
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Мое стояние за веру и Косово
Интервью епископа Косовского Артемия еженедельнику «Голос Белграда»
На фото: в Сербии нашлось немало верных, поддержавших епископа-ревнителя. Участники народного собора Рашско-Призренской епархии в изгнании
24 августа 2019 года
Публикуем интервью Его Преосвященства Епископа Рашско-Призренской епархии в изгнании Артемия еженедельнику «Голос Белграда». Интервью опубликовано 21.08.2019.
Редакция
Владыка Артемий – первый епископ в истории СПЦ, лишенный монашества и изверженный из Церкви: отделившийся ради правды Божией.
Беседу вела Драгица Бг. Пушоньич
«Голос Белграда»: Ныне 15-й год, как епископ, управляющий Рашско-Призренской епархией с 1991 года, Владыка Артемий (85) начал судебный процесс, не имеющий прецедентов в международном праве. От суда в Страсбурге он требовал защиты и возмещения убытков вследствие насилия, учиненного над имуществом СПЦ, священством и народом Косово и Метохии под покровительством КФОРа (Kosovo Force, по-русски СДК – «силы для Косово» – международные силы, созданные по решению Совета Безопасности ООН, призванные обеспечивать стабильность в Косово). Вскоре он ответил отказом на требование Синода отозвать иск, позднее дошло и до канонического столкновения, потому и стал наш Владыка первым в истории епископом, отлученным от Церкви, в придачу к уголовному преследованию со стороны гражданского правосудия.
В настоящее время Владыка имеет резиденцию в Новой Никее, центре Рашско-Призренской епархии в изгнании. Тут, в монастыре, который построен на частной территории в валевской деревне Лелич, мы беседовали, среди прочего, о причинах его неугодности для церковных и светских властей.
– Против каких стран и почему Вы, с благословения Патриарха Павла, 2004 г., подали иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге?
– Как епископ Рашско-Призренской и Косово-Метохийской епархии я подал иск против Англии, Германии, Италии и Франции, которые имели свои зоны ответственности в Косово и Метохии. Так как не в компетенции этого суда находятся вопросы, касающиеся США, иском не охвачена Америка, хотя и она имеет свою зону ответственности. КФОР пришли 12 июня 1999 года, на основании Кумановского соглашения и Резолюции 1244, с задачей обеспечить возвращение всех изгнанных лиц и мирную жизнь всем гражданам. Эту задачу КФОР не выполнили и до сего дня.
КФОР, придя в эту зону, предоставили возможность скорого возвращения албанцам, которые эмигрировали, были высланы или намеренно занимались политическими манипуляциями и отправились в эмиграцию, чтобы создать гуманитарный кризис; потому что это был повод для интервенции НАТО в Сербию, тогда Союзную Республику Югославии. Но КФОР не обеспечили мирное сосуществование всем гражданам. С возвращением албанцев началось изгнание сербского народа, с того дня, когда пришли КФОР.
Под защитой КФОР, другими словами НАТО плюс США, в первые несколько месяцев или только за первый год из Косово и Метохии было изгнано около 250 000 сербов, включая цыган, черногорцев и многих других. За эти двадцать лет в Косово и Метохию вернулось, может быть, один или два процента переселенцев, в то время как ушло намного больше.
– Сербов или сербов и албанцев?
– Говорю здесь о сербах. Выселения и преследования продолжаются и сегодня, несмотря на все услуги и уступки; к сожалению, власти Сербии – все, кто был у власти до сего дня – проявляют терпимость и предоставляют для этого возможность. Только за первые четыре года <этого нового положения Косова> разрушено 115 церквей и монастырей, а в марте 2004 года за два дня совершен <настоящий> сербский погром. За эти два дня изгнано около 4000 сербов, сожжено более 800 сербских домов и разрушено еще 35 церквей и монастырей. В итоге 150 наших святынь уничтожено, разрушено или повреждено.
Все это показывает, что миссия ООН и КФОР не выполнила задачу. Вследствие этого, как ответственный за Косово и Метохию епископ, в согласии с тогдашним патриархом Павлом и еще некоторыми архиереями, я решил подать иск за это насилие над сербским народом и нашими святынями. Иск о возмещении ущерба был подан летом 2004 года, и на это я получил согласие и благословение Святого Архиерейского Синода. И судебный процесс начался. Через месяц началась кампания против меня, как епископа Артемия.
– Откуда исходит и для чего ведется эта кампания?
