Новости и комментарии

17.10.2018 Турецкая православная церковь потребовала судить Вселенского патриарха

15.10.2018 Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом

15.10.2018 Тысячи украинских националистов на годовщину создания УПА устроили марш в центре Киева

14.10.2018 Митрополит Иларион заявляет о решимости разорвать единство с Фанаром

14.10.2018 Положение Русской Православной Церкви на Украине обсуждалось на совещании Путина с постоянными членами Совбеза РФ

10.10.2018 В первый день работы Синод Константинополя не рассматривал украинский вопрос

10.10.2018 Глава департамента по делам религий Минкультуры Украины Андрей Юраш заявил, что правительство может пересмотреть условия аренды Киево-Печерской и Почаевской лавр Украинской Православной Церковью

08.10.2018 Антиохийская Церковь призывает срочно созвать всеправославное совещание по украинскому вопросу

08.10.2018 В Москве состоится круглый стол, посвященный попыткам раскола Украинской церкви

06.10.2018 В Москве прошел памятный вечер «Александр Солженицын. Преодоление клеветы и новое осмысление»

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

О НЕРАЗУМНОЙ РЕВНОСТИ И РАСКОЛАХ. ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ БЛАГОДАТНОСТИ ТАИНСТВ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Начало см.: Часть 1-я: https://vk.com/id451801315?w=wall451801315_386;

часть 2-я: https://vk.com/id451801315?w=wall451801315_388

Литургия_.jpg

Видение огненной Чаши во время Божественной Литургии. Современная съемка

В двух предыдущих беседах мы с вами говорили об узости и опасности пути, ведущего в Горний Иерусалим, а также рассмотрели вопрос о неразумной ревности, горячности и ее последствиях в вопросах церковных. Теперь приведем аргументы в защиту нашей позиции, за которую мне часто приходится терпеть укоризны и обвинения в «лояльности» к еретикам и, якобы, «нерешительности и двойственности» этой позиции.

Для начала хотелось бы сказать, что в Церкви Христовой не имеет права на существование вообще никакое личное мнение или желание. Его не может быть просто по природе самой Церкви, как Единого Богочеловеческого организма, душой которого, по словам святых отцов, является Сам Дух Святый – Дух Истины. Задача и смысл всего существования человека в Церкви – это сообразование всех своих мыслей и желаний с мыслями и желаниями Пресвятой Троицы. Поэтому мы должны рассматривать и принимать не то, что думают и хотят патриарх Кирилл, или иерей Георгий Максимов, или иерей Алексей Мороз, или Дмитрий Задорнов, или я и т.д., а то, что говорит и желает Дух Святый.

Захотелось монаху Варсанофию ни с того ни с чего, чтобы у еретиков совершались Таинства, и начал он говорить такие «глупости»? Захотелось более «правым» ревнителям: отцу Алексею Морозу, иеромонаху Гавриилу Кондрашеву или Дмитрию Задорнову чтобы Таинства у еретиков, еще не осужденных соборным разумом, перестали совершаться, и они «перестали совершаться»? Но так как для любого здравомыслящего человека понятно, что два противоположных мнения не могут быть одновременно правильными, то НАМ С ВАМИ И ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ, КАКОЕ ЖЕ ИЗ ЭТИХ ДВУХ МНЕНИЙ СООТВЕТСВУЕТ МНЕНИЮ И ПОВЕЛЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА.

Всем нам понятно, что воля Святаго Духа, а с Ним и всей Нераздельной Троицы, выражается в Священном Писании и Священном Предании Церкви, постановлениях святых Вселенских и Поместных Соборов, а также в преобладающем мнении святых отцов, так называемом «consensus patrum».

И еще хотелось бы подчеркнуть, что в православном богословии, в отличие от римского, и тем более протестантского, нет и не может быть в принципе никаких противоречий. Есть догматы и откровения человеку от Бога, которые невозможно изъяснить во всей их полноте человеческими словами, например единосущность и нераздельность Святой Троицы или образ неслитного соединения двух природ во Христе. НО ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ ПРОСТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Поэтому, наличие прямого противоречия в чьих бы то ни было мнениях или утверждениях говорит о том, что эти мнения или утверждения – ошибочны.

Совершив первоначально только одну какую-нибудь ошибку, незаметно для себя самого человек становится на неправильную дорогу и по логической цепочке делает другие ошибочные выводы. Если бы не было той первой ошибки, то вся его логическая цепочка была бы правильной. Он «справедливо» удивляется и порой негодует почему же ему не верят и не слушают его другие.

