет дорогу для множества других подобных проектов, контролировать поток которых вскоре окажется невозможным.

В ближайшее время Русской Православной Церкви придется пройти через жернова давления светского искусства.

Секулярные ценности всегда связаны с политикой. Последнее подтверждается международным освещением нашей внутренней проблематики. Проект храма на Верейской улице стал лауреатом премии американской организации и журнала Faith & Form («Вера и форма») за 2019 год, штаб которой расположен в столице Соединенных Штатов Америки. Существующая уже на протяжении 50 лет, она заинтересована в продвижении авангардных секуляристских проектов протестантских храмов по всему миру. Многие из них сегодня либо пустуют, либо перепрофилированы и используются как рестораны, детские сады и выставочные залы. Вслед за протестантской архитектурой эти люди хотят влиять и на православное храмовое зодчество.

Вполне вероятно, что в ближайшее время Русской Православной Церкви придется пройти через жернова давления светского искусства (подобно Католической церкви в эпоху Возрождения), которое будет ощущаться не менее болезненно, чем давление со стороны секулярного, атеистического государства в XX веке. Лишившись сегодня возможности судить о красоте с канонических позиций, мы лишимся возможности судить о духовном в будущем.

Максимусc

Источник




Возврат к списку