– К сожалению, из Патриархии. После возбуждения иска при Патриархе Павле отреагировали послы четырех стран-ответчиков. Итальянский посол, посетив патриарха, выразил сожаление, напомнив, что в том же году Святейший Синод наградил Орденом Святого Саввы войсковую часть КФОР, которая охраняла Дечаны и Печскую Патриархию. Посол тогда сказал: «Как это, Ваше Святейшество, с одной стороны Вы даете награду, а с другой возбуждаете иск против нас?». Не знаю, были ли другие случаи вмешательства, но тогда и начались кампания и решительное давление <на меня>, чтобы я отозвал иск.
– Требовал ли Патриарх Павел отзыва иска о возмещении общего ущерба, нанесенного Церкви и сербскому народу?
– Требовал Синод с Павлом во главе. Обширная переписка велась между мной и Синодом по этому вопросу. И эта борьба, буквально борьба, продолжалась до мая 2005 года, когда собор СПЦ без моего согласия отозвал иск. Так, к сожалению, это дело тогда завершилось.
Одновременно с этим, примерно в марте 2005 года, был подписан меморандум между Святейшим Синодом, Патриархом Павлом и не знаю кем из международного сообщества о восстановлении разрушенных церквей посредством тендера, в котором могут принять участие все. В том числе и албанцы. Здесь я был решительно против.
– Почему?
– Я мотивировал это тем, что наши церкви не могут восстанавливать те, кто их разрушал. И это борьба надолго. И конечно, Владыка Артемий не мог предотвратить такого решения Синода. Приступили к восстановлению строго тех церквей, которые были разрушены в марте 2004 года. Не принимая во внимание 115 разрушенных ранее. И то восстановление, которое эти шиптары (славянизированная форма самоназвания албанцев), главным образом, выполняли – их фирмы и предприятия, а оплачивало международное сообщество, Брюссель или неизвестно кто, не было возвращением к первоначальному состоянию, но некоторая часть была обновлена, чтобы можно было перед международной общественностью манипулировать: «Вот, албанцы хорошие, проявляют заботу о религиозных объектах Сербской Церкви!». Такой подход потребовался, чтобы они (албанцы) могли и далее продолжать терроризировать сербов.
Вокруг этого велась борьба до 2010 года, продолжались и гонения на меня; но в последние два-три года Патриархат словно проснулся, и, полагаю, осознал, какая опасность исходит от такой реставрации церквей, поэтому, по крайней мере на словах, он начал выступать за сохранение сербского религиозного и культурного наследия в Косово и Метохии. Я говорю – на словах, потому что на практике ничего не сделано.
– Принял ли суд Страсбурга к рассмотрению иск о нарушении прав человека в Косово и Метохии?
– Иск был принят. Оставалось только начаться судебному процесу. Но потом иск был приостановлен, а затем и отозван.
– Тогда было первое правительство Воислава Коштуницы, поддерживал ли он требование судебной защиты?
– Не могу сказать. С президентом Коштуницей мы имели корректные взаимоотношения и сотрудничали, проводили встречи, посвященные проблемам нашего народа в Косово и Метохии и положению дел в сербской колыбели. Но с 2008 года, после Коштуницы, началось прямое сотрудничество Патриархии и властей в преследовании Владыки Артемия в связи с моей работой, заступничеством и борьбой за существование сербского народа в Косово и Метохии и существование Косова и Метохии как составной части Сербии. Потом, по крайней мере в политическом плане, началась политика смягчения.
– В каком смысле?
– Албанцы достигли всего, чего хотели, а у сербских властей не было стратегии. Так всегда говорилось: «Если они делают то-то и то-то, мы сделаем наоборот». Не было никакого понимания, чего мы хотим; мы смотрели, чего хотят албанцы, и старались воспрепятствовать им. Словно тогдашним и последующим властям до сего дня не ясно, что международное сообщество хочет того же, что и албанцы.
Так как наши под давлением со всем соглашались, оставалось только расставить точки над «i». Для этого велись и ведутся переговоры в Брюсселе. И нынешний президент часто говорит, что не могут албанцы получать все, а мы ничего. Албанцам недостает лишь последней подписи о признании Косова независимым от Сербии государством. Поэтому переговоры в Брюсселе открывают многие вопросы.
– Какие?
– Почему они проводятся под ложным наименованием – как переговоры Белграда и Приштины? Переговоры ведут не градоначальники двух городов, а президент страны Сербии и президент так называемого «государства» Косово. Это не внутренние, а международные переговоры, в которых по сей день соглашаются на все условия албанцев.
