
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Пять искушений «Нью-Ватикана»
На фото: мечта о Ватикане не дает покоя некоторым высоким иерархам в РПЦ
Идея «православного Ватикана» в Сергиевом Посаде многих в стране «зацепила» — и это само по себе симптоматично. Кто-то боится нового «нашествия клерикалов». Кто-то — наоборот, надеется на новую роль страны в православном мире и на появление мощного туристического центра. Александр Халдей повторил аргументы антиклерикальных критиков — и одновременно помянул мое критическое мнение о «Посаде 2.0».
Как ни странно, идея Сергиева Посада как всероссийского религиозного, гуманитарного и туристического центра не нова. Реальный ее автор — депутат Госдумы Сергей Пахомов, выросший в Загорске, в 2013—2016 годах возглавлявший Сергиево-Посадский район и до сих пор многими воспринимаемый как «главный человек» радонежской земли. Планы создания «мегапосада» тлели много лет — обсуждались они в окружении и патриарха Кирилла, и бывшего министра строительства Михаила Меня, также уроженца Загорска. Почему эти планы ожили сегодня, а не, например, в начале прошлого десятилетия, перед 700-летием преподобного Сергия Радонежского, когда Лавру и городской центр впервые капитально отремонтировали и украсили?
Не исключаю, что иные умудренные международным опытом умы — не столько светские, сколько церковные — психологически слишком зависимы от картинки Ватикана настоящего. Периодически, вероятно, приходит искушение собрать всю администрацию в кулак и получить экстерриториальность — а с нею и индульгенцию от светских правовых норм и от финансового контроля. Лет двадцать назад активно обсуждался проект строительства храмового комплекса рядом с монументом «Три сестры» на стыке границ России, Украины и Беларуси — и создания там «нейтральной зоны». После наката оранжево-майданных волн о замысле пришлось забыть. Но почему бы не придумать некое квази-государство вокруг Сергиевой Лавры?
Да, сейчас это нереально. Но вспомним начало девяностых. Тогда расчувствовавшийся Борис Николаевич запросто мог подмахнуть какой-нибудь квазисуверенитет в качестве подарка надежным партнерам. Сегодня кризис делает вероятным проект «Ельцин-2», а то и новый парад суверенитетов. И вот тут заготовка в виде духовно-административного комплекса, удаленного от Москвы, может оказаться как нельзя кстати. Между прочим, в Сергиевом Посаде планируется построить международный аэропорт. А расположенная рядом гидроаккумулирующая электростанция является полуавтономным «вечным двигателем», зарабатывающим фактически на разнице дневных и ночных тарифов на электроэнергию. Это будет посильнее «ветхого» Ватикана, а тем более — Мальтийского ордена, крошечная территория которого не мешает вести самостоятельную финансовую политику и поддерживать «равносторонние» дипотношения более чем с сотней государств. То есть позиционировать себя как бы на равных хоть с Трампом, хоть с Путиным. А это искушение для многих…
Проблема лишь в том, что поезд экстерриториальных религиозно-политических образований давно зашел в тупик. Финансовая просветка Ватикана (принудительная или «добровольная») — лишь вопрос времени. В Штатах периодически поднимается вопрос о снятии с кардиналов и нунциев любого иммунитета при расследовании педофилии и ее сокрытия. Заходит речь даже о применении к управляемым из ветхого Рима структурам Racketeer Infulenced and Corrupt Organizations Act (RICO) — то есть фактически об обращении с епархиями и приходами как с преступными организациями.
Эту тенденцию не остановить. Церковь призвана быть открытой, потому что ей в принципе нечего скрывать, кроме тайны исповеди. Искушение засекречиванием всего и вся христианин должен отвергать с ходу. И я в целом согласен с Александром Халдеем:
«Вместо PR-связей с общественностью — руководство РПЦ занимается GR — связями с властью <…> Надо помнить, что никакой GR не заменит профессиональный PR, понимаемый именно как диалог с обществом, а не как серия редких мероприятий политической рекламы в сочетании с шокирующими заявлениями некоторых церковных представителей. В таких условиях никакое, даже самое обоснованное решение церковной администрации не встретит понимания и поддержки в обществе».
