Новости и комментарии

19.03.2024 В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола

07.03.2024 Широкой дорогой греха: влиятельный папистский иерарх высказался за отмену безбрачия католического духовенства

07.03.2024 Гуманитарный комитет Рады рекомендовал обновленную версию законопроекта о запрете УПЦ к принятию во втором чтении

02.03.2024 Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”

16.02.2024 Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки

07.02.2024 Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"

31.01.2024 НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ

31.01.2024 Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы

31.01.2024 Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено

29.01.2024 Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Мифы православной патриотики и реальная история

«Тайное монашество» Сталина в контексте погрома Православия в СССР

Безбожник_ журнал_.jpg

Обложка одного из номеров журнала «Безбожник», выпущенного к 50-летию лучшего друга всех зеков и всех православных

В последнее время все возрастающая апология Сталина принимает совсем уж гротескные формы. Еще полбеды, когда говорят о его государственных заслугах. Тут, во всяком случае, есть тема для разговоров и споров. Однако в последнее время Сталину все чаще пытаются приделать нимб над головой в самом прямом смысле. Уже вовсю говорят даже о «святости» этого лидера атеистического режима, который уничтожил до ста тысяч русских священников и почти всех епископов, а также множество активных мирян. При этом многие расстрельные приговоры он подписывал лично, как и распоряжения об уничтожении храмов. Например, Сталин лично подписал приказ о взрыве Храма Христа Спасителя, который, кроме прочего, был и памятником павшим героям Отечественной войны 1812 года. Этим сносом храма спустя многие годы публично возмущался даже Юрий Гагарин, имевший мужество объявить об этом на партийном съезде.

Но коснусь темы, которая обычно не поднимается в данном контексте. А именно – вопроса национальной политики Сталина, урожденного Джугашвили. Это ведь вопрос не только политический, но и духовный, и это вопрос, очень актуальный на сегодняшний день. Общеизвестно, что Православная Церковь всегда утверждала единство Руси, стояла за целостность государства. Все святые, высказывавшиеся на эту тему, были едины в том, что Украина, Россия и Белоруссия, взятые вместе, это и есть Святая Русь. Однако большевистская политика, которая воздвигла на месте разрозненных царских губерний квазигосударства в виде национал-коммунистических республик с правом выхода из СССР, была совершенно иной. При этом национал-большевизм окраин всегда шел рука об руку с безбожием. И сегодня мы пожинаем уродливые плоды этой политики, ибо данные советские квазигосударства закономерно воспользовались своим правом выхода из Союза, став настоящими «кольцами анаконды», при помощи которых курирующий их Запад старается задушить Россию, вернее, ее самый крупный осколок. И всякий думающий, воцерковленный православный человек возмущался такой политикой уже тогда, ибо ее пагубность была очевидной.

Приведем оценку большевистской политики, данную священномучеником протоиереем Иоанном Скадовским. На вопрос следователя НКВД “Как вы относитесь к дореволюционной России?” он ответил следующее:

“Я националист и люблю Россию. Я люблю Россию в том виде, в каком она существовала до революции, с ее мощью, величием, с ее необъятностью, с ее завоеваниями. Произошедшее после революции дробление России и, в частности, выделение Украины, Белоруссии и т.д. я рассматриваю как явление политического упадка, тем более печального, что для этого дробления нет никаких оснований. Украинцы и русские всегда составляли единое целое. Украинцы и русские один народ, одна нация, и выделять Украину в какой бы то ни было форме из общего целого нет никаких оснований”.

Что же касается «тайно православного Сталина», то он был не просто сторонником, а одним из двигателей политики украинизации, справедливо осужденной, в частности, упомянутым нами свщмч. Иоанном Скадовским.

Так, в 1921 году на Х съезде РКП(б) Сталин заявил: “…Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет ОБЯЗАННОСТЬ коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут НЕИЗБЕЖНО УКРАИНИЗИРОВАНЫ”. И украинизировали намного более жестко, чем при режиме Порошенко. Управленцы, учителя, журналисты, несогласные с такой политикой, не только массово увольнялись с работы, но нередко даже получали реальные тюремные сроки – до трех лет. Мы справедливо ругаем за принудительную украинизацию режим Порошенко, но почему же тогда хвалим его куда более решительных предтеч за «русский патриотизм»?