Наши власти приводили многочисленные якобы серьезные причины. Говорили, не отдадим «Трепчу», это сербское предприятие. («Трепча» – промышленный комплекс в Косово). Мы задаемся вопросом, является ли «Трепча», либо Брезовица, либо север Косова и Метохии более важным, чем Косово? Но что же с югом? Получается до сего времени, что это вообще не переговоры, поскольку идет речь о введении стопроцентного сбора на товары из Сербии, что представляется предположительным ключом, который решит вопрос Косова и Метохии. Мы словно утверждаем, что решительно не сядем за стол переговоров, пока они не отменят эту таксу! И сборы введены, предполагаю, под нажимом или с одобрения международного сообщества, албанцы это сильно поддерживают, потому что, когда эти сборы отменят, тогда Белград, а не Сербия, продолжит переговоры, и может произойти так, что Брюссель позволит и Белграду что-то сделать. И хотя я не политик, но это вопрос судьбы моего народа и моей Церкви, поэтому я невольно обязан следить за ходом проводимой политики в отношении будущности нашего народа и Православной Церкви.
– С 1991 года Вы лоббируете интересы Косова и Метохии. Где и в чем поддержали Вас государство и СПЦ?
– Я не политик и еще менее дипломат, но я был вынужден заниматься и дипломатией. Моя дипломатия сводилась к борьбе за свой народ в Косово и Метохии и сохранение Косова и Метохии в составе Сербии. С 1999 до 2010 года более двадцати раз я бывал в Америке, всегда ради борьбы, о которой сказал. В этом я не имел поддержки в Сербии, имею в виду – от тогдашних властей и от самой СПЦ.
– Подразумеваете и Патриарха Павла?
– Ну да, тогда он был Патриархом. Правда заключается в том, что для каждой поездки я искал и получал благословение Патриарха, ничего не делал произвольно. Я также ездил во все страны Европы, несколько раз в Россию, в Израиль, в Южноафриканскую Республику.
– А в Китай?
– Нет, дальше в Азию я не ездил. Моя работа не по душе многим в стране и в мире, потому что я был принципиален, вел себя без уступок и компромиссов. И на всех возможных приемах у меня в Косово и Метохии и на встречах с представителями ООН, с послами и другими международными официальными лицами я имел совершенно четкое представление о том, что компромисса вокруг Косова и Метохии быть не может. Это помешало многим.
– Кому это помешало в Сербии из светских, а кому из церковных властей?
– Скажем так: светские власти, в том числе и тогдашние наши президенты находились под влиянием, надзором и контролем Брюсселя, ЕС и Вашингтона. Эти силы, несомненно, оказывали давление на тогдашние власти в Белграде, чтобы ослабить нашу позицию, смягчить её, дабы перейти к переговорам; к чему эти переговоры привели, мы уже говорили.
Они на все согласились, и 9 января 2010 года, в преддверии выборов нынешнего Патриарха Иринея, некий американский адмирал публично заявил, что в Косово и Метохию придет готовый к сотрудничеству епископ. Это означало, что Артемий должен был быть удален. Над этим тогда усердно трудились и представители наших властей, и, к сожалению, Патриархия. Не скажу, что вся Сербская Церковь, но именно Патриархия. Доказательств много, достаточно прочитать расследования «WikiLeaks», опубликованные на сербском языке в сокращенном объеме, где говорится об Артемии и его борьбе. Патриарх Ириней избран 22 января, а уже в начале февраля он посетил посла США Мэри Уорлик. Кроме прочего, в разговоре об Артемии он дал обещание, что вопрос с Артемием будет решен. Не прошло много времени, как началось преследование владыки Артемия.
– В книге «К вопросу об уврачевани раскола епископа Артемия» в 2017 году архимандрит Никодим Богосавлевич показывает, почему все решения Синода и Собора, связанные с Вами, являются неканоничными.
– Это действительно так. И противными уставу, и неканоничными. В Уставе СПЦ о Церковном Суде прямо говорится: «Никто не может быть подвернут ни одному церковному наказанию без предварительного слушания». От управления Рашско-Призренской епархией я был отстранен 12 февраля 2010 года, был назначен управляющий, якобы пока дело не будет исследовано, что я принял ради мира, но мир не наступил. Я ожидал, что Собор все обсудит в мае. За три дня до начала заседания Собора управляющий моей Епархией администратор вручил мне обвинительный акт на 32-х страницах. Я посмотрел, там не был определен срок для моего ответа на обвинение. На этом заседании мы решали много вопросов, и в самом конце был вызван епископ, который писал обвинение, чтобы его прочитать.
