Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Потеря русской мечты на дорогах истории

Васнецов_ картина_.JPG

На фото: Виктор Васнецов "Витязь на распутье". 1882. 

Пойдем дорогою царскою,

не своротим, ни направо, ни налево

(Чис. 20, 17).

Политика русского мира должна быть ему органична, как душа русского человека органична слову Правды. Поэтому описание русской мечты должно быть наложено на образы и смыслы, которых время не касается. Принадлежа вечности, они не меняются во времени, потому что запечатаны верой в Триединого Бога – Он один неизменяем. Мы хотим видеть лучшее будущее для себя и своих детей, но для этого нам необходимо восстановить утраченную нами связь с вечностью, с тем нетленным образом, к которому всегда стремилась душа русского человека.

«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»

Год назад в Изборском клубе состоялся круглый стол на тему: «В поисках русской мечты и образа будущего». Во вступительном слове председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов напомнил собравшимся, что главной целью создания Клуба является формирование идей и смыслов, направленных на объединение общества, развитие, укрепление и процветание нашего государства. Путеводной звездой на этом сложном тернистом пути должна стать русская мечта, которая как купол вмещает в себя, по его словам, бесконечное количество самых разных проявлений. Каждое из них стремится к улучшению мира, к его преображению, к его светоносности. «Только гармоничное общество, объединённое высшей целью, осенённое русской мечтой, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок», – сказал Александр Проханов.

Не ошибусь, если скажу, что Александру Андреевичу действительно удалось собрать под купол своей мечты мыслящих и болеющих за судьбу нашей страны людей. Со своей стороны мне также хочется поддержать устремлённость этого высокого собрания в осуществлении мечты о светлом будущем для нашего народа. Только в поисках этой мечты, в поисках той идеи, которая поведёт нас к намеченной цели, мы всегда должны помнить, что образ этой мечты должен быть такой высоты и чистоты, наполнен таким смыслом, ради которого не страшно будет и умереть.

Именно из этого энергийного начала и состоит вся динамика русской жизни, весь её непонятный для многих строй, когда всё происходит как в сказке. Сказочный витязь, оказавшийся на развилке трёх дорог, делает свой выбор - он идёт прямым путём, туда, где ему суждено будет умереть. Однако, происходит обратное: несмотря на то, что впереди его ждёт смерть, он всё же идёт на неё, но восстаёт как «феникс из пепла», становясь сильнее, мудрее, богаче. Русская сказка показывает нам, насколько велико значение правильного выбора в жизни человека (страны), и когда мы делаем этот выбор, было бы неплохо понять, что лежит в его основе и на что указывает нам народная мудрость.

Сейчас, когда мы в очередной раз поменяли однажды выбранный нашим народом путь, мы опять попали в шторм, который бросает нас то влево, то вправо, а в целом – вся наша жизнь трещит по швам. Весь государственный строй, вся его динамика нарушены только из-за того, что мы пошли незнакомой нам дорогой, поэтому и забрели в дебри. Даже президент России, волею судеб получивший в руки страну, сделавшую резкий либеральный крен, в какой-то момент понял, что либеральная демократия не для нас.

«Современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России Владимир Путин в интервью газете The Financial Times накануне открытия саммита «большой двадцатки». По его словам, либералы пытались навязать миру свою волю, что привело к череде трагических последствий. Он добавил, что нельзя забывать об интересах «основной части населения».

Заметим, что именно эта - «основная часть населения», и представляет собой самоорганизующуюся структуру собственного жизнеобеспечения, которая (при традиционном взгляде на мир) называется государственным организмом. То есть президент Российской Федерации вполне сознательно дал нам понять, что интересы отдельной личности не должны вступать в противоречие с интересами государства. Такое противоречие можно сравнить с раковой клеткой в организме человека, если её вовремя не удаётся нейтрализовать, она захватит и уничтожит весь организм. Так и в государстве: любой человек, вступивший с ним в конфликт (духовный или прямой – насильственный), способен при «благоприятных» условиях довести этот организм до распада.

С другой стороны, под воздействием тех или иных конфликтов, погружаясь в состояние дисфункции, уже само государство не может поддерживать жизнь всей своей органичной целостности естественным путём и начинает использовать методы насильственного подчинения человека государству, что также может привести его к ослаблению с возможностью окончательной гибели.

Поэтому, когда мы пытаемся найти новую русскую мечту и предать ей конкретные черты, было бы неплохо вспомнить свой традиционный русский путь, который отличался именно тем, что гармонично сочетал в себе (насколько это было возможно) государственное и частное, общественное и личное. И такие взаимоотношения в нашей стране когда-то были и нам, уже с высоты прожитых нашей страной лет, нужно лишь внимательно посмотреть на ту дорогу, по которой победоносно шли наши христолюбивые предки.

Не вернёмся на прямой путь русской жизни, совсем заблудимся, без этого мы никогда не сможем восстановить органику русской души и её устремлённость к Богу. Ведь только гармоничное общество, как об этом сказал в своём выступлении на круглом столе А. Проханов, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок.