Я сам являются коренным украинцем-малороссом, который прекрасно знает местное наречие и любит петь украинские песни. Однако я много лет боролся против насильственной украинизации на Украине в постсоветские годы, которая обедняла и украиноязычных, и, тем более, нарушала законные права русскоязычных. Так уж тем более я не могу одобрить жестокую сталинскую украинизацию, которая, к сожалению, заложила основы для современной украинской русофобии. Говорят о большой роли в этом нехорошем деле австрийцев, поляков, других сил. Да, многие сыграли свою негативную роль, но только при Сталине были реально созданы зародыши искусственных постсоветских наций, когда был отвергнут взгляд царской России на мало- и бело- россов, как на части единого русского народа. Сталин создавал эти республики в их современных границах, он создал для них искусственную историю и госаппарат. Как известно, тот же фальсификатор истории и виднейший сепаратист Грушевский был возвращен сталинским руководством для продолжения разрушительной работы в Советский Союз, и мирно умер там в звании советского академика. Вообще Кремль вернул тогда в УССР множество всяких петлюровцев, им дали видные посты, и они сыграли важную роль в разжигании украинского сепаратизма. При этом особенно много для политического «украинства» Сталин сотворил уже после войны, когда он сделал УССР и БССР … учредителями ООН и снабдил их собственными министерствами иностранных Дел. Да, это дало руководству СССР сиюминутные политические выгоды, но это еще больше приблизило распад Союза, ибо членам ООН оставалось только полшага до полного объявления Деклараций о суверенитете, которые и последовали всего через 37 лет после смерти Сталина – ничтожный срок для истории. На сепаратизм были запрограммированы все советские республики – даже РСФСР, которая, кстати, первой приняла Декларацию о суверенитете, вызвавшую цепную реакцию на окраинах.

Сталинские фразы воплощались в жизнь очень быстро, и поэтому туго приходилось всем противникам создания «братского социалистического украинского народа» (от которого потом закономерно отпал эпитет «братского»). «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ нашей партии», — громко объявил Джугашвили в 1923 году.

При этом он постоянно ругал прошлое России, когда цари давали волю культурным и религиозным особенностям окраин, но пресекали их политический национализм. Этот грузин даже нашел «замечательное» сравнение: русских, которые дали полякам огромную автономию, он сравнил в «жестокости» с … турками Османской империи, которые нередко даже отбирали детей у христианских родителей:

«Царско-русские русификаторы и немецко-прусские германизаторы, мало чем уступавшие в жестокости турецким ассимиляторам, более ста лет КРОМСАЛИ и терзали польскую нацию, так же как персидские и турецкие ассимиляторы сотни лет кромсали, терзали и истребляли армянскую и грузинскую нации, но они не только не добились уничтожения этих наций, а наоборот – оказались вынужденными также капитулировать»[1].

Сталин настаивал на том, чтобы все аппараты управления республик состояли из местных национал-большевиков, чтобы везде правила бал национальная интеллигенция, требуя «обуздать» тех «великороссийских шовинистов», которые пытаются «тормозить подобную политику партии».

Вот что он писал в статье «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ЛЕНИНИЗМ»:

«На развалинах старых, буржуазных наций возникают и развиваются новые, социалистические нации, являющиеся гораздо БОЛЕЕ СПЛОЧЕННЫМИ, чем любая буржуазная нация, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации, и являются гораздо более общенародными, чем любая буржуазная нация…

…партия сочла НЕОБХОДИМЫМ помочь возрожденным нациям нашей страны – встать на ноги во весь рост, оживить и развить свою национальную культуру, развернуть школы, театры и другие культурные учреждения на родном языке, НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ, т.е. сделать НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПО СОСТАВУ, партийный, профсоюзный, кооперативный, государственный, хозяйственный аппараты, выращивать свои, национальные партийные и советские кадры и ОБУЗДАТЬ все те элементы, правда, немногочисленные, которые пытаются тормозить подобную политику партии.