– И кто это?
– Владыка Фотий Далматинский. И он прочитал. Была тишина. Читал больше часа, а когда закончил, Патриарх говорит мне:
- Что Вы можете сказать на все это?
- Ничего, - ответил я. И спросил, какой мне срок определен для ответа, если это обвинительный акт.
- Его нет.
Я сказал, что у меня нет личных архивов, на основе которых я бы приготовил ответ на обвинения, потому что мои архивы были отняты еще 12 февраля 2010 года, когда я был временно отстранен.
– Почему отстранены?
– Предполагаемая каноническая вина. Мне нечего сказать, добавил я, потому что это не суд по канонам, когда нет срока для ответа. На суде над Владыкой Дионисием Американским в 1964 году в обвинительном акте ему было дано три месяца для обоснования своего мнения. Он просил шесть месяцев, ему дали три, а мне ни единого дня. Все закончилось решением Собора, согласно которому я был освобожден от управления епархией.
– Кто-нибудь попросил слова или решение было единогласным?
– Сразу началось тайное голосование, думаю, не все были единодушны, но это было большинство. Я не только был освобожден от управления епархией, но и выслан из Косова и Метохии. По канонам и Уставу СПУ, если епископ по состоянию здоровья или по иным причинам будет освобожден от управления епархией, он имеет право избрать один из своих монастырей, в котором будет жить до конца жизни. Я испрашивал этой милости, но не получил ее. Мне было сказано откровенно: «Не может быть и речи».
– Кто Вам сказал это?
– Мой собрат Амфилохий Радович. И так я был сослан на крайний север Сербии, в монастырь Шишатовац на Фрушка-горе. И я принял это ради мира. Но и там меня не оставили в покое, потому что за мной последовало большое количество монашествующих, как мужчин, так и женщин, из Косова и Метохии. Более ста человек.
– Где они жили?
– Первые дни по частным домам. Каждое воскресенье они проезжали двести-триста километров, чтобы присутствовать на литургии в Шишатоваце. Кроме них, начало приходить все больше народа из Срема и других мест, они следили за развитием событий и знали, о чем идёт речь. Каждое воскресенье в Шишатовце собиралось больше сотни верующих, Патриархии и это мешало, и тот же митрополит Амфилохий распространил известие, что «Артемий строит себе Шишатовацкую епархию». Это произошло летом 2010 года, и тогда произошел перелом.
– Какой?
– Борьба тогда шла, главным образом, за Косово и Метохию, за наши святыни и народ, но затем открылось новое поле. В начале XX века появилась ересь экуменизма, чадо того века, которое изначально не было ни открытым, ни массовым. Речь идет о новой ереси: об объединении всех христианских деноминаций, совещания о котором начал Царьград; но так, чтобы не исправлялись те, которые исторически свернули с правого пути, а принимались как есть, чтобы каждый остался при своем, и чтобы все находились в общении со всеми. Кратко говоря, таковое ядро экуменизма, от которого для всех Поместных Православных Церквей исходит угроза, потому что речь идет о вопросах веры, Истины Божией и спасения. Всемирный совет церквей был создан в 1949 году, и с тех пор экуменизм все набирает обороты.
– СПЦ его член с 1965 года
– Да, СПЦ его член, являющийся органической частью этого «тела». Преступление совершили в большей или меньшей степени все Православные Поместные Церкви. И до избрания во епископа, и особенно потом, я боролся против такого духа в нашей Церкви.
Ересь экуменизма особенно критиковал Святой Иустин Челийский, который называл ее «всеересью»: все ереси, которые на протяжении истории волновали Церковь, теперь объединены там. Патриарх Ириней во время визита в Вену в 2010 году свидетельствовал о себе: «Я являюсь экуменистом и пацифистом», если понятно, что это значит. После этого заявления Патриарха я открыто выступил, помимо вопроса о Косово и Метохии, и в связи с этим, потому что считаю, что вопрос веры стоит выше и прежде всего.
– Что Вы написали Синоду?
