Новости и комментарии

21.10.2018 Глава киевских раскольников – так называемой «УПЦ КП» объявил себя настоятелем Киево-Печерской и Почаевской лавр, принадлежащих канонической Церкви

20.10.2018 В Западноевропейском экзархате Константинополя заявили, что не разрывали общение с РПЦ

19.10.2018 На Афоне заявили о неподчинении Константинополю

18.10.2018 Раскол в расколе. Между лидерами неканонических церквей Украины начались разногласия по "автокефальному" вопросу

17.10.2018 Турецкая православная церковь потребовала судить Вселенского патриарха

15.10.2018 Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом

15.10.2018 Тысячи украинских националистов на годовщину создания УПА устроили марш в центре Киева

14.10.2018 Митрополит Иларион заявляет о решимости разорвать единство с Фанаром

14.10.2018 Положение Русской Православной Церкви на Украине обсуждалось на совещании Путина с постоянными членами Совбеза РФ

10.10.2018 В первый день работы Синод Константинополя не рассматривал украинский вопрос

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Порошенковская «автокефалия»: стадия переговоров

ПК и Варфоломей_.jpg

Патриархи Кирилл Варфоломей: еще недавно они беседовали вполне дружески…

Вернемся к процессам вокруг «порошенковской автокефалии». В последние недели они шли непублично, но кое-какие протуберанцы можно разглядеть, и они говорят о многом. И Москва, и Фанар направляют делегации в другие Поместные Церкви. Причем, похоже, большинство из них не хочет занимать определенной позиции – вероятно, рассчитывая на щедрые дары с обеих сторон или уже получив такие дары.

В первом раунде «челночной дипломатии» митрополит Иларион посетил Предстоятелей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Церквей. Встреча с Иерусалимским Патриархом происходила «на полях» - во время обеда после службы в Наблусе. Патриарх Кирилл общался с руководителем Албанской Церкви во время планового визита в Тирану. 18 мая состоялись визиты митрополита Илариона сразу в две Церкви – Румынскую и Польскую (любопытно, что в этих переговорах не участвовал многолетний куратор межправославных отношений протоиерей Николай Балашов, вопреки характеру своих полномочий ставший главным творцом политики «мира и диалога» с порошенковской властью и прочими «евроинтеграторами»).

Увы, публичной поддержки позиции Москвы иными православными центрами почти не видно – за исключением двух. Весьма осторожное заявление сделал сербский Архиерейский Собор, который выразил солидарность с канонической Церковью на Украине, «подверженной грубому гонению со стороны нынешнего режима в Киеве». На самом деле после таких слов можно как принять позицию Константинополя, так и еще сильнее сдвинуться в сторону Москвы. В целом позитивно высказался Синод Польской Церкви, который подчеркнул, что автокефалию нельзя давать раскольникам и в любом случае для ее одобрения нужно согласие всех Поместных Церквей. Другие Церкви пока ничего нового по Украине не заявили. Совместных коммюнике или пресс-релизов по итогам визитов тоже не было. Константинопольского Патриарха Варфоломея московская делегация не посещала (впрочем, 18 мая у него на приеме был российский бизнесмен Иван Саввиди). Насколько мне известно, Элладская Церковь, находящаяся под контролем греческих властей, встречаться с представителями Московского Патриархата пока не захотела – ей лишь было передано письмо.

Фанарская делегация начала объезжать другие Церкви чуть позже. После ее встреч совместных заявлений и утечек почти не было – кроме очень симптоматичной публикации на греческом сайте «Ромфеа». Если ей верить, Константинополь не собирается ни созывать всеправославной встречи по украинской проблематике, ни даже получать письменного согласия других Церквей на свои инициативы. Он лишь пытается выяснить, не будут ли они против, а одновременно декларирует свое право действовать самостоятельно, на правах «Церкви-матери», которая якобы никогда не соглашалась с передачей Киевской митрополии Москве. По сути речь идет о праве распоряжаться «своими» подчиненными. От других Церквей при таком сценарии будет ожидаться лишь признание каноничности поставленного Фанаром Киевского митрополита.

Если все это правда, действия Константинополя могут быть быстрыми – и крайне разрушительными. Но не только для церковной Москвы, которая в результате стремительно потеряет тысячи приходов. Пострадают и интересы вроде бы главных бенефициаров «плана Порошенко». Руководители раскольничьих сообществ на Украине и примкнувшие к ним несколько иерархов канонической УПЦ вряд ли могут рассчитывать на пост главы гипотетической автокефалии или «параллельной автономии». Если выстраивать некий вектор на основе камушков, брошенных сайтом «Ромфеа», Фанар планирует назначить Киевского архиерея «по своей версии» самостоятельно, причем это вряд ли будет выходец с Украины. Наиболее вероятный кандидат – архиепископ Тельмисский Иов (Геча), этнический украинец, родившийся в Канаде. Филарет (Денисенко), который никуда уходить не собирается, такой вариант вряд ли воспримет. Напрягутся и другие амбициозные люди – например, митрополит Александр (Драбинко). «Митросексуалы», которые уже похоронили конкурентов-стариков, не готовы принять конкурентов-иностранцев. Самым печальным итогом нового «автокефального проекта» для его инициаторов может стать еще большее дробление православного сообщества Украины. Реальные ключи к единству или к такому дроблению – к сожалению, не у общин, а у иерархов и их спонсоров, экономических или политических. Если им не понравится центральная фигура новой автокефалии или автономии, созданной Фанаром, никто не заставит их в нее идти, как бы ни призывал к сему Порошенко.