Это означает, что партия поддерживает и будет поддерживать развитие и расцвет национальных культур народов нашей страны, что она будет поощрять дело УКРЕПЛЕНИЯ наших новых, социалистических наций, что она берёт это дело под свою защиту и покровительство против всех и всяких антиленинских элементов…

…нужно НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ, т.е. сделать национальными по составу, ВСЕ АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ от партийных и профсоюзных до государственных и хозяйственных.

Для этого нужно развернуть прессу, театры, кино и другие культурные учреждения на родном языке.

После всего сказанного, мне кажется, не так уж трудно понять, что никакой иной политики в национальном вопросе, кроме той, которая ведётся теперь в нашей стране, не могут вести ленинцы, если, конечно, они хотят остаться ленинцами.

С ком. приветом, И. Сталин

18 марта 1929 г

Русский православный патриот, которым сейчас некоторые на полном серьезе рисуют Сталина, никак не мог бы такого написать.

Тем не менее, апология «православного» Сталина продолжается и доходит до еще большего абсурда. Недавно на одном известном сайте даже вышла статья со «свидетельствами очевидца» о том, что этот генсек Компартии якобы даже тайно принял монашество.

Я не могу даже обсуждать такие слова в качестве фактажа. Никаких серьезных свидетельств монашеского пострига Сталина нет. Но здесь абсурдна даже сама постановка вопроса, возможная только в нашем, увы, расхристанном обществе.

Ведь из православных старцев и святых НИКТО и НИКОГДА не благословлял христиан публично отрекаться от Православия, хулить веру, убивать христиан за верность Церкви, взрывать храмы, даже если все предназначено для «благих целей». Для того чтобы стать, таким образом, “Штирлицем в тылу врага”, и потом, возможно, принести некую пользу Церкви, пребывая в стане врага. Нет, это – антихристианские “благословения”. Подобным образом ради утверждения своей религии могут поступать разве какие-нибудь масоны или асасины.

Невозможно представить себе, например, прп. Сергия Радонежского, который, вместо честного боя с Ордой, благословляет Димитрия Донского принять ислам, сделав вид, что покоряется Мамаю. А потом, войдя таким образом в доверие к Мамаю, тихо зарезать его на дружеском пиру.

Да, в нашей истории бывали случаи, когда русские святые и государственные деятели принимали внешнюю зависимость ради сохранения веры. Тот же св. бл. вел. кн. Александр Невский, например, вступил в вассальное подданство к Орде, которая не трогала Православие, вступил, чтобы бороться с Западом, который именно веру и уничтожал. Но этот святой вовсе не принимал монгольского язычества, наоборот, он еще более горячо исповедовал и защищал Христианство, хоть это и было опасно.

Именно так наказал поступать Сам Христос:

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33)

То же самое говорил и апостол Павел:

Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2:12)

От Христа можно отречься различными способами, как, скажем, открыто отрекшись молчанием тогда, когда необходимо защитить истину, или вообще оставив религию и предавшись мирской жизни. Естественно, Христос за такого ходатайствовать пред Богом Отцом не будет, или, другими словами, и Он отречется от таковых.

То есть отречение от Христа в любой форме, согласно церковному вероучению, гарантирует человеку вечную погибель. Сталин, как известно, всю свою жизнь отрекался от Бога не только словами, но и закономерным неучастием в церковных таинствах, организацией гонений на христиан. Но к монаху Церковь выдвигает еще и множество других суровых требований. Так, на Халкидонском Cоборе было указано на необходимость послушания монахов епископам и церковным предписаниям, их невмешательства в житейские дела, постоянное нахождение в монастыре (4 правило): «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности». Данное правило усиливается 8-м и 18-м правилами IV Вселенского Собора вместе с 34-м правилом VI Вселенского (Трулльского) Собора, категорически запрещающими монахам какую бы то ни было внецерковную или околоцерковную партийность («скопища»). Подумаем, соответствовал ли образ жизни «тайного монаха» и, одновременно, генерального секретаря Компартии, провозгласившей богоборчество одной из главных своих целей, данному церковному правилу? Конечно, это вопрос чисто риторический, это даже не смешно…