В этих словах Проханова всё же чувствуется некоторая недосказанность, и что он вкладывает в эти слова, нам не известно. Мне же думается, что в них говорится о рывке вверх, рывке с опорой на Божественную вертикаль, устремлённую в Вечность, а вовсе не тот собирательный объём «мечты-купола», в котором есть разные, по словам одного из членов клуба, – России. Именно в них (разных Россиях), по смыслу сказанного, и рождается вся множественность резервуара наших мечтаний. Только из этого бульона множественностей, на мой взгляд, вряд ли можно сформировать прямой и победоносный путь, поскольку там совершенно размыт образ и не обозначена высокая цель, без которой мы будем как «лебедь, рак и щука» выдыхаться из сил делая свои рывки, но при этом стоять на месте. Только прямая дорога с понятной целью может дать нам устойчивое основание для развития и только на ней может выстоять в тяжелейших условиях жизни каждый человек, гармонично развиваться и мирно жить любая страна.

Поэтому, когда мы говорим о русской мечте и создаём её словесную конструкцию, нужно всегда помнить, что вся она будет надёжной только в том случае, если правильно выбран базовый – духовный фундамент, в сердцевине которого сосредоточено целостное ядро Истины народной жизни.

Хочется думать, что Александр Андреевич говорил именно об этом: «Русская мечта – это категория таинственная и весьма сложно определимая. В этой категории присутствует, может быть, много религиозного, метафизического и, конечно, поэтического. Это некая метафора. Но при всей её расплывчатости и некоторой даже сказочности русская мечта есть плазменное, огненное ядро, которое находится в недрах народа, и позволяет народу оставаться самим собой на всей линии его исторического движения. В этом ядре объяснение, почему этот народ таков, почему у него такие песни, такие герои, почему он выбирает такие пути для преодоления катастроф, почему он не унывает и не падает в самые грозные, страшные минуты своего пребывания на земле».

Однако, несмотря на всю метафоричность образа русской мечты, мы должны понимать, откуда в этом ядре реальная сила. Согласимся, что утратив её, не будет и того народа частью которого мы являемся, и о котором так печётся наша душа. Поэтому сейчас, когда мы так целеустремлённо занялись поисками «новой русской мечты», нужно спросить у себя: не является ли это признаком того, что мы являемся участниками распада именно этого «огненного ядра», которое позволяло народу, по словам Проханова, оставаться самим собой? Ведь те черты, которые в нас появились, изменили не только внутренний мир русского человека, но и всей нашей страны. Эти черты, как инородные прививки, от которых мы слабеем, хиреем, заболеваем и быстрее умираем. Вернуть же свою былую мощь можно лишь в том случае, если мы сделаем попытку восстановить своё традиционное, с сильным духовным стержнем – русское силовое поле, а не мечтать о том туманном новом, которое вряд ли выдержит испытание вечностью. Поэтому, мечтая о нашем будущем, нам нужно соизмерять свои мечты с теми образами, которые наполняли жизнь нашего народа столетиями и давали ему силу. Без такой идентификации вряд ли у нас что-то получится.

И сейчас, прежде чем мы определимся с мечтами тех, кто не безразличен к судьбе своего народа и хочет ему блага, будет не лишним вспомнить, чем жили и о чём мечтали русские люди в России задолго до нас.

Образ мечты рождается в пределах настоящего

Священник Владимир Соколов в своей книге «Мистика или духовность» пишет: «Сегодня наш народ стоит перед выбором своего исторического пути – и от личностного духовного усилия будет зависеть наше будущее. Момент выбора ответственен – духовная ошибка, совершенная при этом выборе, может стоить миллионов человеческих жизней – она надолго может приостановить процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества. Именно ее русский народ воспринял как свою национальную идею.

Исторический выбор всегда совершается в уникальных для своего времени условиях. Но нынешний выбор накладывает особую ответственность, потому что он совершается, во-первых, – уже в период духовного возмужания, во-вторых, – в труднейших условиях: в момент трагического разрыва со всем органическим укладом народной жизни, во время беспрецедентного еретического нивелирования сознания. В такой момент очень важно осознать: где же истинный корень народной жизни и почему произошел отрыв от этого корня?»

В словах о целостной христианской идее заложено, пожалуй, самое существенное – русского человека во все века вёл по дорогам его многотрудной жизни Образ Богочеловека – Иисуса Христа, а православное христианство было тем целостным ядром (корнем), которое давало русским и другим православным народам силу побеждать зло. И сейчас, когда своим мечтам о будущем мы пытаемся придать определённый образ, мы, конечно, имеем в виду то, что воплощение наших мечтаний будет победой над злом и несправедливостью, но будем ли мы при этом следовать за нетленным Образом Сына Божия – в этом весь вопрос и проблематика поставленной задачи. Если его не поднимать и говорить о государственном строительстве как о некой управленческой модели, в которой главная забота сводится к выбору экономической модели развития и решению социальных задач, нам вряд ли удастся наполнить нашу жизнь высоким смыслом, заложить в ней целостное гармоничное развитие.