Впрочем, пока такой сценарий наверняка продумывает только многоопытный Денисенко. Драбинко, как я ранее и предполагал, пытается стать внутри УПЦ главным лоббистом «новой автокефалии». Он не только выразил ей публичную поддержку, но и съездил к митрополиту Черкасскому Софронию (Дмитруку), который вскоре заявил, что около десяти архиереев УПЦ поддерживают план Порошенко. Из уст Софрония прозвучало имя митрополита Овручского Виссариона (Стретовича), заявление которого о поддержке автокефальных планов то появлялось на сайте его епархии, то исчезало, а в конце концов было объявлено результатом хакерской атаки. Ходят слухи о причастности к этой же «группе десяти» митрополитов Винницкого Симеона (Шостацкого) и Харьковского Онуфрия (Легкого) – насчет последнего, правда, сомневаюсь.

Как бы то ни было, появление «канонической» параллельной церковной юрисдикции неизбежно приведет к оттоку в нее многих приходов нынешней УПЦ – конечно же, под давлением властей. Вот что написал мне на днях один украинский клирик: «Нас всех станут загонять скопом туда... Уверен, что помчится 90% архиереев и попов. Кто не пойдет - встречайте на приходе архитектора, землеустроителя, сельского голову, полисмена! Нет документов на храм и на землю - сдайте ключи. Не хотите сдавать - переходите, не переходите - адьё! Уверен, зная как все обросли, - большинство уйдет, особенно без отсутствия хотя бы моральной поддержки РФ и слов надежды на скорое движение».

Теперь о том, остаются ли у России и Русской Церкви возможности воздействовать на развитие событий. Если и остаются, то немногочисленные. В случае войны «щедрых даров» гораздо более убедительными они окажутся у американцев, стоящих за Фанаром. Сильнее подействуют и «мягкие» угрозы из западных столиц. Поместные Церкви и далее будут уходить от резких движений – но в случае решительных действий Константинополя они скорее примирятся с этими действиями, чем будут протестовать. Рассчитывать приходится лишь на поддержку Грузинской, а также, возможно, Болгарской Церкви. В самом лучшем случае – еще Сербской и Антиохийской, страдающих от попыток передела собственных канонических границ.

Традиционно считалось, что на Фанар могут воздействовать в пользу Москвы турецкие власти. Надежды на это может поубавиться после состоявщейся 25 апреля встречи Патриарха Варфоломея с Реджепом Тайипом Эрдоганом, после которой президенту был представлен бизнесмен с обширными международными связями Георгиос Папалиарис. Неизвестно, обсуждался ли на этой встрече украинский вопрос, но в целом ее исход был для Фанара крайне позитивен – 5 мая Варфоломей объявил о скором открытии богословской школы на острове Халки, чего Патриархат многие десятилетия добивается при мощной поддержке американо-греческого бизнеса и некоторых политиков США. Похоже, у Фанара со Стамбулом идет период потепления. К тому же в некоторых влиятельных московских кругах насчет нынешних трудностей на украинском церковном направлении можно услышать: «Сами упустили, пусть сами и расхлебывают».

Последний оставшийся шанс – это решительное расставание с политикой «возвышения над схваткой», которую церковное руководство приняло еще в 2014 году и которой я старался оппонировать сначала кулуарно, а затем и публично. Надо ясно сказать, что вектор «евроинтеграции» Украины – это вектор ложный, разрушительный для Православия. Надо осудить богословский модернизм и экуменизм Фанара. Надо сказать, что идти «под Константинополь» - значит утратить истинную веру. Собственно, так уже начал говорить митрополит Киевский Онуфрий: «При этой модели нам будет трудно – если не сказать невозможно – сохранить чистоту святой православной веры. А если мы теряем нашу веру, то мы теряем вообще смысл церковной жизни».

Ну и надо, наконец, добиться того, чтобы Россия отказалась от любого сотрудничества с людьми, захватившими власть на Украине, и предпочла интересы оставшихся там пророссийски настроенных людей любым экономическим и «миротворческим» соображениям. Потому что мир ценой несправедливости, ценой превращения украинского народа в вечную «анти-Россию» - это мир, который хуже любой войны. Такой «мир» очень похож на гитлеровский проект 1941-1944 годов. И все, кто соглашается с ним, - предатели.

Надо и в целом переходить к доктрине особой ответственности России за ту часть постсоветского пространства, где компактно проживают русские или представители других народов, чье большинство исторически живет в нашей стране. И при этом надо обращать внимание не на ООНовские бумажки, все больше теряющие цену, а на опыт стран, которые действуют без особой оглядки на них - и действуют успешно. Подробности – в документе сообщества «Русская миссия».

Протоиерей Всеволод Чаплин




Возврат к списку