Сталина ныне часто рисуют чуть ли не аскетом, который в личной жизни был очень нравственным, опять же говоря о его «тайном христианстве». Биографы его жены Надежды Аллилуевой, в частности, Ольга Трифонова не подтверждают такого взгляда на его семейные отношения. Существует медицинская карта Надежды Аллилуевой, в которой записано, что она сделала 10 абортов, и они сделаны за 14 лет супружества со Сталиным. Разве мог Сталин не знать об этом? Она не смогла бы скрыть такого количества абортов от всесильного мужа, который внимательно следил за частной жизнью всего окружения. Такое не представляется возможным. Значит, он, как минимум, не препятствовал этому, если еще не сам на это толкал. Некоторые биографы даже объясняют самоубийство Аллилуевой постабортным синдромом от такого количества операций.

Мифом является и тот факт, что Сталину удалось предотвратить аборты в стране. Да, 27 июня 1936 года вышел закон о запрете абортов, и этот так называемый запрет просуществовал до 1955 года, когда советское правительство милостиво разрешило советским людям вновь легально убивать своих детей.

Но перестали ли делать аборты в 1936–1955 годах? Казалось бы, если есть сталинский закон, то абортов не должно быть. Но в реальности убийства детей продолжались, хотя и с меньшим рвением. В 1937 году в Москве абортмахеры стали убивать «всего» 31 ребенка на 100 родов, но далее опять пошел рост. Уже в 1940 году их было 52 на 100 родов, в 1944 году эта цифра по некоторым месяцам доходила до 70 на 100 родов, а в среднем по РСФСР – до 46 на 100 родов. В 1949 году в стране, запретившей аборты, их было произведено почти 900 тысяч, а в 1950 году – уже 1 млн 140 тысяч.

Существует и миф о том, что после Великой Отечественной войны Сталин, якобы, совсем изменился, раскаялся, перестал вести богохульные речи и гнать Церковь. Однако и это, конечно же, является неправдой.

Да, в период войны и после нее ситуация в мире и в СССР изменилась, полное уничтожение Церкви стало политически невыгодным. Тем не менее, гонения не прекратились. Сталин и после войны нередко говорил антихристианские речи, репрессировал клириков и закрывал храмы, это общеизвестно, иначе и быть не могло – на то он и вождь коммунистической страны. Скрупулезно и последовательно он растил поколения безбожников, и некоторое ослабление атаки на Церковь государственного безбожия отнюдь не отменяли.

Атеистические цитаты присутствуют и в послевоенных работах Сталина. Так, например, в статье “Марксизм и вопросы языкознания” (20 июня 1950 года) Сталин говорит: “Совершенно правильно, что идеи, представления, нравы, нравственные принципы, религия, политика у буржуа и пролетариев прямо противоположны.” Очевидно, что если, по мнению Сталина, религия директора и религия рабочего “прямо противоположны”, то он считает религию сиюминутными предрассудками, проистекающими из общественного положения человека.

Известен конспект беседы Сталина и главы Народной Партии Албании Энвера Ходжи в ноябре 1949 года в Сухуми. Энвер Ходжа до конца своей жизни остался самым преданным учеником Иосифа Виссарионовича, у него всегда висел в кабинете портрет его вождя и учителя. В 1967 году религия в Албании была объявлена вне закона, все церкви и мечети закрыты или разрушены, а большинство духовных лиц репрессировано. Албания стала первой полностью атеистической страной мира, где религия оказалась искорененной из официальной жизни. При этом немалое число уничтоженных Ходжей людей были православными, хотя он истреблял также католический клир и исламское духовенство. В приводимой ниже цитате мы видим советы Сталина своему ученику Ходже о том, как правильнее вести антирелигиозную борьбу и как искоренять “опиум для народа” из жизни страны.