– 13 сентября 2010 года я послал письмо Синоду, ссылаясь на это его заявление и на все предыдущие неканоничные постановления, касающиеся меня и моих монашествующих, с которыми я согласился тогда ради мира. И сказал, что больше не буду подчиняться их предыдущим и будущим неканоничным решениям. На это последовало наказание, запрет в священнослужении до следующего Собора. Хотя это и неканоническое решение, принятое без какого бы то ни было допроса, я исполнил его, ожидая, что Собор в ноябре, наконец, разберет и все решит согласно канонам.
– Почему Вы не были на том заседании?
– Никто меня не пригласил. Вопреки практике принятия кадровых решений в конце Собора, тогда уже на первом заседании первым решением была восстановлена Рашско-Призренская епархия и назначен епископ. Никто другой, как мой монах и викарный епископ Феодосий. Эта капля переполнила чашу.
Действуя последовательно, в соответствии с сентябрьским письмом Синоду о том, что я не стану повиноваться неканоничным решениям, из Шишатовца я направился в Косово и Метохию, в мою епархию. Узнав об этом, монашествующие со всех сторон направились в мой монастырь Дубоки Поток, многие, хотя и не все. Я отслужил литургию с моими монашествующими, но, из-за вмешательства нового «епископа» и Патриархии, во второй раз из Косова и Метохии были изгнаны и мои монашествующие, и я сам. Вечером пришла косовская полиция, на самом деле сербы – но на службе в косовской полиции, они изгнали нас из монастыря. Они буквально выносили монахов и монахинь из корпуса и запихивали их в машину, пока не выгнали всех из Косова и Метохии. Именно тогда родилась Рашско-Призренская епархия в изгнании. Мы остались тем, кем мы были, но вне своей территории, и начался этот новый период нашей работы и жизни.
– Куда Вы все ушли и какова была реакция Синода и Собора?
– Из-за отъезда в Дубоки Поток я был лишен епископского сана и возвращен в число простых монахов. Владыка Артемий стал монахом Артемием, а другие дела начались позднее. После изгнания из Косова и Метохии я приехал и остановился на квартире, в Белграде, на Быстричкой, 29. Это жилье не мое, но я еще использую его, когда приезжаю в Белград. Мои монахи нашли гостеприимство в этно-деревне Лозница под Чачаком, в усадьбе Милоя Стевановича, именуемого Грешным Милоем, и в селе Люляцы. Там была церковь и совершенно пустой огромный жилой корпус, который поставил протоиерей Фома Маркович, мой товарищ и друг, а обо всем заботился родственник отца протоиерея Милан Маркович, который отворил двери и принял часть моих монашествующих.
Там я с монашествующими и множеством народа провел первую литургию в изгнании. Было несколько сотен верных, все узнали, теперь информация быстро распространяется. Появлялись люди и дарили дома, имения, сдавали их в наем, в пользование; так начинались наши катакомбы. Катакомбы были известны с первых веков христианства, когда оно было гонимо, и христиане скрывались в пещерах, погребах, гробах. По ним и наши катакомбы получили свое имя, потому что мы находимся под преследованием, в изгнании, и теперь их более 35-ти.
– И эта, в Леличе, в которой мы разговариваем, одна из них?
– И эта, хотя и самая молодая, но теперь это центр. Катакомбы мы имеем также и в Боснии и Герцерговине, в Гринбахе на окраине Вены, во Франкфурте, Детройте, Торонто, Лондоне, в России три-четыре и одну в Греции. В общей сложности у нас более 150 монахов и монахинь, а также и примерно пятнадцать священников. Это не те священники, которые пришли к нам, а семейные люди, верующие, которые приходили помолиться с нами, знакомились с монашествующими, чему-то научились и показали себя достойными того, чтобы стать служителями Божьими. Мы их рукополагали, и теперь они прекрасные пастыри.
– Как реагирует Патриархат?
– Больше не реагирует. Они свое дело завершили.
– Но Вы – первый епископ в истории СПЦ, который, как отступник, лишен монашества и отлучен от Церкви?
– Я был возвращен в разряд мирян, это сделали спустя некоторое время, в 2015 году, потому что преследование продолжалось годами. С их точки зрения, я теперь даже не христианин.
– Святое Таинство Крещения, полагаю, невозможно аннулировать или отнять?
– Они отлучили меня от Церкви. Они меня просто вычеркнули.
– Как это понять: являетесь ли Вы, согласно принятому постановлению, православным сербом?