Другое дело, что современного человека шокировать надо. Покуда он не поймет, что христианство несовместимо с обывательскими установками, с «богом в душе», с социальной гармонией, — и покуда не изменится. Не нужно бояться говорить и о том, что Россия может и должна стать центром христианского мира — и шансов у нее сегодня больше, чем у Ватикана. Для этого, конечно, нужны и образовательные центры, и управленческие кадры, и бюрократия.
Вот только нужно ли их собирать в один компаунд? Особенно людей семейных? Хватит ли для этого комфортабельного автономного жилья? Или сотрудники будут вынуждены мотаться каждый день на электричках либо стоять в пробках? Конечно, в одном скученном и замкнутом пространстве проще поселить монахов, монахинь и молодежь. Но синодальный аппарат всегда был силен соединением людей молодых и 50-, 60-, 70-летних. Без нормальных условий для семейной жизни последних мы получим текучку или диктатуру монашествующих.
Есть, правда, «успешный» пример постоянного нахождения на одной площадке людей разного возраста и семейного статуса. Это тоталитарные секты. Именно о них как о наиболее эффективной системе концентрации адептов я писал в недавнем тексте, посвященном «православному Ватикану». Но в такой системе гуру должен постоянно быть на месте — и хотя бы теоретически быть общедоступным. Получится такое в нашей нынешней Церкви, где даже до игумена/игумении маленького монастыря иногда не достучишься? Конечно, нет.
Не нужно забывать и о нынешнем населении Сергиева Посада. Старожилы говорят, что церковный народ, который давно селится поближе к Лавре, все-таки уступает по численности и по уровню гражданской активности рабочим советских заводов, а также их потомкам. Этим людям проект церковно-культурного центра чужд. Поддержать его они смогут только в том случае, если при «православном Ватикане» возникнут рабочие места не только для пришлой интеллигенции, но и для простых «посадских загорчан». Ну и, конечно, если для них построят новое жилье. Искушение «убрать ватников за периметр» греховно по определению.
Благодарен господину Халдею за наставление в менеджерских науках. Только мой опыт расходится с его установками. На пике бюрократической деятельности приходилось параллельно руководить несколькими учреждениями, дававшими на выходе больше смысловых документов, чем пара-тройка федеральных министерств. Правильно сорганизовать время удалось, только окончательно убедившись: дистанционная работа гораздо эффективнее, чем бесконечные совещания и вызовы «на ковер». Те, кто сегодня этим увлекается, — извините, глупец. Ты можешь сделать в разы больше, сидя за компьютером, чем сидя за столами совещаний. И российский МИД тут — как раз крайне неудачный пример (про методы работы ЦРУ и Пентагона, увы, не осведомлен, но штаты там явно раздуты).
На всех заседаниях я уже лет пять демонстративно делаю свою текущую работу — вот, например, этот текст дописываю на некоем собрании в Общественной палате. То, что из произносимого здесь мне нужно услышать, я услышу. То, что пропущу — из действительного нужного, — потом «поймаю» в СМИ.
А вот опыт одного моего прихожанина. Он в «ручном режиме» руководит несколькими компаниями, но в офисах ни разу не был. Если на его ферму в неурочное время приходит клиент и что-то спрашивает у ворот, с ним иногда коммуницирует десятилетний сын хозяина. Находясь… за 300 километров, в Москве. При этом человеческое общение, по сути, не страдает — обо всем важном договариваются на досуге, а иногда после службы в храме.
Да, у нас пока не самоистребились начальники, которым хочется в любой момент «подать сюда Ляпкина-Тяпкина». При этом сами они часто находятся вне зоны доступа. В этом случае налицо уже не только глупость, но и крайняя безнравственность — плод искушения двойной моралью. Вот таких действительно надо запереть в «Нью-Ватиканах» — и никуда оттуда не выпускать.
Протоиерей Всеволод Чаплин