«Еще в своей первой резолюции наша партия призвала все массы и духовников ради великого национального дела объединиться на великую борьбу за свободу и независимость. … кое-кто из духовников так тесно связался с Национально-освободительным движением и с партией, что в ходе борьбы осознал никчемность религиозной догмы, отрекся от религии, подхватил коммунистическую идеологию и мы, учитывая его борьбу, деятельность и убеждения, приняли его и в партию (такие ренегаты, к сожалению, были и среди православных Албании).

—Прекрасно сделали, — отметил Сталин.

—Что вам еще сказать? Если тебе ясно, что религия — опиум для народа … то умеешь поступать как надо, как поступали и вы. Борьбу против духовников, занимающихся шпионской и диверсионной деятельностью, никогда не рассматривайте сквозь религиозную призму, — сказал Сталин, — всегда рассматривайте ее сквозь политическую призму. Духовники должны повиноваться законам государства, потому что законы эти выражают волю рабочего класса и трудящегося народа» [2].

Заметим, что он имеет в виду атеистическую коммунистическую диктатуру, законы которой при Сталине одно время лишали всяких прав не только священников, но даже членов их семей – «лишенцев», для которых был закрыт, например, путь в вузы. Сопротивляться таким законам, как и изъятиям святынь, проводимых атеистическим режимом – это, вообще-то, долг всякого православного человека.

Сталин продолжал так: «Хорошо разъясните народу законы и враждебность реакционного духовенства, чтобы и верующая часть населения хорошо видела, что под личиной религии духовники ведут враждебную Родине и самому народу деятельность. Поэтому, убежденный фактами и аргументами, народ должен вместе с правительством бороться с духовниками-врагами».

Как это постоянно бывало у Сталина, он здесь все время ссылался на «волю народа», на «законы государства», говорил, что надо искоренять только «реакционное» духовенство. Тем не менее, из этой цитаты мы четко видим, что «тайный монах» Сталин здесь в очередной раз прямо отрекся от Христа. Он повторял слова маститого безбожника Карла Маркса «религия – опиум для народа», считая религию враждебной и антинародной, и советовал Энверу Ходже бороться с религией. Да не просто повторил хульные речи, а прямо натравил этого крайне зависимого в то время от СССР коммунистического князька на Церковь. Призыв Сталина искоренять «опиум для народа» воплотился в полном уничтожении Православия в Албании его верным учеником Ходжей.

Сам диктатор Албании познакомился со Сталиным уже после войны. Если бы взгляды Сталина на религию претерпели изменение во время войны, то Энвер Ходжа не стал бы одновременно и самым преданным сталинистом, и лидером первой в мире страны с полностью искорененной религией.

Доподлинно известны также слова Сталина, обращенные к новоназначенному секретарю ЦК Суслову в 1947 году «не забывать об атеистической пропаганде среди народа».

Известен и проект новой программы ВКП(б), отредактированный лично Сталиным. Там, среди прочего было сказано: «…ВКП(б) считает своей обязанностью систематически и терпеливо… добиваться освобождения трудящихся от религиозных предрассудков путём широкой и систематической пропаганды научно-материалистического мировоззрения». Разумеется, и в этой программе, которую могли прочитать на Западе, данный пассаж был обставлен словесами о необходимости «соблюдать свободу совести» и т.д. Однако, как известно, в условиях данного безбожного режима эти экивоки стоили меньше бумаги, на которой были написаны. Правда, данный проект партийной программы не был принят в силу ряда причин (смерть соавтора Сталина Жданова, «Ленинградское дело», и т.д.). Но без всяких возражений генсека ВКП(б) активнейшим образом продолжала навязывать обществу безбожие и без новой программы. Как известно, сталинское государство не только навязывало атеизм в СМИ, школах и вузах, но подвергало репрессиям православных за малейшие попытки реальной миссионерской работы, особенно – среди детей и молодежи, а часто и просто за открытое исповедание своей веры.