– Это их нужно спросить. Такого постановления нет, а отлучение от Церкви означает, что я не имею права даже на церковное погребение завтра, когда скончаюсь. Я не имею права даже причащаться в Церкви. Не имею права ни на какую церковную молитву.
– Это анафема, проклятие Божие?
– Да. Это анафема.
– Как на Льва Николаевича Толстого, Жанну Орлеанскую, Джордана Бруно, протестанта Мартина Лютера…
– Про Толстого я знаю, про остальных не знаю, они не были православными христианами.
– Что стало с уголовным делом, которое было возбуждено в марте 2010 года? Синод инициировал его перед гражданским правосудием против Вас и нескольких ваших соратников?
– Они осознавали, что все, что они сделали, неканонично, им требовалось, в действительности какое-либо прикрытие. Что может быть проще, чем обвинить кого-то в воровстве, растрате церковных средств, злоупотреблении служебным положением? Заявление было подано против двух моих соратников, а позднее распространено еще на одного и на меня. Это продолжается вот уже девять лет. Процесс в Верховном Суде Белграда особенно ускорился в последние два-три года. Слушания каждые месяц-два, допрашивают свидетелей обвинения, но ни один не может нас обвинить или что-либо доказать, в то время как многие, или, по крайней мере, некоторые из них, в суде высказывались в нашу поддержку. Независимо от того, каким будет решение суда, я уже серьезно наказан.
Десять лет я ношу на лбу клеймо «виновен». Никого не интересует почему, но, понимаете, получается, что я украл деньги, что я виновен. Это немалое наказание. Во-вторых, в эти годы, а мне 85 лет, нелегко так часто ходить в суд, по лестнице (правда, у них есть сейчас лифт), сидеть там два-три часа и, ни слова не говоря, просто слушать разных участников процесса. Но с помощью Божией все идет. Как Бог хочет, так это все и закончится.
– Где-то во время ускорения процесса, о котором Вы упоминаете, на сайте СПЦ был выпущен текст епископа Афанасия о Вашем падении и о том, что в течение многих лет они тщетно присылали к Вам посредников, чтобы Вы написали покаянное письмо, чтобы Вас красиво возвратить в Церковь. Кто эти посланники, от кого, как вы беседовали?
– Никогда никто не приходил с этой целью. Амфилохий четыре-пять лет назад по собственной инициативе прибыл в Быстричку, не предупредив о приезде, вечером около восьми. Я принял его. Он говорил два часа, я все это время молчал, задал лишь некий уточняющий вопрос, что заняло всего две минуты. Вот и все, что можно сказать о его приездах.
В последний год было два послания через верующих, не официальных и не в письменном виде, они хотели, чтобы мы написали хотя бы пару слов Синоду, Собору. Даже не прошение, но, чтобы пересмотреть мой вопрос. Я не намерен писать этого, на неофициальное не реагирую.
– Когда во второй раз к Вам прибыл митрополит Амфилохий, который вместе с епископами Афанасием, Иринеем и Вами числился среди самых известных учеников святого Иустина Челийского? Амфилохий плакал в 2017 году в монастыре Челие во время беседы о вас как об отступнике…
– Он плакал, но говорил о брате Артемие как злодее, который строит башни по Леличу "на деньги закланного сербского народа". Как будто Артемий заказал убиение нашего народа в Косово и Метохии и получил плату. Так какой же мозг, какой же язык может такое сморозить? Он говорил: «Горе ему…». И в Призрене недавно, на праздновании восьмисотлетия самостоятельности СПЦ, он произнес речь, в которой опять не смог обойтись без Артемия. «Безумец, пусть Господь Бог его вразумит и возвратит!», – это его слова. А в Быстричке меня уверял, что, по его словам, надо искать выход.
– Выход в этом письме.
– Да так. Он в 2017 году в Челие говорил речь, о которой недавно упоминалось, а 14 июня 2018 года он вновь без предупреждения приехал ко мне туда. К нему вышел мой архимандрит Варнава, и он говорит: «Есть ли хозяин?». Понимаете, он ищет хозяина! <…> Он не имеет желания Вас принимать, говорит Варнава. «Охо-хо, – удивился Амфилохий, – да, я никого не прогонял от моего порога! Я принес благословение нашего святого старца и братскую любовь». А Варнава говорит: «Что касается братской любви, то оставьте это в стороне». После всего, что раньше (в 2017 году) говорил, он приехал с братской любовью. Я не хотел его принимать.
– Возможен ли положительный исход?