К сожалению, многие русские люди давно утратили христианское мировоззрение и поэтому вряд ли смогут правильно воспринять смысл духовно – нравственной подоплёки мечтаний русской души хранящей память о Христе, поскольку, как совершенно верно сказал отец Владимир, произошло беспрецедентное еретическое нивелирование сознания человека. Тем не менее, если это сознание ещё имеет хоть какую-то степень свободы, то из приводимых размышлений всё же можно будет понять, когда и как произошёл распад того целостного ядра, которое давало всему нашему народу невероятную силу поднимать свою страну в самых тяжелейших условиях.

Подробно об этом можно прочесть в упомянутой выше книге, здесь же приведём лишь те мысли, в которых отец Владимир раскрывает духовную причину той трагедии, из-за которой наш народ свернул со своего пути и задал неверное направление нам – своим потомкам.

Особенно хочется отметить сказанное им про историю, которая более всего, – по слову автора, – определяется стереотипами сознания, и расставание с которыми происходит наиболее болезненно. Ведь история, продолжает отец Владимир, – это настоящее, обращённое в прошлое, и если что-то меняется в нашем восприятии истории, то мы сразу должны изменить наше отношение к настоящему, в котором будет закладываться наше будущее.

Нам всем стоит прислушаться к сказанному, поскольку наша политическая система сегодня и состояние церкви в России воссоздают идеи прошлого, в котором было совершено много ошибок, так до сих пор и не осознанных нашим народом. И, если мы будем продолжать подходить к прошлому как к цепочке последовательно сменяющих друг друга пространственно-временных картинок отражающих социально-бытовую сторону жизни нашей страны и не заглядывать в духовные глубины происходящего, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему в нашем будущем.

Не развяжем духовный узел задохнёмся!

Действительно, духовная глубина человеческой жизни не постижима для внешнего взгляда, поэтому ответ о нашем будущем не лежит на поверхности, ведь влияние духа не осязаемо, хотя и вполне замечаемо, как пишет отец Владимир, и находится в метафизическом пространстве истории. То есть там, где происходит взаимодействие воли человека и Бога, а потому и вся история является нам как процесс богочеловеческий, смысл которого заключён в том, чтобы войти в вечную жизнь. Но уже с XVIII века главным делателем истории становится сам человек, который узурпировал это право, а Бог, как Промыслитель, предаётся забвению. Начинает нарушаться целостность человеческого бытия, состоящая из «синергии» (совместной деятельности – соработничестве Бога и свободной воли человека). Частность абсолютизируется, однако, человек не остаётся один на один со своей свободой, он – существо зависимое, и полностью включён своим естеством в духовное пространство окружающего его мира. Отказ от Бога означал лишь падение во тьму духовного невежества, потерю разума и прислужничество злу – содействию воле дьявольской. На поверхности же мы видим активное разрастание сект и проникновение в сознание человека всякого рода ересей, под воздействием которых меняется жизнь целой страны.

Характерно, что демократия возникает именно там, где появляется идея независимости тварного бытия от Творца. Недаром светское государство, делая ставку на самодостаточность человека, отделяет Церковь от себя и вместо идеи богочеловечества активно «спонсирует» идею человекобожия. Именно на неё опирается всякая мысль, которая питается лукавством гордого ума, оставившего Бога за пределами своего сознания.

«Абсолютизированная частичность – главный признак всякой ереси; если она не осознана как частичность, то это непременно приведет душу народа к серьезным, а порою, и к смертельным болезням. Поэтому так важно осознанно отнестись к своему прошлому и, прежде всего, к ошибкам в этом прошлом, ибо, кто не извлекает уроков из прошлого, тот обречен на повторение ошибок прошлого в будущем» (священник. Владимир Соколов, «Мистика или духовность»).

Эти ошибки святитель Игнатий Брянчанинов видел в состоянии современного ему монашества. «Это роскошное древо зеленеющее, но изнутри сгнившее. Первая же буря повалит его. А с ним и судьба России». «Судьбы монашества, – пишет о. Владимир, – святитель связывал с судьбами России. К сожалению, его слова оказались пророческими. Нельзя объяснить все происшедшее у нас только западными или восточными влияниями – это лишь внешние факторы, способствовавшие ослаблению влияния Церкви. Ведь было же что-то внутри у нас гнилое, что откликнулось на эти дурные влияния.

Церковь – это онтологический и мистический центр мира, соль земли (Мф. 5, 13), то есть то внутреннее животворное ядро всей жизни на земле, которое определяет внешние процессы. Поэтому уместно поискать именно в нашей церковной жизни, если не причин, то хотя бы условий, которые способствовали появлению на нашей русской почве идеологического (частичного) подхода к жизни. Искать надо в монашеской среде, ибо судьбы Православия, по слову святителя, зависят от крепости монашества».

Надежда Юдина

Полностью статью см. на сайте Национального медиасоюза

Публикуется в порядке дискуссии




Возврат к списку