На 1 января 1952 года в стране насчитывалось 13 786 храмов, из которых 120 не действовали, так как использовались для хранения зерна. И власти продолжали увеличивать количество таких складов. Количество священников и диаконов уменьшилось до 12 254, осталось 62 монастыря, только в 1951 году было закрыто 8 обителей.

Объективные данные говорят о том, что и в годы войны и после неё православных арестовывали, бросали в тюрьмы и лагеря, уничтожали – достаточно посмотреть хотя бы перечень новомучеников и исповедников в «Православном церковном календаре». Дабы не быть совсем голословным назову для примера хотя бы несколько имён наиболее известных церковных людей, ставших жертвами режима: еп. Николай Рыбинский (Муравьёв) арестован 07.03.1934 и до 1956 в тюрьмах и лагерях; еп. Василий Кинешемский арестован 5.11.1943 и приговорён к 8 годам ссылки; священноисповедник Афанасий Сахаров в 1944 приговорён к 8 годам лишения свободы и освобождён в 1955; еп. Вениамин Милов 31. 7. 1939 приговорён к восьми годам лишения свободы. Освобождён в июне 1946, а 1949, уже после «тайного пострига Сталина», арестован снова.

Среди репрессированных после войны назовём хотя бы: прот. Димитрий Дудко (1948), преподобноисповедника Рафаила Оптинского (1949), арх Павла Груздева (1949), митр. Мануила Лемешевского (1949), арх. Иоанна Крестьянкина (1950)… Целый ряд репрессированных вышли на свободу только после смерти «тайного христианина», «русского националиста», и как недавно выяснилось, еще и «монаха Георгия Сталина».

8 сентября 1950 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов направил И.В. Сталину секретную докладную записку о переменах в церковной жизни, в которой среди прочего сказано: «По данным большинства уполномоченных Совета, как в городе, так и деревне наблюдается ослабление интереса к церкви и снижение её влияния на верующих.

Это явление, прежде всего, объясняется … теми мероприятиями, которые проводил Совет в 1948-1950 гг. – через церковный центр по ликвидации нежелательных форм воздействия церкви на население и через своих уполномоченных – по известному ограничению деятельности церкви…

Начиная со второй половины 1948 г., Совет провёл ряд мероприятий по ограничению деятельности церкви и духовенства. Через церковный центр по рекомендации Совета прекращены службы вне церковных зданий; отменены крестные ходы (кроме пасхального), в том числе и в праздник Крещения; ограничены разъезды служителей культа по населённым пунктам для отправления религиозных треб на дому верующих»[3]. Как известно, «монах Георгий» никак не попытался воспрепятствовать такому бесчинству Карпова, который благополучно пробыл на этом посту аж до 1960 года.

При этом миф о “православном патриоте” Сталине при этом имеет, кроме прочего, прикладное религиозное и политическое значение. В религиозном плане – это насаждение “красного”, классического, можно сказать, варианта обновленчества, вместо “оранжево-кочетковского”. Последний вариант устарел в плане эффективности развала Православия, поскольку в стране сильно возрос градус патриотизма.

В политическом же плане именем Сталина нам готовят “русского Ципраса” – псевдопатриота российского разлива, который будет исполнять команды глобалистов, маскируясь неокоммунистическим патриотизмом.

Вольно, или невольно, но каждый публицист, который распространяет мифы о «тайном ревнителе Православия монахе Георгии», льет воду именно на мельницу антихристианских и русофобских сил.

Игорь Друзь

Источник



[1] Национальный вопрос и ленинизм // Сталин И.В Полное собрание сочинений Т.11. С. 347).

[2] Ходжа Энвер Со Сталиным. Институт Марксистско-Ленинских Исследований ЦК Албанской Партии Труда. Тирана, 1984. С. 166-167.

[3] Сталин и Церковь глазами современников. М., 2012. С.168-169, 180). 




Возврат к списку