– Для всякой болезни есть лекарство, но не все больные принимают его. И то, что случилось, имеет лекарство. Отец Иустин говорил, что выход из любого безвыходного положения один, это – покаяние. Покаяние того, кто согрешил. Кто нарушил каноны, кто довел до всего этого, тот должен покаяться, чтобы исправить свои поступки, лишить силы все неканоничные решения и начать разговор с Владыкой Артемием, а не с Марком или монахом Артемием. Тогда мы могли бы о чем-то и договориться, но даже там были бы условия, однако, не хочу через вас посылать условия. Начало есть исправление канонических ошибок, это не дело одного человека, но Собора, который один может аннулировать свои решения.
– Положение Косова и Метохии не дело одного человека. Каковы ошибки сербских властей в политике касательно Косова и Метохии, существует ли преемственность неудачных решений, принятых еще до агрессии НАТО?
– Корни находятся гораздо глубже и восходят ко времени перед Второй Мировой Войной, и особенно к событиям во время нее; с тех пор, как пришел коммунизм, вопрос Косова и Метохии усугубился, приобрел новые черты, весьма тяжелые для сербов. Во время войны албанцы изгнали 100 000 сербов, возвращение которым запретило государство Югославия, этот закон действует и сегодня. Я бы сказал, что это начало. Из Албании в массовом порядке приходили целые семьи, со стадами овец и другого скота, заселяли брошенные сербские дома, и этим законом был начат новый этап угнетения сербского населения, чтобы ускорить его выселение. Тогда Косово и Метохия были выделены как отдельная область, что является видом отделения ее от Сербии, как от матери. И во времена и после падения коммунизма власти постоянно действуют на руку шиптарям (албанцам).
– Что же теперь нужно делать?
– Как говорится, поздно Марко на Косово прибыл (сербская поговорка). И я не на том месте, чтобы говорить, и никто не услышал бы меня и не послушался. После прибытия захватчиков под видом КФОР (СДК – «силы для Косова») требовалось и было возможно сделать нечто решительное, хотя и сейчас не поздно, но надо хотеть.
– Хотеть чего?
– Чтобы Правительство и Парламент Сербии провозгласили Косово и Метохию своей оккупированной территорией. Точка. Пока она считается оккупированной, она наша, и пока это так, мы имеем право бороться за ее освобождение. У нас есть опыт проживания на оккупированной территории, мы немало были под турками, немцами и кем только не были оккупированы. Это была бы плотина, препятствующая тому, чтобы Косово и Метохия стали отдельной страной.
– Будут ли это делать сегодняшние власти?
– Не будут. Несколько лет назад они заявили, что у ЕС нет альтернативы, что является отказом от Косова и Метохии. Выдумка, что «ЕС не имеет альтернативы», сводится к тому, что они на всё готовы для вхождения в ЕС даже и без Косова и Метохии. Вопрос в том, хотят ли нас ввести в ЕС, а если введут, то уложат в могилу, из которой нет воскресения. Вот сейчас цель властей – отменить сборы (за сербские товары в Косово), продолжить переговоры, пойти на компромиссы. Вокруг чего? Упираясь изо всех сил, этот президент говорит о компромиссах, разграничениях, не знаю, о чем угодно. Но ни слова об оккупации.
– Как живут сербы южнее Ибра, которых больше, чем на севере, и о которых только говорят?
– На севере около 50 000 сербов и 70 000 человек к югу от Ибра. Они живут, как могут, как-то выкручиваются, терпят постоянные нападения, убийства, кражи скота, сельхозмашин, тракторов. Здесь в ходу законы Приштины, которые Белград признал, поскольку в правительстве Косово участвует сербская партия. А чья это партия? Партия правящей партии в Белграде. Но не пойдем в политику. Мы часто слышим: кто защитит наш народ, если не КФОР? Пустые слова. Чем они показали, что нас защищают? С тех пор, как они запустили это крылатое выражение, мало ли было нападений, убийств, ранений, краж и грабежей? Ни от КФОР, ни от международного сообщества не следует ожидать защиты, они там, чтобы предоставить возможность шиптарям создать государство. Это нужно и Америке, и Европе, но мы часто ссылаемся на то, что «международное сообщество должно делать...». Это сказки и притчи, лишь бы что-то сказать. К какому международному сообществу вы имеете доверие? Это давно требовалось прояснить, но…
- Какова была позиция Патриарха Павла в отношении Косова и Метохии, и правда ли, что перед смертью он «исповедал» Добрице Чосичу, что он за разделение?