Отсюда и начнем. ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ уклонившихся «вправо»: У ЕРЕТИКОВ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. У еретиков, осужденных Собором епископов, «таинства» действительно НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. Например: у несториан, монофизитов, латинян или протестантов. Но у получивших благодать епископства или священства через законное возложение епископских рук И ВПОСЛЕДСТВИИ уклонившихся в ересь и проповедующих ересь, но пока еще не осужденных Собором епископов, Таинства совершаются вплоть до соборного извержения их из священного сана.

ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ «правых» вытекает напрямую из первого. В полемике, отвечающей на предыдущее наше утверждение (ниже мы увидим, что это не наше, а святоотеческое утверждение), «правые», которые по словам свт. Григория Богослова «хотят быть правее правого», говорят: СВЯТЫЕ ОТЦЫ НЕ РАЗЛИЧАЛИ ЕРЕТИКОВ, ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ ОТ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ.

ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ОШИБКА «ПРАВЫХ». Это и есть точка «съезда» не на ту дорогу. Если принять этот их постулат, то они правы: патриархи Кирилл и Варфоломей такие же еретики, как несториане, монофизиты, папа Римский или протестанты. Соответственно, по логической цепочке, все, находящиеся в евхаристическом общении с ними, сами становятся еретиками (за одно поминовение их), лишаются благодати Святаго Духа, то есть Миропомазания, а священники – благодати Священства и, естественно, Таинства у них не совершаются.

И это, дорогие братья и сестры, «правые» говорят О ВСЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, О ВСЕХ ПАТРИАРХАТАХ. То есть, ни много ни мало, «Церковь», по их мнению – это ТОЛЬКО ОНИ (несколько сот, или может быть, две, три тысячи человек).

Здесь я приведу свой, как я его называю «народный» аргумент. Почему народный? Этот аргумент, конечно, не обладает канонической силой, но он зачастую действует весьма отрезвляюще на колеблющихся или еще не утвердившихся в своем заблуждении.

Как мы сказали, «правые» говорят, что ВСЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ отпала от истины, впала в ересь, лишилась благодати Святаго Духа и теперь ОНИ, «ПРАВЫЕ» ТОЛЬКО И ЕСТЬ ТА САМАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ НЕ ОДОЛЕЮТ ВРАТА АДА!

То есть: В Троице-Сергиевой Лавре у мощей прп. Сергия, в Киево-Печерской Лавре у мощей прпп. Антония и Феодосия, в Почаевской Лавре у мощей прп. Иова, в Дивеево у мощей прп. Серафима Саровского (и внутри «канавки», тоже), в Иерусалиме на Гробе Господнем, не Святой Горе Афон – ВЕЗДЕ СЛУЖАТ ЕРЕТИКИ И ВЕЗДЕ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ? НЕ СЛАБО, ПРАВДА?

Когда я привел этот аргумент одной сестре во Христе, уклонившейся «вправо» и попавшей под влияние иеросхимонаха Даниила Филиппова, пытаясь ее остановить от скольжения в раскол, она просто разразилась невероятной грязной хулой на лаврских отцов монахов и на дивеевских матушек, что показало, каким духом бывают водимы такие заблудшие «ревнители». Я не хочу их осуждать. Мне их жалко так же, как и других, теплохладных и равнодушных в вере братьев и сестер во Христе, которые уцепились за «слепое», «глухое», «немое» и безрассудное «послушание» священноначалию, «страха ради архиерейска».

Но в этом, как я назвал его «народном» неканоническом аргументе есть один ПЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ФАКТ, доказывающий, что во Вселенской Церкви Благодать Святаго Духа сохраняется и Таинства ее действительны. В Великую Субботу БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ сходит не в каком-нибудь «сверхправильном» греческом зилотском «синоде» и не у наших «истинных православных христиан» или «катакомбников». Он сходит также не у отца Алексея Мороза, или Даниила Филиппова, или Гавриила Кондрашева, или других священников, говорящих о безблагодатности таинств во Вселенской Церкви.

Но СХОДИТ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ, В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. А то, что сойти у еретиков он не может, мы все с вами прекрасно знаем. Рассеченная колонна – тому свидетель. Захватили еретики силой Гроб Господень и сошел благодатный огонь не в кувуклии, а там, где стояли православные. Два моих близко знакомых монаха святогорца в прошедшую Великую Субботу были на Гробе Господнем и лично видели сошествие Благодатного огня. Один из них был близко к кувуклии и когда до него дошел Благодатный огонь, он им «умывался». При этом его волосы и борода ничуть не опалились (на значительном расстоянии от кувуклии, когда огонь начинает обжигать, у некоторых смельчаков монахов и священников борода вспыхивает).

Теперь давайте рассмотрим уже чисто канонические и святоотеческие свидетельства того, что у проповедующих ересь, но еще не осужденных Собором епископов таинства совершаются до их соборного извержения из сана.

На 7 Вселенском Соборе встал вопрос о том, как принимать еретиков иконоборцев, с правом ли священства и в сущем ли сане? Рассмотрели целый ряд правил: 1) Апостольское – 51; 2) Никейское – 9; 3) Ефесское – 3(2,4); 4) свт. Василия Великого к Амфилохию – 188; свт. Василия Великого письмо – 251, 263, 99, 240; 5) Ефесского Собора о мессалианах; 6) свт. Кирилла Александрийского письмо – 57, 56; 7) свт. Афанасия «к Руфиниану»; 8) примеры из «истории Сократа, Феодора чтеца, из Деяний Халкидонского Собора, из жития св. Саввы – о приеме поставленных в священство еретиков.

Ряд святоотеческих мнений и исторических аналогий говорил в пользу «икономии». Так, свт. Василий Великий считал справедливым еретиков энкратитов при приеме в Православие перекрещивать, но не желал отпугивать их этим от Церкви и также не возражал против тех случаев, когда некоторые энкратиты были уже приняты в сущем епископском сане. Третий Вселенский Собор постановил принимать еретиков мессалиан в сущем сане. Свт. Кирилл Александрийский, один из ревностнейших борцов за чистоту веры, советовал не очень придираться к кающимся несторианам, «ибо, – по его словам, – дело нуждается в великой икономии».

Более ревностные студийские монахи предложили к рассмотрению письмо свт. Афанасия Великого «к Руфиниану», где излагалась практика Александрийского Собора 362 года по отношению к арианским клирикам: «предстоятелей нечестия» прощать, но не давать им места в клире, «а завлеченных нуждой и насилием» прощать и допускать в клир. Как мы видим, здесь речь идет о допущении или не допущении к священнослужению, но нет и тени намека о недействительности таинства священства у проповедников и сторонников ереси. Были приведены еще примеры приема еретиков в сущем сане; Маркел Анкирский; на 4 Вселенском Соборе – Ювеналий Иерусалимский, Фаласий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Евстафий Веритский.

Сразу хочу забежать вперед. Предвидя, возможные возражения против этого аргумента, скажу сам, что при желании можно возразить и привести пример, что принимаемые даже из ереси, уже осужденной Соборами, как например латинская ересь, принимаются зачастую «по икономии» в сущем сане. В таком случае Таинство совершается (или как некоторые говорят – восполняется) не у еретиков, а при присоединении еретиков к Единой Кафолической Церкви. ТО ЕСТЬ – В МОМЕНТ ИХ ПОКАЯНИЯ. Поэтому, прием в сущем сане еретиков не является неопровержимым доказательством того, что таинства у еще не осужденных соборным разумом еретиков совершаются. Полностью согласен. Но следующий аргумент является ПРОСТО НЕОПРОВЕРЖИМЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ совершения таинств.

При рассмотрении приема еретиков иконоборцев НА 7 ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ БЫЛА, НЕСОМНЕННО, ПРИЗНАНА ХИРОТОНИЯ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЕРЕТИКОВ. Были приведены примеры: священномученик МЕЛЕТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (друг свт. Василия Великого) БЫЛ ХИРОТОНИСАН АРИАНАМИ; святитель КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН также Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским, ЯРОСТНЫМИ АРИАНАМИ (с которыми свт. Василий Великий не был в евхаристическом общении); святитель АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН ЕРЕТИКОМ ДИОСКОРОМ; ИОАНН ИЕРУСАЛИМСКИЙ – СЕВЕРИАНАМИ; БОЛЬШИНСТВО ОТЦОВ 6-ГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА – МОНОФЕЛИТАМИ.

Вот этот аргумент мне пока еще не один из «правых» ревнителей не смог опровергнуть. Да это и просто невозможно по сути. ЛИБО НАДО ПРИЗНАТЬ, ЧТО ТАИНСТВА У ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ ЕРЕСИ СОВЕРШАЮТСЯ, ЛИБО, ЧТО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕПИСКОПАМИ А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО И СВЯТИТЕЛЯМИ что, несомненно, является хулой на Церковь Божию, прославляющую их как святителей. И если можно предположить, что хиротония самих еретиков, обратившихся из ереси, была «восполнена» при их присоединении к Православию, то в этом случае НИКАКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРОСТО НЕ БЫЛО, потому что не было их «выпадения» из Церкви. Соответственно, ХИРОТОНИЯ У ЕРЕТИКОВ, ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ, БЕЗ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ ПРИЗНАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ.