– Он был велик. Он боролся и когда был епископом на Косово и Метохии, и как Патриарх. То, что вы говорите, что он «исповедал», будто он согласен на отделение Косова и Метохии, упаси Бог! Это чистая клевета. Некоторые сегодняшние, может быть, на это готовы, и чтобы это их мнение получило силу, они приписывают его Патриарху Павлу. Неприлично утверждать что-либо подобное.
– В какой мере устарела догма о том, что народ идет в Церковь, а не наоборот (что является принципом Католической церкви), должен ли народ идти к Церкви, или Церковь к народу?
– Это не догмат, что народ должен идти к Церкви, вместо того, чтобы Церковь шла к народу. Вопрос в том, что подразумевается под Церковью в конкретном случае. Господь послал апостолов к народу и не сказал им: "Сядьте в Иерусалиме, ждите, пока народ придет к вам". Это означает, что Церковь направлена к народу, чтобы вести его, заботиться о нем, служить ему, спасать его, что и является ее целью. Это зависит от людей, чтобы ответить Церкви на ее призыв и пойти в Церковь, помочь Ей устоять. Это обоюдное движение навстречу друг другу. Инициатива, таким образом, у представителей Церкви – епископов, священников и монахов, которые направлены как апостолы для миссии в народ. И насколько успешна их миссия, настолько и народ откликается.
– Является ли сербской спецификой, что Церковь, как правило, уступает государству, а не наоборот?
– Это не так. Все Поместные Православные Церкви более-менее тесно сотрудничают, поддерживая очередной режим, а не державу. Другое дело, что нужно стоять за Державу, она едина, она не меняется, если сменяются режимы; но часто приспосабливаются ко всякому режиму, что случилось и с нами.
– В наши дни прошла новость о том, что группа епископов «из южного течения, которая близка к Вселенскому Патриарху Варфоломею», в клановой борьбе готовит «шелковый шнур» Патриарху Иринею. О чем идет речь, было ли это, спасает ли Александр Вучич Патриарха, и почему?
– Я не слышал об этом, не имею представления. И если бы дошло до того, что кто-то должен спасать Патриарха Иринея, то Вучич имел бы мотив, потому что Ириней спасал его своими заявлениями, что он, как лев, борется за Косово и Метохию, что его Бог послал, что он уверен в нем и т.д. Эти заявления для Вучича много значат, и у него есть причина, если что-то связано с Иринеем, спасти его. А будет ли он спасен перед лицом Господа, то оставим Господу.
– Есть ли епископы, которые являются лоббистами НАТО?
– Я, в самом деле, не знаю.
– Вас бы удивило, если бы они существовали?
– Но, послушайте, все, кто готов к сотрудничеству, они и есть лоббисты НАТО. Прежде всего, узурпатор Косова и Метохии (епископ Феодосий). Он и пришел, как согласный на сотрудничество епископ. В чем заключается это взаимодействие, я не могу анализировать.
– Во всем пережитом какие моменты оставили наибольшее впечатление, каковы наибольшие успехи и неудачи, наибольшее счастье и печали?
– Об успехах пусть говорят другие. И о неудачах тоже. О счастье не говорю, это не евангельское понятие, в Священном Писании нет устойчивого понятия «счастье». Самым скорбным стала бомбардировка сербских территорий, разрушение церквей и монастырей, «победа», в результате которой войска вышли из Косово и Метохии. И, конкретно, ужасное массовое убийство 14 жителей в Старом Грацком 23 июля 1999 года. Убийство детей в Гораждевце, на реке. Взлетевший на воздух автобус под Подуевом. И многие, многие другие случаи в Косово и Метохии. Тогда каждый день приносил какую-нибудь такую новость, там утешения не было. Хотя мы можем сказать, что утешение и надежда были только в Боге. И тогда, и сегодня, и во веки веков.
– От тех, кто Вас отлучил, слышим, что Вы поддались греху гордости, ведь не Владыка Артемий, а Бог есть Истина, и говорят, что Вы не в здравом уме.
– Это Амфилохий сказал публично, а Вы сами заключите из всего сказанного выше, таков Артемий или нет.
– Встречали ли вы когда-нибудь человека, охваченного грехом гордости, который своей величайшей печалью считает страдания других, а не собственные?
– Это пусть другие оценивают.
Опубликовано в газете «Голос Белграда», 21.08.2019, № 56.