Теперь приведем два конкретных и ясных святоотеческих изречения на этот счет. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ во втором примечании к толкованию 3-го Апостольского Правила в Педалионе ясно говорит, что если не было низложения сана собором, то Таинства совершаются.

..."Однако ЕСЛИ СОБОР НЕ СОВЕРШИТ НА ПРАКТИКЕ НИЗЛОЖЕНИЕ САНА СВЯЩЕННИКОВ, ИЛИ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, ИЛИ АНАФЕМАТСТВОВАНИЕ МИРЯН, ИЕРЕИ ЭТИ И МИРЯНЕ НЕ ИЗВЕРЖЕННЫ ИЗ САНА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОТЛУЧЕНЫ ОТ ЦЕРКВИ И НЕ АНАФЕМАТСТВОВАННЫ. Подсудны, однако, здесь к низложению сана, отлучению от Церкви, анафематствованию, а там - на суд Божий. Поэтому МНОГО СОГРЕШАЮТ ТЕ НЕСМЫСЛЕННЫЕ, ГОВОРЯЩИЕ ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ, КТО РУКОПОЛОЖЕН НЕКАНОНИЧНО, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ РУКОПОЛОЖЕНЫ. Тем, кто говорит такое, просто нравится осуждать всё священное, и они не понимают, что ПОВЕЛЕНИЯ КАНОНОВ, ЕСЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВТОРОГО ЛИЦА, ТО ЕСТЬ СОБОРА, НЕ ДЕЙСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО И ДО СУДА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ САМИ СОБОЙ.

Сами Божественные Апостолы нам показывают в 46-м Правиле, что НЕ ИЗВЕРГАЕТСЯ ИЗ САНА АВТОМАТИЧЕСКИ ЕПИСКОП ИЛИ ПРЕСВИТЕР, принимающий крещение еретиков, НО ДАЁТСЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ЧТОБЫ БЫЛИ СУДИМЫ, И ЕСЛИ БУДЕТ ДОКАЗАНА ВИНА, ПУСТЬ БУДЕТ ЛИШЕН СВЯЩЕНСТВА, ТАК ПОВЕЛЕВАЕМ".

Здесь хотелось бы подчеркнуть эту святоотеческую мысль. Сейчас часто не только со стороны «правых», но и в нашей среде умеренных ревнителей часто слышишь и видишь на страницах интернета такое понятие, как «автоанафема». Здесь, преподобный Никодим Святогорец четко и ясно говорит, что «автоанафемы» в том смысле, какой ей придают сейчас многие, ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Они не придают значения в архиерейской и иерейской присяге частице - «ДА»; «да лишен буду », «да осужден буду». То есть: «я должен быть осужден, пусть я буду осужден, я согласен с этим, если я буду проповедывать ересь». Но это не значит, что он автоматически уже осужден с момента начала проповеди ереси. И подавляющее большинство канонов, за редчайшим исключением, содержит в себе эту частицу «ДА». Это означает, что должен произойти церковный суд и человек должен быть осужден за данное церковное преступление. Но пока церковный суд не произошел, никакая «автоанафема» не действует. ЕЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ.

Другой святой, ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ (МИЛАШ) в своем толковании на 4-е правило Антиохийского Собора ясно и четко говорит: "ЕСЛИ ЕПИСКОП НАЧНЕТ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕРЕСЬ или организует раскольническое общество, ОН ТЕМ САМЫМ НЕ ЛИШАЕТСЯ ЕЩЕ ПРАВА СОВЕРШАТЬ РУКОПОЛОЖЕНИЯ; НО ЕСЛИ БЫ ТАКОЙ ЕПИСКОП ЗА ЭТО ЖЕ ИЛИ КАКОЕ-ЛИБО ДРУГОЕ ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЫЛ ОСУЖДЕН СОБОРОМ И ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗВЕРЖЕН ИЗ СВОЕГО САНА, ОН ПОТЕРЯЛ БЫ ВСЕ СВОИ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ЛИШИЛСЯ БЫ БЛАГОДАТИ СВЯЩЕНСТВА И ПРАВА БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. таковой не может более никого рукополагать, ПОТОМУ ЧТО ИЗВЕРЖЕНИЕ, РАЗУМЕЕМ КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ (ΠΑΝΤΕΛΉΣ ΑΦΟΡΙΣΜΌΣ), И ЕСТЬ ТОТ КАНОНИЧЕСКИЙ АКТ, В КОТОРОМ ИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО ТЕРЯЕТ СВОЮ СВЯЩЕННУЮ ВЛАСТЬ, принадлежащую ему до тех пор, и обращается в мирянина, каким он был до своего рукоположения".

Здесь надо обратить внимание на слова «КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ». Значит, есть и «НЕ КОНЕЧНОЕ»? Да, именно. Вот это-то, «НЕ КОНЕЧНОЕ» извержение и называем мы, когда говорим, что еретичествующие иерархи являются лжепатриархами и лжеепископами. «ЛЖЕ» - потому, что они проповедуют ересь и ведут послушных им слепых овец в ров погибели, но не потому, что у них уже не совершаются Таинства. Пока идет период борьбы с ересью, который продолжался в Церкви иногда 50 и 60 лет, пока не произошло осуждение ереси в том виде, в каком она проповедуется еретиками и самих еретиков на большом всецерковном соборе, Господь проявляет «икономию» по отношению к таинствам у еретичествующих иерархов ради народа, который порой не в состоянии четко разобраться в сложной церковной ситуации. Господь не тиран, который только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы сразу швырнуть нас всех в преисподнюю. Он долготерпит, пока уляжется буря, прояснится церковный небосвод и овцы четко увидят кто есть пастырь, а кто лжепастырь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение слова хотелось бы сделать оговорку. Как в каждом слове, призывающем к ревности о чистоте веры, к прекращению поминовения еретичествующего патриарха Кирилла или Варфоломея и других еретиков, я стараюсь делать оговорку с предостережением от крайностей раскола, так и здесь необходимо сделать оговорку.

Несмотря на то, что таинства у еще не осужденных иерархов совершаются, это не должно служить нам поводом к успокоению и равнодушию к тому беззаконию, которое происходит в Церкви, к распространению всеереси экуменизма, к построению лжепатриархами и лжеепископами новой религии антихриста. Мы не должны с вами складывать оружие, данное нам Самим Духом Святым через святых отцов и Святые Соборы, спокойно почивать в «ожидании», когда же уйдет благодать из храмов и когда туда уже точно нельзя будет пойти для исповеди и причащения Святых Христовых Таин потому, что таинств там уже просто не будет. Мы не должны ждать и равнодушно наблюдать как другие, по словам преподобного Паисия Святогорца, «вытаскивают змею из норы», «змею» всеереси и новой религии антихриста.

Каждый из нас является маленькой клеточкой единого, живого церковного Богочеловеческого организма Церкви. И поскольку в этот организм попал вирус смертельной еретической болезни, каждая клеточка, по мере своих сил, должна воспротивиться этому вирусу, чтобы произошло исцеление всего организма и чтобы самой этой клеточке не погибнуть, будучи зараженной вирусом равнодушия и не отпасть от церковной полноты вместе с еретиками.

И самое совершенное и самое действенное средство в этой борьбе, которого как огня боятся еретики, это прекращение поминовения еретичествующих епископов и разрыв с ними евхаристического общения; ограждение от еретиков дополнительной внутрицерковной оградой; обличение их беззакония; пренебрежение несправедливыми их прещениями, не имеющими в данном случае никакой силы и продолжение служения Церкви каждым в своем чине и на своем месте.

Также хотелось бы заметить: все это написано не с той целью, чтобы как-то унизить, оскорбить или «пригвоздить» наших братьев во Христе, уклонившихся слишком «вправо». Все мы люди, и каждый может ошибиться. Если даже батюшка прп. Серафим Саровский говорил, что он ошибался, когда «говорил от себя, не проверив в молитве», то что говорить о всех нас? Я искренне хотел бы, чтобы отцы Алексей Мороз, Даниил Филиппов и другие их единомышленники смиренно осознали свое уклонение и вернулись в нормальное русло борьбы с ересью экуменизма. Разделению может радоваться только диавол и одержимый диаволом. Поэтому, если я кого-нибудь задел слишком резким словом, прошу прощения и у всех прошу святых молитв.

Святая Гора Афон. 25 января 2018 года. Память Свт. Григория Богослова.

Грешный монах Варсанофий Богославский

P.S. Когда, четыре дня назад, я начал писать третью, основную часть "О неразумной ревности и расколах", ко мне подошел монах из нашего братства и показал эту фотографию, которую ему прислал знакомый иеромонах. На фотографии Божественная Литургия, совершаемая одним из архиереев Русской Православной Церкви Московского Патриархата (см. фото).

Источник




Возврат к списку